Особенности организации и проведения уроков по изучению основ избирательного права

Разделы: История и обществознание


Конечной целью любой власти должно быть улучшение жизни граждан. Вся политическая жизнь в России основана на выборах. Но как научиться выбирать?

Создание правового государства, укрепление основ государственной, общественной жизни во многом зависят от результатов выборов, участия в них молодежи, от правовой культуры.

Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования в основной и средней (полной) школе, отражены в программах, учебниках по обществознанию, праву.

Знание избирательных процедур, умение проанализировать предвыборные программы различных кандидатов, избирательных объединений, умение защитить свои избирательные права - все это необходимо знать и уметь будущим участникам демократических выборов, которые должны знать «как голосовать».

Урок по теме «Избирательное право» является одним из этапов изучения прав человека.

Важными задачами в процессе изучения избирательного права являются не только совершенствование знаний в избирательном законодательстве Российской Федерации, а вхождение учащихся в мир выборов, формирование навыков участия в избирательном процессе, позитивного и ответственного отношения к выборам.

Актуальность темы представляется в том, что в наше время, время демократии - очень важна грамотность населения в вопросах выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, что, конечно же, предполагает знание каждым своих избирательных прав. Это обеспечивает силу влияния подрастающего поколения на власть.

Эффективность работы урока во многом зависит от его продуманной организации.

При подготовке и проведении урока я опиралась на имеющиеся у учащихся полученные знания, а также давала дополнительную информацию по истории развития и становления выборной системы в нашей стране.

Проведенный урок являлся комбинированным с использованием индивидуальных, групповых форм работы, ИКТ и ТСО.

Целями данного урока были:

Образовательные:

  • пополнение знаний о процессе и процедурах выборов;
  • уточнение и обобщение понятийного аппарата (выборы, избирательная система, избирательное право ...)
  • углубление и расширение знаний об истории и демократических традициях в России.

Развивающие:

  • приобретение умения работать в группе;
  • продолжение работы над обобщением и анализом материала и умение выделять главное;
  • развитие правового мышления учащихся;
  • способствовать практическому овладению способам деятельности в роли избирателя.

Воспитательные:

  • воспитание активной гражданской позиции;
  • разъяснение ценностей достижения демократии;
  • право голосовать и быть избранным;
  • подведение учащихся к ответственности за использование этим правом.

Урок, проведенный по теме «Избирательное право» был поделен на несколько этапов.

I этап урока

На данном этапе происходит введение в тему и проблему урока (озвучиваются цели и задачи данного занятия, формы его проведения).

Именно на первом этапе важно создать атмосферу сотрудничества и доверия между учителем и учащимися.

Этому способствует подготовительная работа. Учащимися были заранее даны вопросы, задания урока, план работы.

Учащимся предлагалось обратиться к материалам учебника «Человек и общество» под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.

Обратиться к рассмотрению вопроса о политической идеологии, о сущности и роли политических партий в политической системе; о типах избирательных систем… Помимо этого учащимся рекомендовалось обратиться к законам РФ: « О политических партиях» (гл. 8 2001 г.); «О выборах депутатов Государственной думы и Федерального собрания» ( 2002г, гл. 1), Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ (ст.3 «Принципы участия гражданина РФ в выборах». К Конституции РФ ст. 60, ст.3, ст.32; Глава «Президент РФ»…)

Задания, используемые на уроке, были разноуровневые, чтобы каждый ученик смог проявить себя на уроке, работать с учителем в форме живого диалога.

Перед уроком были проведены консультации с учащимися. Я считаю, такая работа нужна. Цель данной работы – помочь учащимся заранее осмыслить круг обсуждаемых вопросов, дать рекомендации по использованию дополнительной литературы. Из своего личного опыта по данной работе видно, что учащиеся глубже начинают усваивать материал, свои задачи и тем естественнее и непринуждённее проходит беседа, да и сами группы учащихся свободнее оперируют новыми знаниями.

