Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры»

Разделы: ОРКСЭ


Методическая разработка урока по теме «Защита Отечества» по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» основывается на личностно ориентированной направленности современного обучения.

Воспитание моральной личности и ответственного гражданина основывается не только на знании и следовании светским нормам морали. Исторически сложилось так, что мы живём в православном государстве. Православие - это культура и история нашей страны, поэтому необходимо чаще обращаться к религиозным заповедям и предписаниям, в которых собрана мудрость народа.

Христианские нормы поведения включают не только заповеди, но и этику человеческого поведения как свод неписаных, но соблюдаемых на основе согласия и воспитания морально-нравственных норм. Человек, порой, даже не осознавая и не замечая за собой, следует именно христианским нормам морали.

Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса модуля «Основы православной культуры» является формирование патриотизма, которое имеет огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. На основе возвышающего чувства патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос патриотического воспитания. Данную проблему можно решать с помощью уроков ОРКСЭ по модулю «Основы православной культуры», и одним из уроков отвечающих этому запросу - «Защита Отечества».

Этот урок способствует формированию потребности в нравственном совершенствовании личности.

Технологическая карта урока

Тема: Защита Отечества.

Тип: Изучение нового материала

Цель урока: Формирование мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России.

Задачи:
1. Способствовать нравственному, моральному и патриотическому воспитанию.
2. Способствовать целенаправленному включению обучающихся в обсуждение и самостоятельное исследование вопросов, связанных с изучением истоков представлений о морали и нравственности в контексте отечественной культурной и религиозной традиции.
3. Формировать понимание христианского взгляда на войну как объективное зло современного мира
4. Прививать любовь к России, к ее святым и героям.

Планируемые результаты

Предметные:
- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа
- усвоение нравственных норм и правил поведения
- ознакомление с понятием «оборонительная война»

Метапредметные:
- умение сравнивать и анализировать, делать выводы
- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
- выполнять практическую работу в паре

Личностные:
- развитие чувства преданности и любви к Родине
- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы

Межпредметные связи: Литературное чтение, русский язык

Ресурсы урока:

  1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.
  2. Презентация, компьютер и интерактивная доска.
  3. Раздаточный материал (приложения к уроку).
  4. Ожегов С.И. и Швецова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополненное. М.:Азбуковник, 1999.
  5. Л.П. Алектров, С.Л.Баженова Словарь синонимов. Л.: Наука, 1975.
  6. Н. Абрамов Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. М. Русское слово, 1999.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Предлагает посмотреть видеоклип и подумать о чём он, что важного доносится до зрителя, к чему призывает. Слайд 1 Осуществляют коллективный просмотр видеоклипа.

Задаёт вопросы по просмотренному видеоклипу

- Вы просмотрели видеоклип, как бы вы охарактеризовали, о чём он? Что иллюстрирует, к чему призывает?

Высказывают предположения, делятся своими мнениями и эмоциями: это клип о России, её единстве и мощи, необходимости защищать богатства нашей Родины и т.д.

- Какие слова тронули?

- О чём говорят эти строки? Слайд 2

Делает акцент на некоторых словах данной фразы, чтобы облегчить её понимание (монолит, держава)

О необходимости защищать Родину, быть едиными и сплочёнными перед врагом.

Предлагает определить тему урока.

Слайд 3

- Не раз жизнь Древней Руси и России нарушалась военными грозами. Почти половина времени из тысячелетней православной истории государства прошли в войнах! И всегда была необходимость в его защите.

Формулируют тему урока «Защита (Родины) Отечества»

Предлагает прочитать ещё одни строки и вспомнить из какого они произведения.

Слайд 4 и индивидуальные карточки Приложение 1

Определяют название произведения - Гимн России.

Ведёт диалог с классом.

- Что эти строки рассказывают о величии России?

- Могут ли некоторые кадры из просмотренного клипа проиллюстрировать их смысл?

Высказывают мнение, размышляют.
Предлагает найти и подчеркнуть слова, которые связаны с православной культурой.

Выполняют задание на индивидуальных карточках.

Хранимая Богом родная земля.

Выслушивает варианты ответов.

- Как вы понимаете эти слова?

Россия православное государство. Оберегаемая святыми, Богом и т.д.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает рассмотреть изображения и вспомнить личностей, изображённых на слайде (обращается к урокам литературного чтения).

Слайд 5

Называют изображённых личностей.

Дмитрий Донской и Илья Муромец.

- Что их объединяет? Чем они прославились?

Слайд 6

Под руководством учителя и наводящих вопросов вспоминают события их жизни.

Это воины преданные и любящие своё Отечество, причислены к лику святых и т.д.

- Можно ли сказать, что они были защитниками Отечества?
- Остаются ли они и поныне ими?
- Подтверждает ли это слова гимна «Хранимая Богом родная земля»?

В помощь учителю Приложение 2

Слушают учителя.

- Среди святых почитаемых Русской Православной церковью многие славились именно воинским служением государству. Были его защитниками.
И своё служение, будучи православными людьми, строили на словах Иисуса Христа: «Нет больше той любви как если кто положит душу свою за други своя»

Слайд 7

Илия Муромец - православные чтут память этого святого воина-монаха, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника.
Дмитрий Донской - православные чтут его как защитника и помощника в делах.
   

Настраивает на обсуждение этих слов.

Любящий жертвует душой (жизнью) своей за друзей, за родную землю, как сделал это Иисус. Становится на защиту.

Рассуждают и высказывают своё мнение.

