Социальные сети в России: преимущества и риски

Разделы: Иностранные языки


Название программы: В.В. Сафонова. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Школа с углублённым изучением иностранных языков. II-XI классы. М.: «Просвещение», 2010.-105 с.

Тема урока, класс: “Social networks in Russia: Benefits and Risks”, 9 класс.

УМК: Английский язык. 9 класс : учеб. Для общеобразоват. Учреждений и шк. С углубл. Изучением англ. яз. / [К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др.]. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2013. – 216 с.: ил. – (Звёздный английский).

Цель урока: Формирование коммуникативной компетентности у учащихся на базе повторения, обобщения и систематизирования учебного материала по теме «Breakthroughs» (активизация имеющихся у учащихся знаний, полученных на уроках английского языка).

Задачи урока:

Воспитательные

  1. Воспитывать у учащихся стремление к изучению английского языка.
  2. Развивать умение работать в командах и парах.

Развивающие

  1. Развивать  познавательный интерес, инициативу в осуществлении речевой деятельности.
  2. Развить логическое и критическое мышление.

Практические

  1. Расширять уровень знаний учащихся по теме на основе лексико-грамматического характера. Познакомить учащихся с новой тематической лексикой.
  2. Упражнять учащихся в умении задавать вопросы и отвечать на них (диалогическая речь).
  3. Тренировать учащихся в применении лексики по  теме в виде монологического высказывания.
  4. Активизировать применение универсальных учебных действий в нестандартных условиях (дебаты).
  5. Совершенствовать навыки аудирования, формирования умения строить высказывание в рамках заданной темы с использованием изученного лексического материала.
  6. Развивать компетенцию владения современными компьютерными технологиями.

Планируемые результаты

Целевые установки

Самоопределение: внутренняя позиция школьника - самооценка

Смыслообразование: границы собственного знания и «незнания»

Морально-этическая ориентация: оценка своих поступков

Принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

Формирование внутренней позиции на уровне положи-
тельного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Повышение уровня мотивации на уровне положительного отношения к школе

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Умение пользоваться полученными знаниями и умениями для организации самостоятельной познавательной деятельности;

Использовать различные информационные средства для саморазвития

Проявлять толерантное отношение к культуре других народов, уважение к другой культуре

Компетентность в реализации основ гражданской
идентичности в поступках и деятельности

Метапредметные результаты

Целевые установки

Регулятивные:
управление своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи

Учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Создавать и преобразовывать предлагаемые модели действий для решения образовательных задач.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха

Адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности.
Положительность адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».

Учитывать и координировать свои действия в сотрудничестве.

Осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха.
Развивать умение избегать неудач.

Предметные  результаты

Целевые установки Задачи

создание осознанной мотивации к изучению иностранных языков

  • развитие навыков самостоятельного обучения;
  • развитие интегрированных языковых навыков;
  • сообщение необходимых знаний (идей);
  • активизирование интереса к затронутой проблеме;
  • развитие критического мышления обучаемых.

Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока

Используемые образовательные технологии, методы и приёмы, их место в уроке.

  • Компьютерные технологии: мультимедиа (используется на всех этапах урока для решения коммуникативных и познавательных задач).
  • Технология «Дебаты» используется на пятом этапе урока. Под руководством учителя обучаемые пытаются анализировать положительные и отрицательные стороны Интернета, что позволяет сформировать их мировоззрение, развить критическое мышление.
  • Технология работы в группах  применяется на пятом этапе урока. Развивается умение взаимодействовать и оказывать взаимопомощь.
  • ИКТ – используется для развития умения учащихся эффективно использовать интернет-ресурсы, для инклюзивного образования учащегося, находящегося на надомном обучении и имеющего возможность при помощи Skype принимать участие в уроке в режиме on-line.
  • Технология оценивания образовательных достижений используется в конце урока. Учитель наблюдает, как ученики овладевают умениями по использованию знаний; развивает у учеников умение самостоятельно оценивать результаты своих действий, контролировать  самих себя, находить и исправлять собственные ошибки, мотивирует учеников на успех.

