Внеурочное занятие-игра «Виртуальный краеведческий квест»

Разделы: Краеведение


История создания игры и ее результативность. Работа над игрой началась в 2016 году, когда авторы решили объединить информацию из двух ученических виртуальных мультимедийных путеводителей:

1. «Путешествуем в Нижний Тагил XIX века» (виртуальные экскурсии  по тагильским музеям: «Дом Худояровых», «Господский дом»,  «Демидовская дача», «Историко-краеведческий музей»,  «Завод-музей»; авторы - ученицы 9А класса Ишмуратова В. и Кондратьева Е.; время создания проекта: 2014-2015 учебный год; ссылка для просмотра и скачивания: https://yadi.sk/d/SNGmsdjTdCEF7.

2. «Гордость моя, Вагонка!» (знакомство с историей Дзержинского района г. Нижнего Тагила, его достопримечательностями и знаменитыми людьми; авторы - учащиеся 10А класса Подплетнев М. и Рощектаева А.; время создания проекта: 2015-2016 учебный год; ссылка для просмотра и скачивания: https://yadi.sk/d/bf6v_ZwHqsQMz).

Авторы данных проектов знакомили с ними старшеклассников школы на протяжении двух учебных лет. Кроме того, вышеназванные проекты участвовали в городских, областных и всероссийских конкурсах, где занимали призовые места, становились победителями и лауреатами (см. папку «Дипломы»).  

Данные проекты оказались настолько удачными, что авторы работы решили создать на их базе игру, чтобы как можно больше учащихся школы в игровой форме проверили свои знания об истории, достопримечательностях, знаменитых людях своего города и района. Работа над игрой продолжалась на протяжении нескольких месяцев (июнь 2016 года – январь 2017 года), к разработке одного из этапов был привлечен ученик 11 класса Пережогин Е., увлекающийся программированием в среде Visual Basic 2010 (знакомство со средой Adobe Flash CS6 и новый языком программирования  Action Script 2.0 было для него полезным опытом). В игре в феврале 2017 года приняло участие 62 человека (11 классов), в каждой параллели определялись команды, занявшие I, II и III места (см. файл «Ведомость игры»).

Анализируя результаты, авторы пришли к выводу, что лучше всего участники игры справлялись с играми "Собери герб" и "Собери пазл", а больше всего ошибок учащиеся допускали в играх «Знатоки истории» и «Кроссворд», что необходимо будет учесть при подготовке участников к игре в будущем. Авторы решили провести игру в 2018 году в новом формате, изменив игры «Пазлы» (поменяв фотографии), «Кроссворд», «Знатоки истории», «Музеи» (поменяв вопросы), добавив новые игры для новых станций.

Вывод: При подготовке к игре, а также во время ее проведения учащиеся узнали много интересного о своем родном городе. После игры многие участники высказывались о том, как, оказывается богата история их родного города, как много в нем интересных мест и знаменитых людей, а, как известно, любовь к Родине начинается с любви к своему дому, месту, где ты родился, гордости за свой город. Тогда, где бы ты ни жил: в Москве, Петербурге, Париже, ты навсегда останешься  тагильчанином, с гордостью носящим это звание.

Конспект внеурочного занятия-игры «Виртуальный краеведческий квест»

Цель: Познакомить школьников с уникальными местами родного города; воспитание культуры и активизация познавательной деятельности; развитие гордости  и любви  к малой Родине, чувство личной ответственности за процветание и порядок на родной земле.

Задачи:

  • духовно-нравственное и интеллектуальное развитие личности обучаемого, его творческого мышления;
  • формирование информационной культуры учащихся;
  • приобщение к истории родного края и подготовка школьников средствами информационных технологий к самостоятельной продуктивной деятельности;
  • повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий.

Подготовительный этап (подготовка к игре):

Классные руководители знакомят учащихся с мультимедийными виртуальными путеводителями, информация о которых приведена выше. Знакомство может проходить на классных часах, кроме того, классные руководители могут дать учащимся ссылки на эти проекты в Интернете, и учащиеся могут знакомиться с ними самостоятельно.

Ход занятия

Занятие начинается со вступительного слова организаторов игры. Они приветствуют учащихся, распределяют команды по компьютерам, проводят инструктаж, раздают маршрутные листы.

Затем команды приступают непосредственно к игре, которая состоит из 4 этапов (станций). На каждом этапе игры – занимательные игры, позволяющие учащимся проверить свои знания по истории родного города, его достопримечательностей и знаменитых людей, внесших значительный вклад в его развитие. Чтобы игра проходила динамичнее, одна команда может занимать два соседних компьютера, тогда члены команды могут помогать друг другу, а на игру тратится меньше времени (например, вначале одни члены команды путешествуют по станциям «Геральдическая» и «Музейная», другие – выполняют задания на станции «Историческая», затем команда собирает на двух компьютерах разные пазлы со станции «Дзержинская», и в последнюю очередь – собираются у одного компьютера и разгадывают кроссворд на том же этапе).

I. Станция «Геральдическая» (1 минута). Команде необходимо на компьютере из отдельных фрагментов собрать герб Нижнего Тагила (игра «Собери герб»). За каждый правильно установленный фрагмент команда получает 1 балл (звезду). Порядок работы с файлом игры см. Приложение 1.

Максимальное количество баллов (звезд) – 5.

