Урок окружающего мира с элементами НРК (национально-регионального компонента) по теме "Охрана воды". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Краеведение


Цели:

  • дать представление о полной взаимосвязи человека и природы, об ответственности за окружающий человека мир природы.
  • раскрыть основные факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты, по её экономному использованию.
  • воспитывать интерес к окружающему миру.
  • развивать навыки общения с природой.
  • развивать активность, самостоятельность, воображение.

Организационная часть. Психологический настрой на урок.

Мы сегодня будем мыслить и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтоб урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Ведение в тему урока.

- Сегодня у нас урок экологии. Урок обращения к вашим сердцам. Ребята, нам пришла необычная телеграмма. “SOS! Помогите! Дорогие третьеклассники! Жители планеты Земля! Я обращаюсь к вам за помощью. Я задыхаюсь и перенасыщаюсь кислотами и другими ядами отходов. Помогите мне решить мою проблему!

Мировой океан»

- Что же будем делать? О чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Давайте вместе разберёмся в этой проблеме. Мы ответим на многие вопросы и докажем, что не привыкли отступать.

- К нам сегодня на урок пожаловали Его Величество со своей свитой. Давайте послушаем их.

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь со своим семейством.

Царь: Царь я, аль не царь!

Слуги: Царь, батюшка, царь!

Царь: Хочу я в век 21, год 2017 совершить путешествие и посмотреть, что стало с моим царством-государством.

Ведущий: Скажу вам по секрету, пробыл царь здесь, в нашем времени, неделю и вот результат.

Царь: И как же именуются эти хоромы?

Слуги: Средняя школа № 7

Царь: А-а-а. А где же трон?

Слуги: Так вот же. Это теперь именуется «стол учительский».

Царь: До чего же неудобен ваш престол.

Ведущий: Да что Вы, Ваше Величество. Здесь у нас всякие пособия лежат, а учитель у доски стоит и урок объясняет.

Царь:

Что ж и я тут посижу.
Речь вам умную скажу:
У меня нет интереса до учебного процесса,
А вызывает интерес
Весь житейский ваш процесс.
Отвечайте мне немедля,
Чтоб вас всех попутал бес!
Ведущий: не извольте гневаться. Ваша Милость!

Царь:

Как же так, как вам не стыдно!
Мне порядку здесь не видно!
Кто бумажки разбросал?
Кто скамейки поломал?
Где цветущие газоны?
И дорожки не метёны.
Али снова печенеги
Совершили к нам набеги?
А казна моя пуста?

Царевна:

Казначей, слуга наш верный!
Мы велим тебя казнить!
Что с богатством государства -
Вмиг извольте доложить.

Казначей:

Что творится! Не могу!
Я на Марс сейчас сбегу.
Сколько хлеба и воды
Здесь транжирят без нужды.

Царь:

Ухожу в монастырь! Всё!
Слушать больше не могу,
Эдак можно всю природу
Превратить в одни отходы.

Ведущий: Ваше Величество! Подождите, послушайте. Изучая экологию – науку о нашем земном доме, планете Земля, мы учимся, как надо себя вести в природе, рассказывая об этом малышам. Не волнуйтесь. Ваша казна не опустеет. Ведь все богатства у нас от природы. И мы её будем любить и охранять. А сегодняшний наш урок посвящён охране воды.

Царь: Что ж отрадно слышать это.

Царевна:

Батюшка, любимый мой,
Нам пора уже домой.

Царь:

Погоди, царевна, дочь моя,
Ведь могу услышать я,
Как природу охраняют новые мои друзья.
Возвращаюсь в моё царство,
В три десятое государство,
И, надеюсь, мой урок
Будет вам, ребята впрок.

Царевна:

Чтобы вы дары природы
Умножали год от года.

Царь:

Чтобы было что опять
Своим внукам передать.

Все: Мы свою природу – мать должны любить и охранять.

Работа над новой темой.

Учитель. Но в жизни часто бывает так, что люди забывают о цене воды. Я предлагаю вам послушать старинную легенду об армянском каменотесе. В отвесной скале он просверлил отверстие, из которого текла тонкая струйка живительной влаги. На скале он высек слова о том, что эта скала священная и что отверстие в ней нельзя расширять. И все же спустя века нашелся человек, который в угоду сиюминутной выгоде расширил отверстие. Вода пошла сильнее, шумнее. Человека объявили героем. Но слава его была недолгой. Вскоре родник высох, а за ним «высохла» и деревня.

Учитель. Как вы понимаете слова «деревня высохла»? (Так как негде стало взять воду, люди стали покидать свои дома, и деревня перестала существовать, то есть «высохла».)

