Групповая работа. Занятие "Истории гномов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Первый этап

Участники: Подготовительная группа № 1.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.

Задачи: Формирование навыков сотрудничества, формирование дружеских взаимоотношений, развитие творческого воображения, произвольного поведения, речи, продолжать учить распознавать различные эмоции, развитие рефлексивных навыков.

1. Ритуал начала занятия

(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие)

Игра «Приветствие по кругу»

Дети сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки справа и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!» и т.д.

- Ребята, во время наших прошлых встреч мы много говорили о чувствах, которые могут испытывать люди. Давайте вспомним, какие чувства вы знаете…(ответы детей)

Правильно, вы назвали много разных чувств, которые могут испытывать люди.

2. Основная часть занятия

(Задачи: активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и жестов, развитие познавательного интереса, произвольного поведения, снятие напряжение, развитие самосознания, продолжать учить распознавать различные эмоции.)

Игра «Предметы и их настроение»

- Постарайтесь найти в игровой комнате какие-нибудь предметы, которые бы вам ассоциировались с каким-либо чувством. Придумайте, почему он радуются или грустят, сердятся или удивляются. Ваши мнения могут не совпадать, один решит, что выбранный предмет очень грустный, а другой скажет, что ничего грустного в нем нет. У каждого свое мнение, давайте выслушаем.

Игра «У Маланьи…»

Дети стоят по кругу и выполняю движения.

У Маланьи, у подружки, жили в беленькой избушке (Дети идут по кругу, останавливаются и поднимают руки вверх, изображая домик)

Семь сыновей. Все без бровей!

 (Указывают на брови)

Вот с такими ушами!

 (Указывают на уши)

Вот с такими носами!

 (Указывают на нос)

Вот с такой головой!

 (Обхватывают голову)

Вот с такой бородой!

 (Показывают длинную-предлинную бороду)

Сидели и смотрели

 (Дети присаживаются на корточки)

И делали вот так……

 (Психолог выводит в центр любого ребенка и тот, в свою очередь, делает какое-либо движение, которое повторяют все дети)

Игра повторяется несколько раз.

Задание «Такие разные гномы…»

Психолог выкладывает на столе изображения гномиков, у которых разные настроения (веселый, грустный, сердитый, печальный, застенчивый, удивленный, спокойный, серьезный, важный, испуганный) и предлагает детям выбрать себе такого гномика, который ему больше понравился.
Далее психологом дается инструкция: раскрасить гнома, придумать ему имя, где он живет, с кем живет, чем любит заниматься, что кушать, какими он обладает способностями.

Пальчиковая гимнастика: «Гномики-прачки» (проводится по окончании рисования)

Жили-были гномики

 (дети сжимают и разжимают кулачки)

Маленькие гномики:

 

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки

 (Правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять

 (Правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого)

Стали гномики стирать:

 (Трут кулачки друг о друга)

Токи – рубашки,

 (Опять загибают пальчики на левой руке,

Пики – платочки,

 начиная с большого)

Чики – носочки.

 

Микки – умница был – всем водичку носил.

 

3. Завершение занятия (ритуал прощания)

(Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков).

Каждый ребенок рассказывает про своего гномика, отвечая на вопросы психолога.

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий ребенок, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!

Наше занятие заканчивается, до свидания!

Второй этап

Участники: Дети подготовительной группы № 1 (подгруппы по 4-5 человек)

Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.

Задачи: Формирование навыков сотрудничества в парах, побуждать детей к совместному решению задачи, учить вместе обсуждать задание, приходить к общему решению, согласовывать свои действия с партнером, развитие творческого воображения, речи, продолжать учить распознавать различные эмоции, развитие рефлексивных навыков.

Материал: Изображения гномов, которые дети раскрашивали на предыдущем занятии, вырезанные картинки, не связанные сюжетом, клей, краски, кисти, салфетки, карандаши, лист ватмана, музыкальное сопровождение.

1. Ритуал начала занятия

(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие

Игра «Приветствие»

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Катя берет у меня перышко и дотрагивается до меня и говорит: «Здравствуйте, Екатерина Павловна, я рада вас видеть!».

2. Основная часть занятия

(Задачи: активизация воображения и образного представления, развитие познавательного интереса, снятие напряжение, развитие коммуникативных навыков, способствовать формированию дружеских взаимоотношений)

- Ребята, на прошлом занятии мы с вами рисовали гномов, рассказывали про них.

У всех получились разные истории, которые мы внимательно слушали.

Сегодня наши гномы отправятся в путешествие. Мы попробуем сочинить историю, в которой примут участие все ваши гномы и еще некоторые персонажи.

