Управление стрессом

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование стрессоустойчивости.

Задачи: выделение «проблемных» сторон развития личности, влияющих на стрессоустойчивость; определение возможных путей преодоления стресса.

Научное обоснование

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Такое явление как стресс прочно вошло в жизнь современного человека. Современная жизнь буквально наполнена стрессами: динамичный ритм, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое.

Стресс – постоянный спутник в нашей жизни. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика. Вот именно тогда, стоит говорить об умении управлять стрессом и развитии стрессоустойчивости.

Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость — это способность человека адекватно реагировать на стрессовые факторы, сохранять эффективность в любой ситуации, переносить различные нагрузки.

Например, передача «Кто хочет стать миллионером». Каждый из нас, смотря эту программу по телевизору, хоть раз в жизни давал правильный ответ с первых же секунд, или угадывал верный вариант и недоумевал потом: почему игрок не смог? Все просто! Воздействие факторов стресса в данной ситуации (нахождение в ситуации оценивания, сверхценность приза, ограченность времени) значительно ухудшают мыслительные или двигательные способности. И поэтому, естественно, что человеку, лежа на диване, легко давать правильные ответы, чего нельзя сказать об игроке в студии.

В жизни часто вершины успеха достигает не тот, кто более одарен, а тот, кто более стрессоустойчив. Ведь в нашей повседневной жизни очень много факторов стресса, которые хотят помешать нам достичь цели.

Стрессоустойчивость можно рассматривать как внутреннюю броню, которая поможет воспринимать раздражающие факторы, как жужжание мухи за стеклом.

Стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.
Суть управления стрессом лежит не в том, чтобы полностью вычеркнуть стресс из нашей жизни. Истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всему этому. А то, что происходит внутри нас, подвластно управлению.

Следовательно, если источник тревоги таится в наших собственных мыслях и переживаниях, то наилучшим путем избавления от стресса является как минимум, во-первых, позитивное мышление, во-вторых, умение управлять своими эмоциями, в-третьих, умение изменять свое отношение к тем или иным событиям, расценивая их как полезный опыт на пути к успеху.

Описание программы

Ниже представлена авторская программа по формированию преадаптивности (стрессоустойчивости) у старшеклассников с использованием сказкотерапевтических, арт-терапевтических и драмотерапевтических методик. Программа построена на идее, что управлять стрессом можно, зная, какие особенности личности провоцируют неустойчивость к стрессу.

В предлагаемой программе используется  большое количество творческих терапевтических приемов (арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия), то есть в основе - работа с метафорой.

Работа в рамках программы в большей степени организована индивидуально, чтобы участник тренинга мог проработать лично и самостоятельно свои проблемы.

Программа состоит из 7 занятий. Часть из них диагностические. Их целью является выявление особенностей личности, которые делают человека неустойчивым к стрессу. Часть занятий рассматривают отдельные особенности человеческой психики, которые или мешают продуктивно вести себя в стрессовой ситуации, или помогают.

Занятие 1. Стресс

Цель: вывести определение «стресс».

Пояснение к проведению. Работа будет проводиться в 3х группах, начиная с 3 задания. Можно разделиться сразу.

Упражнение 1. Ассоциативный ряд к понятию стресс. Сделать запись. Проанализировать к гипотетическим или конкретным стрессовым ситуациям.

Упражнение 2. Арт-терапия: нарисовать стресс.

Нарисовать стресс таким, каким он вам представляется. Внимательно посмотреть и проанализировать, какие эмоции вы испытываете. Где они отражаются в теле.

Упражнение 3. Драматерапия: подобрать историю, притчу, сказку с описанной ситуацией стресса, инсценировать её, поделиться эмоциями. Проанализировать, приближаясь к понятию стресс.

Варианты: Снежная королева – Герда – принятие решения о поисках Кая; Кай – приход к Герды к Снежной Королеве – принятие решения.

Притча третья. О лягушке на вершине горы.

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто из них первый взберется на вершину высокой горы.

Желающих лягушек поучаствовать в этом состязании оказалось не мало.

