Основы светской этики. Тема урока "Нравственные идеалы"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку», ОРКСЭ


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формировать у подрастающего поколения высокое сознание, нравственные чувства и поведение в соответствии с идеалами и принципами морали, раскрытие понятия  духовного мира личности на примере образов русских воинов.

Задачи:

Обучающая:

  • Формировать умения отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения, обучать учащихся самостоятельному добыванию знаний. 

Развивающая: 

  • Развивать умение давать  характеристику герою.
  • Совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
  • Способствовать развитию умения работать в микрогруппах. 

Воспитательная: 

  • Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения, формировать самосознания учащихся на основе исторических ценностей, на примере устойчивых норм-образцов нравственного поведения богатырей.

Виды деятельности: беседы, комментированное чтении. Устный рассказ на тему, работа с иллюстративным  материалом, самостоятельная работа в группах, подготовка к творческой беседе с членами семьи.

Личностные УУД: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов, формирования мотивов достижения и социального признания, мотива, реализующего потребность в социально значимой деятельности.

Регулятивные УУД: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся.

Познавательные УУД:  научиться выделять из текста слова, термины, понятия, обеспечивающие раскрытие содержания текста и его осмысление.

Коммуникативные УУД: Уметь обосновывать и доказывать свою точку зрения, уметь задавать вопросы, умение слушать собеседника.

Формы работы:  групповая, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Основные термины: Богатырь. Правила честного поединка.

Средства наглядности: Презентация.

Оборудование: проектор, компьютер

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

На прошлых занятиях мы обсуждали  понятия «совесть», «Честь и достоинство».

- Как вы думаете в современном мире эти понятия нужны? Да

- Попробуйте доказать.

Одного человека принимали, уважали, снимали перед ним шапки – за добрые дела , кланялись, ставили в пример - за отвагу, смелость, преданность своей стране, городу. Другого обходили стороной за предательство.(слайд 1)

2. Актуализация и пробное действие.

Сегодня мы попробуем разобраться , что такое «Нравственные идеалы». Термин «нравственность» берет свое начало от слова нрав. По латыни нравы звучат как /moralis/ – мораль. «Нравы» – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках.

Представьте, что находимся сейчас не в классе, а перенесёмся на машине времени на много веков назад. И окажемся на ЗАСТАВЕ. Мы стоим на высоком холме, впереди огромные просторы. Кто же мы?

Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.

Ответ: Богатырь (слайд 2)

БОГАТЫРИ земли Русской. Назовите, кого из богатырей вы знаете?

Откуда есть пошли богатыри?

Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века П. Н. Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и А. Ф.Гильфердингом (318 былин). А до этого сказания передавались устно - от дедов к внукам, и, в зависимости от деда - с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: "старшие" и "младшие". "Старшие" – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», - это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами. Так называемые "младшие богатыри" имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее супер-героями. Главные представители былинного супер-геройства в очередном порядке.

Святогор. Богатырь-Гора

Ужасный великан, Старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно древнее происхождение Святогора. В сказаниях народа древний воин передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века. (слайд 3)

Микула Селянинович. (слайд4)

 Богатырь-Плуг Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула берет даже не силой, а выносливостью. Он – первый  представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Страшная его сила, сопоставление со Святогором указывают на то, что этот образ сложился под влиянием мифов о титанических существах, бывших, вероятно, олицетворением земли или бога-покровителя земледелия. Но сам Микула Селянинович уже представляет не стихию земли, а идею оседлой земледельческой жизни, в которую он вкладывает свою огромную силу. 

Илья Муромец. Богатырь и человек (слайд 5)

 Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца.

Добрыня Никитич. ( слайд 6)

 Сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть "мягкосердия богатырского". Добрыня имеет прозвание "млад", при огромной физической силе "мухи не обидит", он защитник "вдов и сирот, несчастных жен". Добрыня также "артист в душе: мастер петь и играть на гуслях". Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, но он легко увлекается и не очень стоек; в частной жизни он человек тихий и смирный.

Алёша Попович. Богатырь (слайд 7)

Тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в постоянных отношениях с ними. Он как бы «младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой - горделив, спесив, бранчив, задорен и груб. В бою он вёрток, хитёр, дерзок.
Вспомните, что такое былины? Назовите прочитанные вами былины.

- Кто в былинах противостоит русским богатырям?

3. Выявление места и причин затруднения.

В Государственной Третьяковской галерее находится великолепная картина В.М,Васнецова «Богатыри». (слайд 8)

Откройте учебник с. 50.

Что вы видите? Обозначьте, как выглядят богатыри? Как называются оружие, которые держат  богатыри? Какие совершают действия каждый из богатырей.

Слова для изучения:

Палица - (уменьшительное от общеславянского палапалка «дубина, посох, полено»), или дубинка — холодное оружие ударно-раздробляющего действия, происходящее от обычной деревянной палки.

Копьё - (устар. ланец) — метательное, колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие.

Копья бывают двух видов: метательные и для ближнего боя. Обычное копьё состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

Меч - вид холодного оружия с прямым клинком, предназначенный для рубящего удара или рубящего и колющего ударов, в самом широком смысле - собирательное название всего длинного клинкового оружия с прямым клинком.