Учитель. Таким образом, природные источники нельзя считать неисчерпаемыми. Прочитайте пословицы, придуманные разными народами. Они жили далеко друг от друга, но все ценили воду. Объясните смысл пословиц.

  • Вода – мать полей, а без матери не проживешь. (Китайская пословица)
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец. (Английская пословица)
  • Капля за каплей – образуется озеро, а перестанет капать – образуется пустыня. (Узбекская пословица)

Объясните смысл следующих фразеологизмов:

  • Как в воду глядел.
  • Воды в рот набрал.
  • Сухим из воды вышел.
  • Как с гуся вода.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брас.
Одной, другой – это кроль.
Все как один, плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыба, растения, звери - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

А бывают и такие ситуации.

Инсценировка «Сказка о нефтяной рыбке».

Эта сказка на новый лад.

Закинул старик свой невод в синее море. Пришёл невод с пустыми банками, бутылками, пластиковыми пакетами.

Второй раз он закинул невод. Пришел невод с рваными шинами, старыми ботинками, да с ржавой проволокой. Еле очистил он свой невод.

В третий раз закинул он невод. Пришёл невод с рыбкою, не простою, а нефтяною. Как взмолится та рыбка, голосом молвит человечьим: «Не отпускай ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам откуп. Лучше посади меня в аквариум с чистою водой. Нет больше моей мочи жить в грязной воде, не могу я дышать из – за отходов нефти и мусора.

Вот, к сожалению, какая получилась сказка на новый лад. Всего 5 кг нефтепродуктов затягивает плёнкой 50 кв метров водной поверхности. Чистой воды на Земле становится все меньше. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства.

Рыба, растения, звери - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания. Но есть ли предел загрязнению вод? Ведь это не может продолжаться бесконечно.

Беречь воду – это означает беречь жизнь, здоровье, красоту окружающего мира.

- А какими водами пополняются запасы рек и озёр? (за счёт подземных вод, родников,…)

- А как образуются родники?

Так повелось исстари перед родником падали на колени и хан, и царь. У родника, неиссякаемая песнь, которого завораживает, человек хоть на минуту становится Мыслителем. На юго-востоке Татарстана система водоснабжения действует на родниковой воде.

- А что вы знаете о родниках?

В республике Татарстан насчитывается более чем 3 000 источников не централизованного водоснабжения. Родники всегда являлись основными источниками чистой пресной питьевой воды и играли огромную роль в жизни человека. 

(Заранее подготовленные дети рассказывают о родниках г. Лениногорска)

«Баба-каль» («Бабушка-ивушка»)

В давние времена около родника была построена небольшая часовня, и люди туда ходили молиться. Вокруг часовни росли ивы. Так как молиться в основном, ходили женщины, особенно пожилого возраста, то и родник назвали «Бабушка». Со временем и ивы, растущие, вокруг родника постарели, то и родник стали называть «Баба-каль», что в переводе с мордовского означает «Бабушка-ивушка».

Когда нефтяники по району стали обустраивать родники, то и этот родник обустроили работники УПНП и КРС. Поставили беседку, рядом столик со скамейками, а сам родник укрыли и нарисовали бабушку с ведрами и коромыслом.

Родник «Макар латко» («Макаров овраг»)

Во время крепостного права один человек по имени Макар сбежал от своего хозяина и забрел в этот лес, который находился около села Спиридоновка. В это время он был глухим, и люди редко бывали тут.

Макар облюбовал родник и холмы вокруг него, покрытые густым лесом. На холме он выстроил землянку, баню, амбар. Вместо бревен он использовал каменные плиты. Все это сохранилось до наших дней. Здесь он стал жить. Со временем завел скотину, которую водил на водопой к роднику. Тропа его до сих пор видна и по ней люди взбираются на холм. Жил он отшельником.

Жители села обнаружили его жилище и объявили святым. Стали ходить к нему за советом. Макар был человеком добрым, образованным и принимал всех, кто приходил к нему за помощью.

В это время в лесах скрывались разбойники, они тоже навещали Макара. Узнав об этом, кто-то сообщил властям, Макара арестовали и сослали из этих мест. Но люди села помнили о нем и в его честь назвали родник «Макар латко» («Макаров овраг»).

Нефтяники ЦДНиГ-4 НГДУ «Лениногорскнефть» обустроили родник. На поляне сделали место для отдыха. Поставили две беседки. На этой поляне люди празднуют большой праздник «Троицу» и водят хороводы с Медведем. Кроме этого, сюда приходят отдохнуть в выходные дни. 