Собралось очень много разных зверей со всего леса, чтобы посмотреть, как эти лягушки потерпят фиаско. Им очень хотелось посмеяться над маленькими лягушками, так как задание казалось невозможным.

И как только прозвучала команда “Старт!”, лягушки бросились взбираться на вершину.

И тут же начались насмешки со стороны лесных зверей:

– Вы посмотрите на них, они же сейчас все упадут!

– Это же не возможно, что они о себе думают!

– Вы никогда не сможете добраться до вершины!

Лягушки услышав зверей начали падать с горы одна за другой.

Наблюдатели продолжали кричать:

– Вы посмотрите как высоко лезть, а Вы такие маленькие и слабые!

– Это же очень тяжело, а у Вас такие маленькие и скользкие лапки!

Под эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции, сдаваясь и падая вниз.

Прошло еще немного времени, и практически все лягушки попадали и отказались от пути.

Только одна лягушка продолжала карабкаться на вершину. Несмотря на насмешки и громкие высказывания что это “Невозможно!” и тяжелый путь, она взбиралась все выше и выше.

И вот настал тот момент, когда лягушка, которая продолжала карабкаться на вершину,  достигла своей цели. Она была на вершине!

Все были удивлены и шокированы: “Как же эта маленькая  лягушка смогла добраться до вершины такой большой и огромной горы?”

Когда она спустилась, то к ней подошла одна из лягушек и спросила:

– Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?

А все просто…Она оказалась ГЛУХОЙ….

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса. Какие эмоции испытывали? Как вышли из стресса? Какой урок вынесли?

Притча первая. О двух лягушках.

Жили-были две лягушки, две подружки. Однажды забрались они в погреб и угодили в кувшин с молоком. Барахтались они, барахтались, и вот одна лягушка сказала: «Все! Хватит! Все равно нам не выбраться, а сил уже нет, будь что будет…», — сложила лапки и захлебнулась в молоке.
А другая продолжала барахтаться, повторяя про себя: «Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать о том, что есть шанс на спасение, и им не воспользоваться. Умереть я успею всегда…».

Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое — молоко превратилась в масло.

 «О! Чудо! Я спасена!» — воскликнула лягушка, оттолкнулась лапками и выпрыгнула из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок: что как бы ни было тяжело и как бы близко не подбиралась безысходность, за жизнь стоит побороться до конца.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Притча вторая. О лягушке и скорпионе.

Однажды лягушка гуляла по берегу большой и глубокой реки. К ней подошёл скорпион. Он хотел переправиться на другой берег реки.

– Перевези меня через реку, – предложил он лягушке. – Давай, я сяду тебе на спину.

– Я ещё не сошла с ума! – сказала лягушка. – Ты сядешь мне на спину, только я отплыву, как ты тут же меня ужалишь.

– Уважаемая лягушка, – ответил вежливо скорпион. – Если я тебя ужалю, ты утонешь, тогда утону и я, ведь я не умею плавать. А я совсем не хочу умирать.

Такие доводы показались лягушке очень разумными, поэтому она разрешила скорпиону сесть себе на спину.

Когда они были на середине реки, скорпион всё же ужалил лягушку.

Умирая, она спросила:

– Зачем ты это сделал, ведь ты умрёшь вместе о мной?

Скорпион ответил:

– Потому что я – скорпион.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Упражнение 3. Метафорическая игра. Царевна-Лягушка.

  • Вспомните сказку. Выделите главных героев.
  • Разделиться на группы и обсудить сказку.

Ситуации и вопросы для групп.

А. Иван-Царевич. Узнает, что Царевна-Лягушка может скидывать кожу и превращаться в прекрасную девушку. Решает сжечь. Почему?

Перечислите сопутствующие эмоции.

Б. Лягушка-Царевна. Иван-Царевич сжег кожу и она попадает к Кощею Бессмертному. Какие эмоции испытывает? Как себя ведет?

В. Царь. Узнает, что избранница сына – лягушка. Какие эмоции испытывает? Как реагирует?

Обмен мнениями. Выявления уровней стресса. Оценка стрессовых ситуаций и умение выходить из них (как: игнорирование, бездействие, активность, рационализация).