Также на данном этапе урока, учащиеся заранее были разделены на группы (всего 4) по 5-6 человек, каждая из которых должна представлять собой определенную «политическую партию». Группам предстояло разработать предвыборные программы (при этом ребята имели возможность воспользоваться предвыборными программами известных российских политических партий).

Одновременно с этим была проведена работа по созданию и оформлению плакатов, листовок, партийной символики, избирательных бюллетеней.

Затем каждой «партии» предстояло избрать своего лидера и разработать предвыборную программу на основе общей партийной платформы. Я напомнила ребятам, что одна из целей создания подобного документа состоит в усилении поддержки партии избирателями. При этом программа не должна содержать взаимоисключающих обещаний.

II этап урока – это изучение нового материала. Объяснение проводилось с элементами беседы. На протяжении всего урока, происходил живой диалог учителя и учащихся.

С первых вопросов учитель вводит учащихся в тему: « Может ли народ повлиять на свое правительство? Если да, то, каким образом?» Учащиеся отвечают, что да, может. Прежде всего, выражением своего отношения к различным людям, претендующим на власть, этому и служат демократические выборы».

В ответе учащихся звучит ключевое словосочетание - «демократические выборы».

С учащимися обрабатывается понятие «демократия». Учащиеся должны дать определение понятия «демократия» и ответить на вопрос, какой бывает власть при демократии?

Ответ учащихся важен для перехода к следующему вопросу о рассмотрении процедуры выборов депутатов Государственной Думы.

Освещение этого вопроса озвучивается на основе заранее подготовленного выступления учащимися и использованием интерактивной доски, где изображена «Схема процедуры выборов депутатов Государственной Думы».

Методика использования информационных технологий на этапах урока приводит к повышению эффективности учебной деятельности учащихся, а заранее подготовленные доклады учащимися о «Системах выборов» приводят к навыкам публичного выступления.

Далее учащимся нужно было сравнить определение «избирательной системы» и «избирательного права». В результате был сделан вывод о том, что это абсолютно разные понятия.

На уроке был рассмотрен вопрос обсуждения формулы современных выборов. « С какого возраста нужно разрешить голосовать на выборах?».

На этот вопрос ребята должны были ответить, не заглядывая в «Конституцию» и молча. Им было предложено «проголосовать ногами». На интерактивной доске была помещена «шкала мнений» и представитель каждой группы должен был сделать отметку у соответствующей цифры. После состоялось открытое обсуждение данной позиции. Обсуждение вопроса о возрасте избирателя подвел учащихся к разговору о формуле современных выборов.

Конечно же, на протяжении всего урока проводилась работа по изучению и анализу нормативно-правовых законов (Конституции РФ ст.60; Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»- это глава 1, ст.3, ст. 4 «Всеобщее избирательное право». Работа проводилась не только на основе чтения статей – проводилась работа на основе анализа: ребята формулировали принципы избирательного права, определяли ограничения в избирательных правах граждан. Эта работа очень важна, т.к. учащиеся рассуждали, дискутировали, делали самостоятельные выводы.

Затем более подробно был рассмотрен вопрос, связанный с «выборами».

Учащиеся, работая в группах, должны были ответить на вопрос: «Участие в выборах – это право или обязанности граждан?» На этот вопрос надо было ответить, закончив предложение:

а) Выборы – это право гражданина, потому что…

б) Выборы – это обязанность гражданина, потому что …

На вопрос о том, должны ли выборы быть всеобщими и что по этому поводу говорится в Законе? Учащаяся ответила «да, безусловно», подтвердив свои слова статьей 3, ст. 32 Конституции РФ.

Свою гражданскую позицию учащиеся определяли и «голосованием рукой», «за», «против», «воздержался».

На уроке учащиеся выполняли задания в группах и отвечали на вопросы, связанные с выборами и Президента РФ.

1. Какими качествами должен обладать кандидат в президенты, чтобы завоевать голоса избирателей? Что он должен сделать, как должен себя вести во время предвыборной кампании, чтобы за него проголосовали? (Ответы учащиеся записывали на листах).