«Каркалинский родник»

В давние-давние времена в нашей местности жили тюркские племена. Их окружали леса, горы, реки. Рек было много, в изобилии. В чистых холодных водах множества речек тенью носилась форель-пеструшка, рыба капризная, чистоплотная, отличных гастрономических качеств. Поэтому называли ее не иначе, как царская пища.

В наших местах этой рыбы было много не только в прошлом веке. Имеется она и сейчас, в прозрачных родниковых водах.

Естественно, в краю, где полно форели, название хотя бы одной речки не могло быть не связано с названием этой рыбы. Так как местные тюркские племена называли форель-пеструшку керкэ, речка так и была названа Керкэле – форельная.

А деревня, что образовалась в устье этой реки, стала называться Каркали. В те далекие времена названия сел исходили от рек, на берегах которых располагались деревни. Так, на речке Каркали появилась деревня Каркали.

Прошли годы. Климат в нашей местности изменился. Речка Каркали высохла, но остался родник, который так и называется «Каркалинский».

Вода в роднике особая, целебная. Она имеет своеобразный запах и вкус. В воде много серы и водорода. В народе этот ключ так и нарекли «Каркалинский сероводородный источник».

Люди о лечебных свойствах сероводородной воды издавна знают, многие свои недуги этой водой исцеляют, поэтому они родник бережно охраняют. Нефтяники шефство над источником взяли. Ландшафту вокруг родника прекрасный вид создали. Каменной стеной родник огородили, тропинку вымостили, беседку для отдыха поставили. 

Родник так и манит каждого попутчика: «Приди, отдохни, ключевой, целебной воды глотни».

И я там побывала. Красоту земную повидала. Чудодейственные силы родника испытала.

Поэтическое слово.

«Каркалинский родник» 
А.Володин. «Родники
» 

Наша добрая земля 
Дарит нам леса, поля, 
Дарит реки и пруды, 
И цветущие сады. 
Но известен край родной 
Родниковою водой, 
И близки и далеки - 
Родники, родники! 
У деревни Каркали 
Я попью святой воды, 
Что от матушки-земли 
Нам дарована. 
У деревни Каркали 
Поклонюсь я до земли,- 
Там, где чудо-родники 
Окольцованы. 
Родниковая вода 
Нам желает лишь добра, 
Чтоб могли мы молодеть, 
Не тужить и не болеть. 
Только нужно так нам жить - 
Родников не погубить, 
Чтоб звенели и влекли- 
Родники, родники. 

- Проблема охраны воды – проблема не только взрослых, но и детей. Как вы можете помочь в решении этой сложной задачи?

Коллективное составление кластера: «Охрана воды»

  1. Беречь от загрязнения.
  2. Экономить.
  3. Сажать деревья у берегов.
  4. Очистительные сооружения.

- Результаты последних зарубежных исследований свидетельствуют, что при постоянном употреблении чистой воды можно продлить свою жизнь на 8–10 лет. Древние индийские мудрецы говорили: «Девять преимуществ даёт омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи». Каждому из нас уже сегодня делать свой выбор, как жить, но при этом надо не забывать, что от этого выбора зависит жизнь будущих поколений, судьба всей нашей Родины.

- В настоящее время человечество всерьёз задумалось о спасении живительной воды. Весенний праздник — Всемирный день водных ресурсов, который отмечают 22 марта, появился в календаре в 1993 году. Объявила об этом Генеральная Ассамблея ООН. Задача праздника: привлечь внимание всего человечества к вопросам освоения и сбережения водных ресурсов во всём мире. В этот день проводятся различные экологические мероприятия, акции, «Марафоны чистой воды» и др. А в 2003 году ООН объявила 2005–2015 годы — Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Выставки, лекции, экскурсии, конференции, проводимые организаторами действий, направлены на пропаганду рационального использования водных ресурсов.

- Давайте представим, что было бы, если на всей земле не стало воды. Очень неприглядная получилась бы картина. Какой можно сделать вывод?

«Все доброе на Земле – от солнца, от воды, от человека!»
Ученик: Не умыться, не напиться без воды,
Листику не распуститься без воды,
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Итог урока.

Оценивание учащихся. (самооценка)

- В пустые клеточки рядом с вопросом ставим если да +, если нет –. Рядом с 6 вопросом ставим себе оценку.

Оценочный лист

1. Вспомнил ли я свойства воды?

2. Умею ли я находить новую информацию в тексте?

3. Умею ли я делать выводы?

4. Знаю лт я как беречь воду?

5. Активно ли я работал на уроке?

6. Моя оценка за урок.

Домашнее задание. Написать письмо – обращение к своему сверстнику об охране воды или подготовить сообщение о других родниках Лениногорского района.

19.04.2018