Вывод по занятию (к чему должны прийти): стресс – это (по ассоциативному ряду) тревога волнение, внезапно, неожиданно; отражается соматически. Реакция на стресс: пассивно, активно, игнорирование, рационализация.

Занятие 2. Какой у тебя характер

Диагностическое.

Цель: выявление личностного качества (качеств), способствующих стрессообразованию.

Арт-терапия «Дорога».

У камня на распутье.

Вхождение в занятие через рисунок дороги.  Перекресток, камень (стресс). Сколько путей? Назвать (реакции реагирования на стрессовую ситуацию).

Образец оформления работы:

1. Стрессовые ситуации:
1.

2

2. Герои:
1.
2.
3.

3. Эмоции.
1.
2.
3.

4. Общее.

6.Поведение.

7.Помощники.

Стрессовые ситуации.

Выберите, вспомните и запишите не менее 2х критических ситуаций, которые вызвали стресс: экзамены, неожиданные сообщения, сложный разговор. Событие, после или перед которыми, вы ощущали напряжение, изменение в поведении, аппетите, сне. Запишите коротко или дайте символ (если так проще). Уточните эмоции (+//-), а так же их изменение на протяжении ситуации. Длительность. 

Время выполнения 5-7 минут.

При желании возможен обмен мнениями.

Герой сказки.

Задание 1: запишите в столбик  3-х героев сказок, которые вам нравятся, по следующему принципу:

  • Герой сказки, который запомнился с детства (мама читала).
  • Герой сказки, который вам нравится (идеальный образец).
  • Герой сказки, на которого вы по-вашему похожи (можно спросить соседа, посоветоваться, возможно использование метафорических карт).

Время выполнения 3 минуты. Возможен обмен мнениями.

Задание 2: оцените уровень стресса сказочных героев любой системе (5-ти балльной, 100 балльной).

  • Эмоции. Проанализировать каждого героя на подверженность стрессу. Для этого вспомните сказку, ту стрессовую ситуацию, которая с ними случилась.

Задание 1: Запишите эмоции, с помощь которых ваши герои реагируют на стресс. (Не менее 2-3-х)

Задание 2: определите стрессоустойчивость героя по уровню эмоций. Рядом со стресс неустойчивыми героями поставьте «!».

Общее.

Задание1: Найдите  и выделите общее у всех героев, похожие эмоции, черты характера. Запишите.

Задание 2: Мое не мое. Попробуйте проанализировать данные качества(качество) и эмоции по категории «мое// не мое», возможно, расставив плюсы и минусы.

Задание 3: Найдите своего стрессового героя. Для этого еще раз мысленно вернитесь к ситуациям стресса   (экзамен, неожиданная новость, изменения в жизни, важное событие). Как вы себя вели? Как чувствовали? Что делали? На поведения кого из героев, выбранных вами, вы были похожи? Отметьте.

Поведение в стрессовой ситуации.

Задание: проанализировать поведение сказочных героев в стрессовой ситуации. Для этого надо вспомнить, в какие стрессовые ситуации попадали сказочные герои, как вели себя в критической ситуации: пассивно, активно, игнорировали, рационализировали.

Оцените продуктивность в любой удобной системе оценок. А так же отметьте плюсом – минусом способы применения в жизни.

Помощники. Задание: вспомнить и оценить, кто и как помогал выйти из критической ситуации. Оцените степень помощи. Найдите аналогии в своей критической ситуации. Определите своих помощников.

Определите анти помощников - кто мешал, как – по аналогичной схеме.

Выводы. Заключение.

  • Определить какие ситуации вызывают стресс у вас, у ваших героев? Сходность, различия.
  • Как вы и как ваши герои реагируют на стресс – эмоции.
  • Как выходите из ситуации вы, ваши герои.
  • Кто помогает вам, кто –вашем героям.
  • Насколько продуктивно вы оцениваете способность выхода из стресса.
  • Определите свои слабые и сильные стороны.

Занятие 3. Поиск резервов. Самоанализ

Диагностическое, коррекционное.

