К вопросу о реализации принципа организации образовательного процесса как модели процесса общения при проведении уроков иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время особую значимость приобретают научно-педагогические работы, связанные с решением проблемы качества коммуникативного иноязычного образования. Данные современных психолого-педагогических исследований позволяют обозначить принцип организации образовательного процесса как модели процесса общения одним из ведущих  в свете решения проблемы качества коммуникативного иноязычного образования. Сущностью принципа является моделирование и реализация образовательного процесса, как реального межкультурного общения, т.е. процесса диалога культур. Реализация принципа отражает направленность на формировании у учителя ИЯ профессиональной компетентности – способности и готовности продуктивно решать профессиональные проблемы.

Общие характеристики данного принципа основательно исследованы. Вместе с тем, остаются актуальными вопросы, касающиеся организационно-технологического аспекта реализации обозначенного принципа в учебном процессе коммуникативного иноязычного образования.

В связи с этим, представляется интересным рассмотрение данного вопроса в прикладном аспекте, при планировании и проведении учебных занятий.

А.А. Леонтьев считал, что педагогическое общение – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя. 

Основные профессиональные функции педагога определяются так:

- разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды;

- планирование и проведение учебных занятий;

- систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению;

- организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

- формирование универсальных учебных действий;

- формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями;

- формирование мотивации к обучению;

- объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.

Очевидно, что реализация этих функций педагогом требует высокого уровня владения техниками, обеспечивающими продуктивное осуществление профессиональной деятельности. Соответственно, реализация принципа организации образовательного процесса как модели процесса общения при планировании и проведении учебных занятий по ИЯ ориентирует на такое моделирование коммуникационного процесса, при котором акцентирована направленность на диалог между педагогом и учащимися, между самими учащимися с учетом их интересов, мнений, взглядов и позиций. Использование модели многосторонней коммуникации позволяет включать в процесс обучения всех учащихся класса.

Психологи также отмечают важность взаимодействия учащихся друг с другом, мотивируя это тем, что консультирование, проводимое учащимися, или обучение, когда роль педагога выполняется самими учащимися, являются одним из эффективных способов усвоения знаний.
Обозначая принцип образовательного процесса как модели общения - вектором формирования профессиональной компетентности учителя ИЯ, представляется важным подчеркнуть, что коммуникативная культура педагога - важное условие и показатель готовности к диалогическому взаимодействию. Данное обстоятельство требует постоянного профессионального развития педагога, педагогического мастерства, под которым традиционно понимают доведенную до высокой степени совершенства обучающую и воспитательную умелость, отражающую особую отшлифованностъ методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая эффективность образовательного процесса.

В социальной психологии различают два вида общения: ролевое и личностное.

  1. Личностное общение, в котором говорящие выступают как личности со своим мировоззрением, опытом, знаниями, чувствами, интересами и т.д.
  2. Ролевое общение, когда говорящие выполняют какие – либо социальные, общественные «роли», например, «учителя», и «ученика», «кассира» и «клиента», «руководителя» и «подчиненного» и т.п.

Е.И. Пассов считает, что чаще всего на уроках наблюдается ролевое общение. Это обозначает, что учитель и ученик неинтересны друг другу как речевые партнеры. Содержанием «общения» в классе часто является только учебная деятельность. Мотива и цели общения не возникает. Не функционируют и способы общения: взаимодействия на основе какой-либо деятельности, кроме учебной, нет, бездействует и информационный способ общения, ибо ученик не обменивается своими мыслями, идеями, интересами, тем более чувствами. Пересказы текстов, известных всем в классе, или проговаривание каких-то неситуативных, не направленных никому предположений, лишенных всякой выразительности, превращает общение в некое искусственное занятие.

Все вышеизложенное позволяет обозначить немалые «дефициты» в плане эффективной реализации личностного общения на уроке ИЯ. Соответственно, актуализируются исследования, отражающие направленность на поиск и определение условий и механизмов решения обозначенной проблемы. Следует отметить, что важность речевого партнерства подтверждается еще и тем, что только в его условиях можно эффективно осуществлять воспитательное воздействие на учеников. Добрые взаимоотношения - единственный канал, по которому от учителя к ученику переходят добрые мысли и добрые чувства.

Однако для успешного осуществления личностного общения необходимо обладать следующими умениями.

Перцептивные коммуникативные умения:

  1. определять и понимать психическое состояние ученика;
  2. определять и понимать настроение класса (группы);
  3. видеть всех одновременно и каждого в отдельности;
  4. распределять внимание между различными компонентами процесса учения;
  5. видеть, в какой помощи нуждается ученик;
  6. прогнозировать поведение ученика как речевого партнера;
  7. слышать и видеть ошибки в коммуникативном поведении ученика;
  8. мгновенно оценивать ситуацию общения;
  9. определять примерный уровень владения речевым умением без специального тестирования.

Продуктивные коммуникативные умения:

  1. создавать коммуникативную обстановку;
  2. устанавливать речевой контакт с учеником (учениками);
  3. завершать речевой контакт;
  4. устанавливать и поддерживать атмосферу общения в классном коллективе;
  5. регулировать поведение ученика как речевого партнера;
  6. изменять функциональное состояние учащихся в нужном направлении;
  7. быть адекватным в любой ситуации общения;
  8. владеть паралигвистическими средствами общения;
  9. владеть экстралингвистическими средствами общения;
  10. владеть кинесическими средствами общения;
  11. владеть проксемическими средствами общения;
  12. владеть нюансами эмоционально-оценочных отношений;
  13. сознательно применять эффект фасцинации;
  14. адекватно для всех ступеней учения «обслуживать» все виды работы в речевом отношении, т.е. уметь вести урок на иностранном языке так, чтобы это был, с одной стороны, действительно аутентичный язык, а с другой – понятный ученикам.

К тому же, чувство юмора – такое же неотъемлемое профессиональное качество учителя, как и чувство такта. В сочетании с другими качествами оно помогает установить благоприятную творческую атмосферу речевого партнерства, в котором только и возможно овладение умением общаться. Таким образом, атмосфера общения нужна для того, чтобы создать условия, адекватные, подобные реальным, т.е. придать учению (как специально организованному процессу) характер, форму общения.