Материальное обеспечение урока

Дидактические материалы и средства обучения: Презентация в PowerPoint – «Social Networks: Benefits & Risks», интернет-сервис Google Forms для проведения анкетирования на шестом этапе урока, общение через Skype с учащимся, находящимся на надомном обучении.

Оформление урока: Мультимедийная установка, персональные компьютеры.

Структура и ход урока

Этапы урока, время

Планируемые результаты

Процедура
(деятельность учителя)

Процедура
(деятельность ученика)

Используемое оборудование, раздаточный материал

I. Организационный этап (1 мин.)

 

Учитель приветствует учащихся.
Учитель раздает таблицы самооценки
I’d like you to assess your performance during the lesson.

Учащиеся отвечают на приветствие учителя.

Таблицы самооценки учащихся [Приложение 1] заполняются на протяжении всего урока. Мультимедийная установка, презентация слайдов по теме урока. Одна из учащихся, находящаяся на надомном обучении,  участвует на всех этапах урока при помощи Skype.

II. Целеполагание методом догадки и постановка задач (5 мин.)

Задачи:
1.Активизировать внимание учащихся
2. Создать представление о содержании учебного  материала
3. Актуализировать тематическую лексику

Личностные
Мотивация и интерес к изучению английского языка.
Предметные результаты
Развитие речевых лексических навыков.

Учитель использует метод догадки и прием «мозговой штурм», чтобы обучаемые поняли и озвучили, какая учебная ситуация им предстоит, а также сформулировали задачи урока, необходимые для достижения его целей.
Social networks have become an inseparable part of our lives, haven’t they?
Now look at the screen and match these terms with their definitions.
They define things we can face while using social networks.
Try to guess what we are going to discuss at the lesson judging from these words.
You’re right. Today we’ll be talking about the benefits and possible risks of social networks. I hope, you’ll be able to work out a few Internet safety rules.
What do we have to do to achieve our goals?

Учащиеся по очереди подходят к экрану и соединяют термины, относящиеся к социальным сетям с их определениями, что помогает им догадаться о предстоящей учебной ситуации и поставить задачи урока, необходимые для достижения его целей.

[Приложение 2], слайд 1
[Приложение 2], слайд 2

III. Основная часть урока (32 мин.)

Задачи:
1. Инициировать реактивную реплику.
2. Мотивировать учащихся к ведению аргументированной дискуссии

Предметные результаты
Развитие умений говорения.
Метапредметные результаты
Выполнение логических операций анализа, обобщения.
Коммуникативные УУД: развитие умений с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации 

Please, list all possible advantages of using social media.
Учитель слушает и комментирует.
However, social networks may pose a certain threat to our lives.
What are possible risks?
Учитель слушает и комментирует.
I’d like you to split into two groups. The first group will be for using social media, the other – against. I’ll give you five minutes to prepare for our dispute and then you’ll have to speak out.
Use the expressions given on a worksheet. Give examples or reasons to justify your point of view. Then a representative of the other team has to disagree with this and come up with their own arguments.

Учащиеся перечисляют преимущества общения в социальных сетях.
Учащиеся перечисляют опасности, которые могут их подстерегать в  социальных сетях. Ученики в группах обсуждают возможные доводы. А затем ведут аргументированную дискуссию.
Ученики работают в парах, отвечают на вопросы и делают записи в своих тетрадях.
Затем рассказывают о своих партнерах.

[Приложение 2], слайд 3
[Приложение 2], слайд 4
[Приложение 2], слайд 5
Раздаточный материал, [Приложение 3]

3. Обучить построению монологического высказывания типа «Рассуждение».
4. Активизировать применение универсальных учебных действий в нестандартных условиях (анкетирование с помощью сервиса Google Forms)

Регулятивные
Управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность
Познавательные УУД – получение интересующей информации и умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Умение пользоваться полученными знаниями.