Цель: анализ стросогенных личностных качеств; выявление поиска резервов личности для компенсации стресса; формирование схемы поведения в стрессовых ситуациях.

Упражнение 1. 10 качеств.

  • Запишите в столбик не менее 10 своих личностных качеств (чем больше, тем лучше – проще продолжить работу).
  • Разделите их на три группы: нравится - не нравится - нейтрально (+\-\0). Перепишите их в три столбика, оставив немного места для рисунка символа.
  • Присвоить каждому качеству рисунок – символ.

Упражнение 2. Арт-терапия. Свободное творчество.

  • Так как в дальнейшем необходимо отключится от предыдущего, то целесообразно будет провести визуализацию. Наиболее продуктивна визуализация стресса.
  • Из созданных ранее символов создать рисунок, добавив необходимые элементы. Разместись их в  произвольном порядке. Время выполнения 5-7 минут.
  • Когда рисунок закончен, проанализируйте его с позиции нравится – не нравится. Отметить, что не нравится, что хотелось бы изменить, удалить.
  • Нарисуйте новый рисунок, используя все изменения. Время выполнения 5-7 минут.
  • Проанализируйте оба, соотнеся их со списком качеств. Отметить взаимодействие качеств характера. Отметьте желательность ситуации. Время выполнения 3-5 минут.
  • ОС. Если у участников занятия есть желание, можно поделиться своими выводами.

Упражнение 3. Сценарий.

  • Опираясь на рисунок или пережитый опыт создать историю – сценарий про свою стрессовую, критическую ситуацию, используя перечисленные качества личности. Как ситуацию можно предложить заранее подготовленную (экзамен, соревнование, болезнь близкого человека, неожиданное известие или изменение планов, принятие важного решения). Время выполнения 5-7 минут. Поделиться результатом.
    Упражнение 4. Сказка о стрессе.
  • Оживить символы – рисунки и, используя сценарий,  написать сказку. Проанализировать её и найти ресурсы: что мешает, что помогает. Время выполнения 5-7 минут. Поделиться результатами.

Занятие 4. «Раздражение»

Цель: формирование навыка личного управления гневом.

Часто раздражение становится помехой для правильного реагирования в стрессовой ситуации.

Раздражительность — это проявление негативно окрашенных эмоций, направленных, на личность, группу лиц или неприятную ситуацию.
Приступы раздражительности обусловлены неконтролируемой реакцией человека на внешние или внутренние раздражители. Вспышки раздражительности способны представлять опасность, не только для самого человека, но и для окружающих. Нет такого человека, который бы не испытывал раздражительность. Одним индивидам удается ее контролировать, а другим это сделать очень сложно. Если не бороться с этими приступами и проявлять их повсеместно, то это может негативно отразиться на отношении социума к человеку, страдающему от этого состояния. Часто раздражающихся личностей стараются избегать, поскольку они всем недовольны, негативно мыслят, портят всем настроение. Поэтому необходимо учиться своевременно останавливаться, контролировать свое поведение и сдерживать тем самым раздражение.

Упражнение 1. Притча о раздражении.

Гвоздь в ботинке. (Притча от Ларисы Тюняевой).

Подросток вернулся вечером домой с плохим настроением — что ему ни скажи, всё не так. Нагрубил бабушке, накричал по телефону на лучшего друга. Бабушка молча отвернулась, пряча слезы. Друг, обидевшись на незаслуженную резкость, бросил трубку.

— Что случилось, сынок? — ласково спросила мама. — Неприятности в школе? Или поссорился с кем-то?

В её глазах было столько участия, что грубые слова замерли на языке сына, не успев вырваться.

— В школе всё нормально, — буркнул подросток. — И не ссорился я ни с кем. Просто гвоздь в ботинке вылез, я ногу растер до крови.
— И этот маленькой гвоздь, который растёр тебе ногу, ранил сердце двух человек — твоей бабушки и твоего друга! — укоризненно произнесла мама.

Анализ притчи. Попробуйте эмоционально прочувствовать состояние раздражения. Испытываете ли вы его? С кем или с чем это связано? Как это связано для вас лично со стрессовыми ситуациями?

