Здоровьесберегающие технологии в условиях ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: по данным учёных удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 25%-30% от общего количества обучающихся. Динамика здоровья подрастающего поколения за последние 10 -15 лет характеризуется всеми неблагоприятными тенденциями.

Сегодня учёные пришли к твёрдому убеждению и осознанию того, что традиционной медициной предельно использованы возможности положительного влияния на уровень и качество здоровья людей. Несбалансированное и недоброкачественное питание, дефицит физической активности, курение, загрязнение опасных для организма человека веществами воздуха, водоёмов, почвы, вредные условия труда, психоэмоциональные перегрузки и стрессы – эти и многие другие отрицательные явления, непосредственно ведут к ухудшению здоровья людей, преодолеть общими усилиями способно только государство, общество в целом.

Одним из направлений в решении сложной проблемы, коренного улучшения состояния здоровья населения России, является создание государственной системы обязательного всеобщего обучения основам здоровья и гигиенического воспитания, начиная с дошкольного возраста. В настоящее время возникло особое междисциплинарное направление: «педагогика оздоровления». Основная цель педагога этого направления - дать информацию ребёнку и сформировать навыки, необходимые для поддержания здоровья и работоспособности.

Весь комплекс мер - знания, умения, навыки, формы, методы направлены на формирование уверенности в себе и своих действиях в повседневной жизни и в ситуации риска.

Педагогический коллектив ДОУ «Журавушка» понимает важность и нужность формирования у детей навыков ведения здорового образа жизни с дошкольного возраста. Для этого мы имеем необходимые условия и материальную базу: игровые площадки на улице, подбор методической литературы, инновационные разработки в данном направлении и т.д.

Особое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе, которая решается педагогами и медиками совместно.

Ежедневно физкультурно-оздоровительная работа с детьми начинается с утренней зарядки. В тёплые дни весенне-осеннего периода (при температуре не ниже +10°) гимнастика проводится на свежем воздухе. Одежда детей постепенно облегчается. Содержание и подбор упражнений зарядки зависит от состояния погоды и подготовленности детей.

В младшем и среднем дошкольном возрасте утренняя гимнастика носит игровой характер. В неё включаются такие игры как «Пузырь», «По ровной дорожке», «Самолёты», «Карусель», «Курочка» и т.д. А также упражнения образно-имитационного характера «Котята», «Жучки», «Петрушки», «Воробышки» и т.д., пальчиковые игры, связанные с сюжетом комплекса.

В старшей и подготовительной группах утренняя гимнастика состоит из общеразвивающих упражнений, включается точечный массаж
А. Усманской: «Смешные обезьянки», «Любимые рубашки», «Робот Федя», «Веснушки», массаж для утреннего носового дыхания, игровой массаж, дыхательные и звуковые упражнения из программы М. Л. Лазарева «Здравствуй».

Сегодня мы всё чаще слышим слово «гиподинамия», что означает недостаток движения, отсюда и нарушение функций организма, опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения, которые возникают при неправильной организации двигательной активности. Наш век, век компьютеризации повлёк за собой множество заболеваний, в связи с тем, что дети очень много времени проводят у телевизора, компьютера, т.е. в статическом положении.

Решить эту проблему в какой-то степени помогают занятия ритмической гимнастикой, которые в нашем учреждении проводятся со старшего дошкольного возраста преподавателем по ритмике.

Ритмика – это пластичность, грациозность и красивая осанка.

Для детей старшей группы на занятиях по физкультуре используются коррекционные упражнения, которые взяты из программы «Старт», а также разработан ряд игровых упражнений: «Аист», «Деревцо», «Ласточка», «Кто выше» и т.д. Такие занятия повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность.

По данным многих учёных-физиологов, учебная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. В результате в клетках коры головного мозга происходит ряд сдвигов, снижающих их функциональные возможности и работоспособность. Дошкольникам особенно трудно продолжительно удерживать активное внимание, поскольку для детей этого возраста, характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга и недостаточность внутреннего активного торможения. Учитывая психологические особенности дошкольника для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья, в структуру  каждого занятия нами введён рад эффективных методов, и основной из них – физкультминутки. Используемые физкультминутки сочетают в себе различные упражнения – для кистей рук, для зрения, дыхательные, динамические упражнения. Длительность их составляет 1-3 минуты. Обычно они проводятся со стихотворным текстом, который сочетается с темой занятия. Для профилактики утомления зрения разработаны специальные комплексы упражнений с сигнальными метками (обозначающие правый нижний угол, правый верхний угол, левый нижний угол, левый верхний угол; яркие воздушные шары).

Дети у удовольствием выполняют элементы психогимнастики, которые используются на занятиях в младшей группе : «Улыбнись, как солнышко», «Нахмурься, как туча», «Увидели чудо» и т.д.

Аксиомой является положение о том, что игра ведущий вид деятельности дошкольников. Все игры могут и должны использоваться для развития у детей навыков здорового образа жизни с учётом классификации игр, которые позволяют повышать результативность педагогического воздействия. Игра для дошкольника имеет исключительное значение. Игра для них –учёба, труд, серьёзная форма воспитания. В своей работе большое значение придаю приобщению детей к русским народным играм. Такие, игры,  подобно обрядовому действию, от которого нередко берут своё начало, синтезируют в себе разные жанры детского фольклора (считалки, приговорки, песенки), элементы хореографии (танец, хоровод), драматическое искусство (у каждого своя роль) и, наконец, то, что мы называем физкультурой. Организованные и систематически проводимые они формируют характер, волю, уверенность в своей силе.

Работа по воспитанию у детей навыков ведения здорового образа жизни осуществляется в тесном контакте с семьёй. С родителями проводятся беседы о важности привитию детям навыков с раннего возраста, консультации о воспитании у детей интереса к спорту и физкультуре, о необходимости соблюдения режима дня.

Проводятся совместные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», вечера досуга «В лес за здоровьем», открытые занятия для родителей.
Создание здоровьесберегающей  образовательной среды в нашем ДОУ, в сотрудничестве с медицинской, психологической, педагогической службой, даёт свои позитивные результаты. Это снижение заболеваемости детей в адаптационный период, положительный настрой на посещение детского сада, желание детей заниматься каким-то видом спорта и физкультурой.

Список использованной литературы.

  1. Е.А. Каралашвили. «Физкультурная минутка». Творческий центр. Москва. 2001г.
  2. О.Н. Моргунова. « Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в ДОУ». ТУ «Учитель». Воронеж. 2005г.
  3. С.О. Филиппова. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения». «Детство – пресс». Санкт-Петербург. 2005г.
  4. И.В. Чупаха, Е.З. Пужаева, И.Ю. Соколова. «Здоровьесберегающие технологии». Москва – Ставрополь. 2003г.
  5. Журнал «Дошкольное воспитание». №9. 1993г.
  6. Журнал «Дошкольное воспитание». №1. 2004г.
  7. Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2005г.