Булава -  (от общеславянского була — шишка, желвак, ком, набалдашник) — холодное оружие ударно-раздробляющего действия с деревянной или металлической...

Щит - ручное, военное, оборонительное снаряжение, предназначенное для защиты носителя от холодного и метательного оружия. 
Щит держат за рукоять или носят на руке, продетой через ремни.

Кольчуга– это один из древнейших металлических доспехов. Она считалась универсальным средством защиты воина в бою.

Шлем - средство индивидуальной защиты головы человека, надеваемое на голову, для защиты от травм и ранений. (слайд10)
Какими представляете защитников?  Опишите их, сделайте устный портрет.

Храбрый, отважный, сильный, бесстрашный, любящий свою землю, народ, мать, не признающий предательства - главные черты богатырей.

И.С.Никитин «Русь»

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

Рядом на с. 50  вы видите стоит ещё один воин. Кто это? Александр Невский. Что вы о нем знаете?

Биография Александра Невского(слайд11)

Александр Ярославич Невский (1221 – 1263) – князь Новгородский, Киевский, Владимирский, великий полководец и талантливый дипломат.

Ранние годы

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.

В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливонцев, литовцев.

Каким в далёком прошлом был ты, Княже, 
Когда с приветным кличем «гой еси», 
В главе дружины ты стоял на страже, 
Оберегая Веру на Руси? 

Наверно, был решительным и дерзким, 
О, Александр, в день лучших из побед 
Народ прозвал тебя Великим Невским, 
Ведь ты в истории оставил след. 

Ты обладал и мудростью, и силой, 
Тевтонский орден разгромить ты смог: 
Вода Чудского озера могилой 
Для немцев стала… и судья им - Бог. 

Над Псковом, Новгородом, над Невою 
Летает, Князь, теперь твоя душа… 
Перед свечой склоняюсь головою, 
Когда в твой Храм вхожу я не спеша. 

Закрыв глаза, мне кажется, я слышу, 
Могучий голос, вижу стройный стан… 
Потом, пройдя к твоей иконе в нишу, 
Стремлюсь понять, что - правда, что - обман. 

Твоя Судьба прекрасна и жестока, 
Но помнит Русь короткий, славный путь, 
Твой трудный путь, с которого до срока 
Пришлось тебе в бессмертие шагнуть. 

Что вы узнали о богатырях, о князе Александре Невском?

4. Реализация сформированной модели.

Вы читали былины, смотрели  репродукции. Сейчас предлагаю послушать отрывки из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», М.П.Мусоргского, А.П.Бородина.

Выберите слова, которые характеризуют музыку, рисующую образы богатырей:

  • Взволнованная
  • Мощная
  • Душевная
  • Спокойная
  • Мужественная
  • Решительная
  • Весёлая
  • Величественная

5. Первичное закрепление с проговариванием вслух.

Давайте подведём итог: дайте характеристику «богатырю».

Есть ли в легендах и мифах Древней Греции герой, равный по силе и своим подвигам русскому богатырю Илье Муромцу?

Геракл - мужественное тело, сильный духом, горячий сердцем, справедливый разумом. (слайд12)

Есть ли сегодня «богатыри»? Какой смысл вложен сегодня в это слово?

Да. Это спортсмены, которые защищают интересы страны. (слайд 13) Параолимпийцы, которые в сложившихся ситуациях, продолжают доказывать всему миру, всем людям, что они мужественные, сильные духом.

Военные, которые несут службу и защищают нашу Родину от врагов, верные долгу, клятве, слову.

Космонавты, которые изучают Вселенную, отправляются в неведомые дали.

А ребята, которые спасают детей из горящего дома.

6. Самостоятельная работа с самоконтролем.

Давайте составим правила честного поединка. Разбейтесь по группам, в каждой группе по 5 человек. Определите основные правила, запишите их.  Потом мы обобщим.

1) Противники договаривались о месте и времени поединка.

2) Если один противник был вооружён хуже другого, следовало его довооружить, чтобы биться на равных.

3) Существовал запрет на использование хитростей и случайных преимуществ.

4) Нельзя наносить удар в спину. (слайд 14)

7. Включение в систему знаний и повторений.

Викторина (слайд 15)

  1. Назовите богатырей.
  2. Почему о них слагали былины, песни?
  3. Как называлось орудие , которое держит Илья Муромец в правой руке?
  4. Как назывался убор, который защищал голову?
  5. Сколько кг  весила кольчуга?
  6. Почему Александра прозвали Невским?
  7. Какие качества есть у современных богатырей?
  8. Продолжи пословицу: Родина –мать, …
  9. Какие пословицы о Родине знаете?

8. Рефлексия.

 Нарисуйте богатыря. Каким вы его себе представляете. (слайд 16)

9. Итог.

Какие нравственные идеалы вы выбрали для себя и сохраните в своём сердце?

Литература.

  1. http://obrazovaka.ru/alpha/n/nevskij-aleksandr-yaroslavich-nevsky-aleksandr-yaroslavich#ixzz50yEEPNz7
  2. Источник: 7 главных русских богатырей
    © Русская Семерка russian7.ru
  3. И.С.Никитин. Русь
  4. Толковый словарь В.Даля
  5. Н.Кончаловская. Слово о ледовом побоище
  6. Н.Осокин. В.М. Васнецов