Упражнение 2. Ассоциации.

Создайте свой личный ассоциативный ряд со словом раздражение. Выберите те слова, образы, которые связаны со стрессовыми ситуациями.

Упражнение 3. Арт-терапия «Зверь раздражения».

  • Используя образы из предыдущего упражнения, создайте свой образ Зверя раздражения. Время выполнения 3-5 минут. 
  • Анализ рисунков. Возможно совместное обсуждение нескольких. Вопросы для анализа: что бросается в глаза? В чём сила зверя? Где уязвимые места?
  • Создайте образ рыцаря или воина, волшебника или мага, побеждающего зверя.
  • Подберите ему девиз. Проанализируйте основной побуждающий способ борьбы с гневом: игнорирование,  отработка эмоций, перевод (сублимация) в положительные эмоции.
  • Зафиксируйте чувства, слова и образы победы над раздражение.
  • Поделиться выводами и результатами.

Упражнение 4. Вместо заключения.

Просто идите своим путём. (Буддийская притча).

Один из учеников спросил Будду:

— Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?

Будда ответил:

— Если на вас с дерева упадёт сухая ветка и ударит вас, что вы должны делать?

Ученик сказал:

— Что же я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:

— Так делайте то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил вас. Это всё равно, что ветка с дерева упала на вас. Пусть это не тревожит вас, просто идите своим путём, будто ничего и не случилось.

Занятие 5. «Привычки и стресс»

Цель: проанализировать привычные и непродуктивные реакции на стресс; создать систему продуктивного реагирования.

Упражнение 1. Притча «Пожар».

Однажды в лесу случилось несчастье – пожар. У кого дома погорели да разрушились, а кто лапки обжёг. А кто и хвост подпалил.

Медведь сидит на пне, смотрит на свою разрушенную берлогу. Молчит. Рядом медвежата плачут. А Заяц под обгоревшим кустом плачет – обгоревшие уши свои жалеет. Горе в лесу. Волк злой ходит. К нему и подойти-то страшно. У Лисы истерика форменная, да ещё и голова болит. Лишь Ёж попечалился чуть, встал, да пошёл из оставшихся веток домик себе собирать.

Анализ притчи: кто и как себя вел в стрессовой ситуации? Чеё поведение знакомо и близко вам?

Метафорическая игра. Царевна-Лягушка.

Упражнение 2. Метафорическая игра сказка «Лиса, заяц и петух».

  • Вспомните сказку. Выделите главных героев.
  • Разделиться на группы и обсудить сказку.

Ситуации и вопросы для групп.

А. Группа «Лиса». Вы – Лиса. Вопросы: какие мысли и чувства были у вас, когда вы потеряли свой дом? Можно ли назвать это стрессом и почему? Какой выход вы нашли? Оцените его продуктивность. Если бы вы знали, чем дело кончится, повторили бы свой поступок?

Б. Группа «Заяц». Вы – Заяц. Вопросы: какие мысли и чувства были у вас, когда вы потеряли свой дом? Можно ли назвать это стрессом и почему? Какой выход вы нашли? Оцените его продуктивность. Если бы вы знали, чем дело кончится, повторили бы свой поступок?

В. Группа «Петух». Вы – Петух. Вопросы: какие мысли и чувства были у вас, когда вы встретили Зайца? Можно ли назвать это стрессом и почему? Какой выход вы нашли? Оцените его продуктивность. Если бы вы знали, чем дело кончится, повторили бы свой поступок?
Упражнение 3. Виды реакции на стресс.

Всем участникам предлагается список реагирования на стресс.

Виды физических реакций:

  • головная боль;
  • усталость;
  • боль в грудном отделе;
  • сухость во рту;
  • проблемы с желудочно-кишечным трактом;
  • усиленный или пониженный аппетит;
  • тики, заикание.

Виды эмоциональных реакций:

  • агрессия;
  • регулярные приступы гнева;
  • раздражительность без причины;
  • обиды, плаксивость, жалость к себе;
  • панические атаки, чувство страха;
  • трудности со сном.