II. Станция «Музейная» (10 минут). На компьютерах  команды играют в игру «Музеи». Чтобы набрать как можно больше баллов на этой станции, членам команды необходимо хорошо знать экспонаты музеев Нижнего Тагила, а также его знаменитых изобретателей. Порядок работы с файлом игры см. Приложение 2.

Максимальное количество баллов - 9.

III. Станция «Историческая» (15 минут). На компьютерах  команды играют в игру «Знатоки истории» (модифицированная версия онлайн-игры «Кто хочет стать миллионером»). Команде необходимо ответить на 15 вопросов по истории родного края, выбирая ответы из четырех предложенных. Порядок вопросов в игре формируется случайным образом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (звезду). Порядок работы с файлом игры см. Приложение 3.
Максимальное количество баллов (звезд) - 15.

IV. Станция  «Дзержинская» (20 минут). На компьютерах  команды разгадывают кроссворд «Знаменитые люди Вагонки» и играют в игры «Собери пазл».
Разгадывая кроссворд, учащиеся проверяют свои знания о людях, которые внесли значительный вклад в развитие Дзержинского района г. Нижнего Тагила, именами которых названы улицы и архитектурные здания. Максимальное количество баллов за угадывание кроссворда – 7.

На этом же этапе ребятам необходимо за 9 минут собрать 3 пазла из фотографий архитектурных сооружений, находящихся в Дзержинском районе г. Нижнего Тагила и назвать эти здания. Каждая фотография разбита на 16 фрагментов, за каждый правильно установленный фрагмент команда получает 1 балл (звезду). Максимальное количество баллов (звезд) за сбор каждого пазла – 17 (16 звезд за полностью собранную фотографию + 1 балл за правильное название архитектурной достопримечательности, зашифрованной в пазле). Порядок работы с файлами игр см. Приложение 4 и Приложение 5).

Итого на этой станции учащиеся могут получить 58 баллов.

Подведение итогов. В конце игры по сумме баллов команды распределяются по местам, и каждая команда получает небольшой приз, приготовленный классными руководителями.

Награждение участников игры проходит на итоговом школьном сборе в рамках городского конкурса-форума «Мы – уральцы». 

Бумажные и электронные ресурсы

Бумажные ресурсы

1. Демидовские гнезда: Культурно-исторические очерки/колл. авторов, Екатеринбург: ИД «Сократ», 2001.

2. Кузовкова М.В., Устьянцев С.В., Хлопотов С.И. Нижнетагильский завод-музей. г. Екатеринбург «Уральский рабочий», 1991.

3. Музей горнозаводского дела. Нижний Тагил. Составители Семенов И.Г.,  Малеева Л.П. Екатеринбург, издательство «Баско», 1995.

4.Нижнетагильский музей – заповедник. Составитель И.Г. Семенов. Средне-Уральское книжное издательство, 1988.

5. Б.Н.Телков, А.Г.Коряков. Педагогика по-демидовски. Екатеринбург: Уральское литературное агентство, 2005.

6. Дзержинский район: годы и люди / Под ред. Логунова Е. - Екатеринбург: «Пре-Пресс», 2003.

7. Замечательные люди Вагонки. «Уралтранс», г. Екатеринбург, 2001.

8. Кузьмина Г.М. Костромин В.И. Гордость моя – Вагонка.- Свердловск: Средне.-Урал.кн. изд-во, 1986.

9. Нижний Тагил / Сост. Ковалевич В. К. - 4-е изд., перераб. - Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1977.

10. Нижний Тагил. На перекрёстках веков / Кол.авторов под ред. Е.Ильиной и Л.Смирных. - Н. Тагил, 2002.

11. Пислегина А., Чмель М. и др. Прогулки по Вагонке: Фотоальбом, посвященный 75-летию Уралвагонзавода / А.Пислегина, М.Чмель и др. - Н. Тагил, 2011.

12. Тагил в старых фотографиях / Сост. Короткова И.Б. Внешторгиздат. 1992.

13. Устьянцев С.В., Пислегина А.В., Фахретденова А.X. Элита Российской индустрии: Уралвагонзавод /С.В. Устьянцев, А.В. Пислегина, А.Х. Фахретденова. - Екатеринбург: «Старт», 2001.

Электронные ресурсы

1. Дом Черепановых, музей истории техники. Режим доступа http://culttourism.ru/sverdlovskaya/nizhniy_tagil/object12697.html

2. Нижний Тагил – город музеев. Журнал Антураж. 2011г., №29, стр. 61. Режим доступа http://anturagstudio.com/modules.php?file=article&name=Magazine&sid=517

3. Музей быта и ремесел Нижнетагильского горнозаводского округа. Режим доступа: http://foto.mail.ru/mail/oeevteea/1200/1241.html

4. Этнографический туризм. Режим доступа: http://turism.rossii.ru/extream/ground/etno.html

5. Завод-музей. Нижний Тагил. Режим доступа: http://uraltourist.ru/2012/08/zavod-muzej-nizhnij-tagil/#ixzz2kRh9vaJt

6. Областная газета. В Нижнем Тагиле возрождают Демидовскую дачу. Режим доступа: http://www.oblgazeta.ru/

7. Город Нижний Тагил - достопримечательности, история. Режим доступа:

8. Люблю свой город с именем Тагил. Режим доступа:  http://www.tagillib.ru/for_profi/biblioprofi/i-like-my-town-with-a-name-tagil.php

9. Нижний Тагил. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

5.02.2018