На столе перед детьми разложен лист ватмана и картинки, вырезанные из журналов 3-5 штук, представляющие основу для связанного рассказа.
- Ребята, разложите картинки на столе, рассмотрите их и начинайте фантазировать, объединяя их в общий сюжет.

В процессе самостоятельной работы детей, психолог помогает детям разрешить возникающие трудности, разногласия, оказывает направляющую помощь в случае затруднений.

Психолог использует следующие приемы для создания ситуации успеха у детей: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» К.Д. Ушинский.

  1.  «Авансирование успеха» Педагог заранее говорит ребенку, что у него получится, он справится. Это внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности «Я даже не сомневаюсь, что ты справишься и выполнишь это задание правильно!»
  2. «Эмоциональное поглаживание» Учитель с легкостью раздает комплименты : «Я вами или тобой горжусь!», «У тебя очень хорошо получается строить башню из кубиков!» т.д.
  3.  «Скрытая инструкция» Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания «Возможно лучше всего начать с ….», «Выполняя работу, не забудьте…..»
  4.  «Позитивного высказывания» Внешнее описание действий в позитивном ключе. Ребенок говорит : «У меня не получится, я плохой, я рисую каляку-маляку!» Педагог «Максим так увлечен рисованием. Его ветер сильными порывами закручивает круги……»
  5.  «Эффективная похвала» Например, если ребенок пытается надеть ботинок, очень старается, педагог, проходя мимо, говорит: «Как здорово у тебя получается надевать ботинок, я вижу, ты очень стараешься!»
  6. «Внесение мотива» Показывает ребенку, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после ее выполнения «Без твоей помощи мы не справимся!» < Рисунок 4 >
  7.  «Персональная исключительность» Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности «Только тебе я могу доверить», «Только ты мог бы…»

3. Завершение занятия (ритуал прощания)

(Задачи: развитие чувства целостности группы, развитие чувственной опоры, помощь в организации обратной связи, развитие ощущения собственной значимости, развитие рефлексивных навыков).

Ребята рассказывают историю, которая у них получилась в ходе работы, дают название.

Отвечают на вопросы психолога:

  1. Понравилась ли вам история, которая получилась в результате вашего совместного творчества?
  2. Какие чувства у вас вызывает эта картинка?
  3. Нравится она вам или нет?
  4. Сложно было рисовать вместе?
  5. Что вам особенно понравилось во время совместной работы, а что огорчило?
  6. Что вам помогало в работе?
  7. Есть ли что-то на рисунке постороннее, лишнее, на ваш взгляд?
  8. Возникает ли у вас сейчас желание исправить рисунок или что-то добавить.

!!!В процессе обсуждения психологом подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей.

Упражнение «Прощание»

Дети берутся за руки и произносят слова:

«Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали,
И дружно поиграли!»

До свидания, ребята, до новой встречи!

Третий этап

Участники: Дети подготовительной группы № 1

Цель: Развитие коммуникативных навыков, воображения, эмоциональной сферы детей, развитие самосознания.

Задачи: развитие творческого воображения, речи, развитие рефлексивных навыков.

Материал: «Истории в картинках», которые сочинили дети, развешанные на доске.

1. Ритуал начала занятия

(Задачи: помочь установить контакт детей, создать положительный настрой на занятие)

Игра «Приветствие по кругу»

Дети сидят по кругу. Круг – это возможность открытого общения, форма круг создает ощущение целостности, завершенности, настраивает группу на совместную работу.

- Здравствуйте, я рада вас видеть! Начнем наше занятие с приветствия. Я дотронусь перышком до своего соседа справа и прошепчу: «Дима, здравствуй, я рада тебя видеть!». Теперь Дима берет у меня перышко, дотрагивается до соседки справа и говорит: «Катя, здравствуй, я рада тебя видеть!» и т.д.

2. Основная часть занятия (развитие рефлексивных навыков, уверенности в себе, развитие самосознания, творческого воображения, произвольного поведения, сплочение детского коллектива)

Психолог приглашает к доске каждую команду детей и просит рассказать свою «Историю в картинках». Далее дети рассказывают о сложностях, впечатлениях от совместной работы. Отвечают на вопросы психолога:

  • Понравилась ли вам история, которая получилась в результате вашего совместного творчества?
  • Что вам особенно понравилось во время совместной работы, а что огорчило?
  • Что вам помогало в работе?

!!!В процессе обсуждения психологом подчеркивается связь между результатом и взаимодействием детей.

3. Завершение занятия (ритуал прощания)

(Задачи: развитие чувства целостности группы)

- А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста, в общий круг. Один из вас выходит в середину круга, другой подходит к нему и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит следующий ребенок, берет за свободную руку кого-либо из вас, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Так до тех пор, пока все не окажутся в новом кругу. Возьмитесь крепко за руки, молча посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь. Спасибо!

Наше занятие заканчивается, до свидания!