2. Назовите качества, какими должен обладать депутат в Государственную Думу (ответы записываются на другом листе). Далее учащиеся сравнивают эти качества, находят сходные и отличительные черты. Данный вид работы направлен на умение учащихся проводить анализ приводимых аргументов, умение отстаивать свою позицию.

Одному в политике делать нечего. Кто-то должен организовывать и проводить предвыборные кампании, издавать газеты, выступать, участвовать в заседаниях.

3. Какой является роль политической партии на политической арене?

Вопрос о политических партиях в демократических выборах проводился с целями:

- развить понимание природы (сущности) типов, роли политических партий в демократическом обществе;

- развить исследовательские (учебные) навыки: сбор, анализ, организация информации;

- развить навыки: представить информацию в классе, защитить свою точку зрения, уважать взгляды других.

Представители 4-х групп, а это 4 партии, выступили со своей презентацией.

Во время защиты другие группы внимательно слушают, фиксируют необходимое. Вопросы можно задавать только после групповой презентации, соблюдая правила группой работы:

- не перебивать;

- не давать оценок;

- не критиковать;

- высказываться по очереди;

- давать возможность говорить каждому.

Название групп, которые придумали учащиеся:

I группа – «Мир»

II группа – «Справедливый Россия»

III группа – «Справедливость»

IV группа – «Россия»

Затем, после выступления каждой группы учащиеся на заранее подготовленном, импровизированном избирательном участке, проголосовали за ту политическую партию, программа которой полностью отвечала бы их требованиям.

(Заранее были подготовлены избирательные бюллетени, избирательная урна).

У учащихся появилась возможность почувствовать, а главное проявить себя в роли избирателя. Было трогательно видеть, как ребята очень ответственно подошли к данному виду работы, не торопились, обдумывая свой выбор, проявляя тем самым, свою гражданскую позицию.

III этап урока

На данном этапе:

  1. была проведена саморефлексия. Учащиеся должны были заполнить таблицу: О том, что я знал (а), что я узнал (а), что я хочу узнать. Данный вид работы заполняли на отдельных листочках;
  2. Учащиеся отвечали на вопрос «О правителе Древних Афин Перикле, который пользовался большим уважением среди народа. Почему граждане постоянно оказывали ему доверие на ежегодных выборах?
  3. В конце урока каждый учащийся выполняет задание письменно: «На мой взгляд, выборы – это …

IV. Подведение итогов

  1. Данный вид урока дал возможность обогатить учащихся знаниями, опытом.
  2. Использование групповой формы работы на уроке дало возможность работать сообща. Сочетая различные таланты и умения, использовались сильные и слабые стороны каждого, развивалось сотрудничество.
  3. Учащиеся расширили представление об этапах выборов.
  4.  Узнали основные законы, регулирующие процедуру выборов («Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ», федеральные законы о выборах и референдумах РФ и т.д.
  5. Учащиеся давали определения понятиям, связанным с избирательным правом.
  6.  Получили опыт в подготовке, защите политической партии, программ, умение выступать публично.
  7. Выражать свое отношение к роли избирателя.
  8. Возможность оценивать систему выборов, способы овладения избирательной деятельностью и эффективные пути разрешения актуальных проблем.

V. Заключение

Вопрос привлечения молодежи к участию в выборах важен не только для количественных показателей. Молодежь - это будущее страны. Гражданская позиция, ответственность, знания и опыт, приобретенные в начале жизненного пути, молодой человек проносит через всю жизнь и, в будущем передает их следующему поколению граждан.

Возможность участия в выборах – это не только атрибут взрослой жизни, но и большая ответственность, предполагающая необходимость думать, анализировать и осознанно делать свой собственный выбор, от которого зависит будущее каждого гражданина. Определяя направления развития государства, области, родного города или района на ближайшую перспективу путем участия в выборах, молодые избиратели решают, какими будут следующие годы, на которые приходятся их развитие, личностное и профессиональное становление.

Будущее нашей страны во многом зависит от того, насколько активными и политически грамотными будут сегодняшние молодые избиратели, насколько деятельное участие они примут в создании правового государства и развитии гражданского общества. Поэтому государство и общество должны это учитывать.