Задание: отметить те реакции, которые встречаются у них чаще, можно проранжировать по 10 бальной системе..

Упражнение 4. Арт-терапия «Мои реакции на стресс».

  • В центре листа запишите слово стресс. Возможно, сможете его символическое изобразить. Приветствуется любой творческий подход.
  • Вокруг расположите в произвольном порядке свои привычные реакции на стресс.
  • Сочинение сказки (одушевление, установление связей, написание сказки, анализ сказки). Анализ сказки поможет выявить продуктивные и непродуктивные реакции на стресс, наметит пути выхода из стресса и резервы.

Подведение итогов занятия: что вы сегодня узнали нового? Что унесете с собой?

Занятие 6. «Зависть»

Цель: проанализировать понятие «зависть» и установить связь со стрессом; выработать продуктивную реакцию на стресс.

Вступительное слово: часто зависть является причиной стресса.

Упражнение 1. Ассоциативный ряд.

Каждый выполняет самостоятельно на листе бумаге.

  • Запишите ассоциативные слова, сочетания слов, выражения к понятию «зависть».
  • Оцените перечисленные позиции с точки зрения: нравится  / не нравится / нейтрально/// + / - / 0.
  • Подберите к каждому понятию рисунок – символ.
  • Вернитесь к записи ассоциаций к слову «зависть». Обратите внимание на те, что отмечены знаком минус. Соотнесите мысленно их со своими стрессовыми ситуациями, отметив согласие / несогласие (было – не было). Отметьте, как часто.

Упражнение 2. Арт-терапия «Зависть».

Нарисуйте зависть как она видится, используя символы. Или создайте из уже готовых символов рисунок. Оцените, получившийся рисунок.

Упражнение 3. Желания – возможности.

  • Запишите в столбик не 10 своих желаний.
  • Отметьте те, которые вы можете исполнить сами плюсом. Те, которые вы не можете выполнить – минусом.                   
  • Проанализируйте ваши желаний на возможность проявления стресса, т.е. отметить стрессогенные желания.
  • Установите связь стрессогенных реакций (стрелками) с негативными проявленьями зависти.
  • Сделайте вывод о том, что вызывает у вас зависть, провоцирующую стресс.

1.1. Зависть. Ассоциации

1.2. Оценка

1.4. Соотнесение со стрессом

3.4. Связь

3.3. Уровень стрессогенности

3.1. Желания./ Возможности

 

 

 

 

 

 

Упражнение 4. Метафорическая игра «Белоснежка и 7 гномов».

  • Вспомните сказку. Выделите главных героев.
  • Разделиться на группы и обсудить сказку.

Ситуации и вопросы для групп.

А. Белоснежка. Вы – Белоснежка. Как вы относитесь к тому, что Мачеха вам завидует? Что вы почувствовали, когда Мачеха приказала вас убить? Опишите свои эмоции и чувства?

Б. Мачеха. Вы – Мачеха. Почему вы позавидовали Белоснежке? Что или кто явился причиной зависти? Как это создает стресс? Как вы решаете свою проблему (управляете стрессом)?

В. Гномы. Вы – Гномы. Каково ваше отношение к появлению Белоснежки в вашем доме? Что вызывает стресс? Как вы его преодолеваете?

Заключение. Что такое зависть? В чём феномен? Кто и когда подвержен этому чувству? Возможно ли избежать?

Занятие 7. «Способности»

Цель: выявить индивидуальные способности, которые помогут преодолеть стресс (управлять им).

Упражнение 1. Ассоциативный ряд.

Устно подобрать ассоциации со словом «способности».

Упражнение 2. Драма терапия «Притча о талантах».

  1. Прочесть притчу.