When one of the teams runs out of its arguments, it loses a dispute.
Учитель слушает и комментирует.
Now I’d like to know if you use social media with care. Please, sit at the computers and fill in the following Google form.
In a minute we’ll now the result.
Учитель наблюдает, как учащиеся заполняют анкеты, а затем выводит на экран полученный результат.
Here are the results. Who wants to comment on them?
Учитель слушает и комментирует.
Let’s work out a few helpful safety rules to use social media with care.
Учитель инициирует реактивную реплику.

Дети индивидуально заполняют анкету  с помощью сервиса Google Forms и анализируют полученные результаты.
Один из учащихся подводит итоги анкетирования. Остальные его дополняют.
Учащиеся формулируют правила безопасного использования социальных сетей.

[Приложение 2], слайд 6
Анкета в сервисе  Google Forms [Приложение 2], слайд 7

III. Заключительный этап: (7 мин.)

1. Рефлексия.
2. Объяснение домашнего задания

Формирование
умения оценивать свои учебные действия.

Thank you for your work! Fill in your self assessment forms and comment on your answers.
Your homework is to write an essay about the pros and cons of using social networks. Please look through the plan on the screen and say how many paragraphs you should write in your essay,P1.
P7, which paragraph presents advantages/disadvantages?
Where do we state/summarize the topic, P5?
Which linking words do we use to list points, P2? To show contrast, P4? To conclude?
P3, what introduction can you suggest? Write between 120 and 180 words.
The lesson is over. Thank you !

Учащиеся заполняют таблицы самооценки, комментируют свои ответы.
Учащиеся записывают домашнее задание.

[Приложение 2], слайд 8

Итоги урока

Анализ результативности деятельности на уроке. Примеры выполнения заданий

При планировании данного урока были учтены реальные возможности учащихся, в том числе находящихся на надомном обучении и присутствующих на уроке посредством Skype:

  • познавательная активность в учебной деятельности,
  • искренность, открытость,
  • желание высказаться,
  • умение работать в группах,
  • понимание практической значимости изучаемого материала.

При подготовке к уроку поставлены определенные цели и разделены на три блока:

  • планируемые результаты,
  • метапредметные результаты 
  • предметные результаты.

Первые два блока носят пролонгированный характер, их невозможно сформировать в рамках одного урока, вся наша педагогическая деятельность должна быть направлена на это. Что касается предметных результатов, то все они на нашем уроке были достигнуты. На уроке присутствовали все виды деятельности: познавательная, регулятивная и коммуникативная. Для их мотивации были использованы различные технологии и методы обучения. Объем учебного материала соответствует поставленным задачам, но нужно четко контролировать время, отведенное на выполнение заданий. Вся информация изложена доступным языком. В ходе урока учащиеся показали умение работать самостоятельно, в парах и группах, высказывать свои мысли, строить монологическое высказывание.

Библиография использованных методических материалов

  1. Английский язык. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений и шк. С углубл. Изучением англ. яз. / [К. М. Баранова, Д. Дули, В. В. Копылова и др.]. – М. : Express Publishing : Просвещение, 2013. – 216 с.: ил. – (Звёздный английский).
  2. В. В. Сафонова. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. Школа с углублённым изучением иностранных языков. II-XI классы. М.: «Просвещение», 2010.-105 с.
  3. Ellison, N., Steinfield, C., & Lampe, C. (2007). The benefits of Facebook "friends": Exploring the relationship between college students' use of online social networks and social capital. Journal of Computer-Mediated Communication, 12 (3), article 1. Retrieved July 30, 2007 from http://jcmc.indiana.edu/vol12/issue4/ellison.html
  4. Zinman, A., & Donath, J. (2007, August). Is Britney Spears spam? Paper presented at the Fourth Conference on Email and Anti-Spam, Mountain View, CA.
  5. https://www.youtube.com/watch?v=ZCKW4H3Ap44
  6. https://www.youtube.com/watch?v=xYo17sg1CNc