Технология проблемного обучения. Методическая разработка урока внеклассного чтения "Рождественский ангел". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, ОРКСЭ


Цели урока:

Обучающие:

  • обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,
  • совершенствовать выразительность чтения учащихся,
  • познакомить с особенностью рождественского рассказа, 
  • прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Воспитательные: 

Воспитывать уважение у детей к духовным ценностям нашего народа.

Оборудование: записью пьес «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского. (звучит любая рождественская мелодия)

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами. (Чарльз Диккенс)


Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»).

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ «Рождественский ангел».
Что такое рассказ? (отвечают).

Это малая эпическая форма. В рассказе часто один главный герой, одна сюжетная линия, одно главное событие.

В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Что же такое рождественский рассказ, чем он отличается от обычного рассказа? (пробуют дать ответ).

Учитель.

В самом общем виде можно определить рождественский  рассказ как рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Существует множество определений, что же это такое «святочный» или «рождественский» рассказ. И чем он отличается от простого рассказа? А так как этот жанр находится в постоянном развитии, то и дать ему какую-либо характеристику непросто. И в то же время чрезвычайно легко. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа. Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звёзд.  Именно ёлка становится одним из главных действующих лиц многих рождественских рассказов. Вспомним некоторые из рождественских рассказов: А.П.Чехов «Ванька», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Л.А.Андреев «Ангелочек».

Рождественский рассказ – это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Очень часто рождественская ёлка становится одним из главных действующих лиц такого рассказа.

Что же это за праздник Рождество Христово? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.
Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Рождество - великий христианский праздник, установленный по церковному вероучению в честь Рождения Иисуса Христа. Это тёплый, трогательный, красивый  праздник, пронизанный атмосферой всеобщего согласия и любви. Время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Учитель

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Анализ произведения. Комментированное чтение (чтение с остановками) Рождественский рассказ. (Текст рассказа прилагается).

Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, в чём его жанровые особенности.

Учитель

Рождество — праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами.

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности. Понятия «Вера», «Милосердие», «Сострадание» с этими понятиями мы сегодня и познакомимся.

Разбейтесь по группам. Первая группа составляет определение слову вера, вторая «милосердие», третья - «сострадание».

  1. Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, в чём-либо. Убеждённость в существовании высших сил, вера в Бога.
  2. Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  3. Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
  1. Понравилось ли вам произведение!
  2. В какое время года происходят события в рассказе? С каким праздником  они связаны?
  3. Что случилось в семье главной героини? Какие чувства вызывает она у вас?
  4. Почему ей никто не помогает?
  5. Кто помог семье главной героини? Вы считаете, нужно помогать тем, кто в этом нуждается?
  6. Девочка Маня отказалась от елки, гостинцев и все отдала детям. Легко ли расстаться с тем, о чем вы мечтали? А вы смогли так поступить?
  7. О чем заставил вас сегодня задуматься рассказ “Ангелочек”? (о доброте, сострадании, милосердии).
  8. Как эти слова, которые мы рассматривали перед чтением, заиграли для вас? Какие смысловые краски приобрели?

18.01.2018

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306