Один человек, отправляясь в чужую страну, позвал своих слуг и поручил им свое имущество. Одним он дал пять талантов (серебряных монет), другим – два, а некоторым один, каждому по его силе, а сам тотчас отправился в путь. Тот, кто получил пять талантов, использовал их на дело и прибавил к ним еще пять: он купил разного товара, стал торговать и получил от торговли прибыль. Таким же образом получивший два таланта прибавил к ним еще два. А тот раб, у которого был один талант, пошел, выкопал яму и зарыл серебро своего господина. Прошло много времени. Когда приехал хозяин, он потребовал у слуг отчета. Получивший пять талантов принес еще пять и сказал: «Господин, ты мне дал пять талантов, вот еще пять, которые я прибавил к твоим деньгам». «Хорошо, добрый и верный. Ты был верен в малом – поставлю тебя над многим; ты очень меня обрадовал», – похвалил его господин. То же сказал и слуга, получивший два таланта: «Вот еще два таланта, которые я прибавил к двум твоим». Господин и ему сказал: «Хорошо, добрый и верный! В малом ты был верен – над многим теперь поставлю. Я доволен тобой». Подошел и слуга, получивший один талант, и сказал: «Господин! Я знал тебя, знал, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал, поэтому, испугавшись, я пошел и зарыл твой талант в землю. Вот тебе твое». Хозяин ответил: «Лукавый и ленивый слуга! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал. Почему же не отдал ты мое серебро купцам? Тогда я получил бы прибыль. Возьмите у него деньги и отдайте имеющему десять талантов. Кто хорошо пользуется тем, что ему дано, тот получит еще больше, а кто не хочет пользоваться данным, у того будет отнято и последнее, что он имеет. А негодного раба отведите в темное место, где люди от мучений плачут и скрипят зубами!»

  • После прочтение притчи, выделить героев: господин, три слуги, автор. Разыграть.
  • Анализ притчи. Беседа с участниками: что чувствовали во время инсценировки; какие мысли возникли.
  • Анализ совместный: в чем смысл и принцип талантов (способностей).

Упражнение 3. Мои способности.

  1. Выпишите свои способности (не менее 10) в столбик.
  2. Оценить продуктивность своих способностей, применение в жизни (можно по 5-бальной системе).
  3. Каждой способности присвоить рисунок – символ.

Способности
1.
2.
3.
4.

Продуктивность

 Символы

Стрессовые, критические ситуации

1

2

  1. Вспомнить не менее 2-х критических ситуаций. Запишите коротко. Поделиться.
  2. Арт-терапия. Попробуйте одну из описанных вами ситуаций стрессовых нарисовать, добавив или использовав символы-рисунки своих способностей. Проанализируйте рисунок с точки зрения продуктивности использования символов-рисунков способностей.
  3. Закончите упражнение, созданием проект «Мои способности». Составьте для себя рекомендации, как использовать способности в критических ситуациях. Кто хочет, может поделиться, полученными результатами.

ОС. Подведение итогов занятия. Обмен мнениями и впечатлениями.

Литература.

  1. Алексеева М. Юр., Симптомы и причины стресса. http:www.ayzdorov.ru/ttermini_stress.php
  2. Монина Г.Б., Раннал Н.В., Тренинг «Ресурсы стрессоустойчивости» http://www.al24.ru/wp-content/uploads/2013/11/мон_1.pdf
  3. Плешкова Виктория, Стрессоустойчивость http://www.b17.ru/blog/43001///
  4. Сысоева Ал., Заднепровская Ал., Управление стрессом http://www.zhyvoedelo.com/press/articles/detail.php?ID=876
  5. Хлудова О.В., Психотехники по формированию стрессоустойчивости личности к экстремальным ситуациям, Материалы для тренинга http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/632/21632/4845
  1. Как жить в условиях стресса? Три притчи — истории и мнение индийского философа, которые могут вам пригодиться. http://prikolnovosti.com/kak-zhit-v-usloviyax-stressa-tri-pritchi-istorii-i-mnenie-indijskogo-filosofa-kotorye-mogut-vam-prigoditsya/
  1. Программа развития стрессоустойчивости http://nopm.sharepoint.com/Documents/Программа%20развития%20стрессоустойчивости.pdf
  2. Притчи,  https://pritchi.ru/id_71
  3. Притча о талантах, https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjatoe-evangelie-ot-matfeja-s-tolkovaniem-svjatykh-ottsov-troitskie-listki/115