Организация познавательной деятельности

Предлагает коллективно-групповую работу по составлению «Портрета слова защитник». Слайд 8

Группы учащихся получают в помощь различные словари (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И., Словарь русских синонимов. Н. Абрамова, Словарь синонимов Академии наук СССР или др.)

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова.

Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

- Защита рубежей Родины часто связана военными действиями.
А с чем связаны любые войны и военные действия?

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Предлагает обратиться к одной из заповедей Иисуса Христа.

Слайд 9
- Если война — это действия, влекущие за собой смерть людей как же тогда следовать православным воинам этой заповеди «Не убий»?
И.Х. учил прощать любить даже врагов своих. А церковь причисляла к лику святых тех, кто применял оружие.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.
Предлагает сформулировать учебную задачу урока.

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Предлагает подумать и определить, какой самый доступный нам в данный момент источник информации для поиска ответа на вопрос. Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.

Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях.

Предлагает открыть учебник на странице 133 и прочитать первые четыре абзаца учебного текста и найти слова И.Х., которые помогут выполнить поставленную задачу урока. Высказывают предположение, что это учебник.

Слайд 10

Помогает понять смысл данных слов. Обращает внимание на значение слов «напрасно» «суд»

Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова.

- Значит, каким может быть гнев?
Что значит уместный? Какой корень в этом слове?
«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду»

Слайд 11

Предлагает вспомнить страницы истории нашего государства.

- Какое историческое событие, трагедия, унёсшая за собой миллионы жизней, повлекло за собой уместный гнев нашего народа? Слайд 12
- Действительно ли он был уместным? Докажите.
- Сталкивались в настоящей жизни, с ситуациями, которые влекут за собой напрасный или уместный гнев?

Предлагает вернуться к учебнику на стр.133 и прочитать о трагедии, которая произошла в настоящее мирное время.

Пользуясь словарями, своими знаниями работают над созданием портрета слова. Находят лексическое значение слова, подбирают синонимы однокоренные лова, составляют словосочетания, подбирают ассоциации.

 

Слайд 13

- Как вы оцениваете геройский поступок Жени, с точки зрения христианской морали?
- Можно ли его назвать защитником Отечества?

Рассуждают и высказывают мнения.

Применение оружия, смерть, убийства жертвы.

Подводит к мыли, что все действия и нашего государства во время ВОВ, и современного мальчика Жени оправданы с христианской точки зрения.

Предлагает еще раз вернуться к составленному портрету слова «защитник».

Размышляют и приходят к выводу, что затрудняются ответить на этот вопрос.
Слайд 14
- Вернёмся к портрету слова «защитник». Одной из ассоциаций к этому слову было слово «оборона».
- Как можно назвать войну и действия, направленные на защиту, оборону от врага? Какое однокоренное прилагательное подойдёт для характеристики таких действий?

Отвечают, что должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях.

Высказывают предположение, что это учебник.

Предлагает найти в учебнике на стр., 144 подтверждение данным предположениям

Читают текст. Вслух читает хорошо читающий ученик. Находят и озвучивают слова.

«Всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду»

Предлагает подвести промежуточные итоги урока и вспомнить поставленную задачу.

Должны понять, как связаны соблюдение христианских норм и заповедей и Защита Отечества. Как оставаться православным человеком даже в военных действиях

Предлагает подумать и высказать своё мнение, о том какие поступки воина-христианина недопустимы даже на справедливой войне.

Записывает озвученные варианты на доске.

Высказывают свои мнения.

Предлагает в парах обратиться к стр.136 учебника, найти нужную информацию и сравнить со своими вариантами.

Дополнить предложения на карточках.

Приложение 3

Предлагает по итогу работы сделать вывод.

Слайд 15

Осуществляют самостоятельный поиск информации в парах и работу на карточках.

Рефлексия деятельности

- Удалось ли нам решить поставленную задачу урока?

Что нового вы для себя открыли?

В завершение нашего урока предлагаю обратиться к народной мудрости и собрать пословицы о Родине и её защитниках.

Приложение 4

Подводит итог парной работы.

Слайд 16

- Какая пословица очень созвучна теме сегодняшнего урока? Обоснуйте свой ответ.

Делают выводы, обобщают.

Работают в парах на карточках, составляют пословицы.

Представляют результаты работы.

Предлагает побыть на месте учителя и задать свои вопросы, помогающие обобщить новую информацию по теме урока, классу, воспользовавшись памяткой «Толстые и тонкие вопросы» Слайд 17 Желающие формулируют и задают свои вопросы классу
- Только ли на войне применимы законы воина-христианина?
- Одинаков ли надо реагировать на обиды, нанесённые самому человеку и тому, кого он любит?

Участвуют в обобщении новой информации.

Высказывают своё мнение на основе нового материала.

Домашнее задание на выбор:

1. В учебнике с 133-138 найти и прочитать о событиях и личностях, которые были не упомянуты на уроке. Подготовить сообщение для класса.
2. Найти и представить классу пословицы о защитниках Отечества.

Предлагает посмотреть клип, чтобы закончить урок на «высокой ноте» и почтить память всех погибших защитников нашего Отечества.

Слайд 18

 

Список литературы

1. Кураев А.В. Основы православной культуры. – М.: Просвещение, 2016.

2. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Добрые уроки-наставления: учеб. пособие к курсу «Основы православной культуры» для учащихся 4–5 классов. — СПб.: Сатисъ, 2013.

3. Мороз А., священник, Берсенева Т., педагог. Путь жизни — православный: пособие в помощь учителю по самообразованию. — СПб.: Сатисъ, 2011.

9.01.2018