Формирование культурного пространства единого Российского государства.Технологическая карта урока истории России. 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6

Ключевые слова: История России


Тип урока

Изучение нового материала

Ресурсы

Учебник: Арсентьев, Н. М. История России. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. Ч. 2. / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, П. С. Стефанович, А. Я. Токарева; под ред. А. В. Торкунова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – параграф 27.
Фрагменты документов (с. 114-115)
Карты: Нашествие Хана Батыя на Русь (с. 16); Российское государство во второй половине XV - начале XVI вв. (с. 90-91); Русские путешественники и землепроходцы во второй половине XV - первой половине XVI вв. (с. 110)

Основные понятия

Поэма. Регалии. Сказания.

Основные даты

1433 – завершение строительства Грановитой палаты Московского Кремля;
1466-1472 – путешествие Афанасия Никитина;
1479 – Московская летопись;
1512 – первая редакция русского «Хронографа»

Персоналии

Иван III, Василий III, Филофей, Сафоний Рязанец, Афанасий Никитин, Аристотель Фиорованти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Андрей Рублев, Дионисий

Цель урока

Формирование представления об особенностях русской культуры XV - начала XVI вв. на основе знания исторических фактов и источников периода

Задачи урока

1. Развитие интереса к отечественной истории и культуре.
2. Развитие навыков работы с познавательно значимой информацией.
3. Развитие навыков коллективной работы, формулирования и изложения мысли.
4. Формирование системного знания о факторах и этапах образования единого культурного пространства, о составляющих культуры (общественная мысль, летописание, литература, зодчество, живопись), их содержании и особенностях.
5. Формирование понимания особенностей русской культуры периода формирования единого Российского государства, ее связей с культурами других народов и государств, ее месте в мировой культуре.

Предполагаемые результаты

Личностные результаты (задачи 1, 5):
– осмысление социально-нравственного (культурного) опыта предшествующих поколений;
– уважение к культуре своего народа.
Метапредметные результаты (задачи 2, 3):
– умение работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации;
– готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.
Предметные результаты (задачи 4, 5):
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
– умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деятельности личностей и народов в истории своей страны и мира в целом.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока

Содержание

Способы познавательной
деятельности учащихся

УУД

1. Организационно-целевой

Формулирование темы урока.
Постановка цели урока.
Формулирование проблемы на основе ответов на вопрос «Что могло повлиять на развитие русской культуры в XV веке?»

Выделение существенных черт предмета вопроса, формулирование и изложение ответа

Личностные: смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний.

2. Актуализация знаний

Задания с использованием атласа или карты на с. 16, изученного материала:
1. Вспомните, какие города считались главными центрами русской культуры до Батыева нашествия на Русь?
2. Обоснуйте, почему именно Москва стала культурным центром возрожденной Руси.

Работа с картой и изученным материалом.
Формулировка аргументов, выбор наиболее убедительных аргументов, формулировка и изложение своей позиции.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации.

3. Первичное усвоение и проверка

Работа с текстом учебника, иллюстрациями, соответствующими картами и фрагментами документов.
Пункты 3-6 параграфа распределяются между группами, в которых выполняется задание по общей схеме:
1. Выделить основную информацию в тексте.
2. Оформить ее в виде кластера.
Дополнительно сформулировать вопросы по своему пункту параграфа для этапа 5.
3. Изложить результат для других групп.

Работа в группах.
Планирование совместной работы, распределение функций в группе.
Работа с текстом: анализ содержания, выделение смысловых единиц текста, выбор существенных фактов, обстоятельств, персоналий.
Работа с картой, интерпретация картографической информации, работа с легендой карты.
Работа с иллюстративным материалом.
Работа с текстом документа.
Оформление результата в заданной форме.
Формулирование логически корректных вопросов по содержанию текста.
Формулирование и изложение результатов работы.

Личностные: смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли; планирование учебного сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция познавательных действий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации, построение логической цепочки рассуждений, самостоятельный поиск или создание способов решения проблем творческого или поискового характера.

4. Первичное закрепление

Обмен информацией, совместное выделение общих черт составляющих культурного пространства, фиксация результата.

Работа в группах.
Работа с информацией, представленной другими группами.
Обобщение, выделение существенного, формулирование результата.

Личностные: смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с одноклассниками.
Регулятивные: целеполагание, самоконтроль.
Познавательные: установление причинно-следственных связей, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации.

5. Контроль усвоения

Вопросы другим группам по своему пункту параграфа. Совместное (в том числе за пределами группы) формулирование особенностей русской культуры XV - начала XVI вв. Соотнесение результата с содержанием пункта 2 параграфа.
Фиксация результата.

Работа в группах.
Предметный диалог.
Оценивание ответов одноклассников.
Критическое оценивание собственных вопросов.
Выделение существенного, формулирование и оценка результата.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, определение основных и второстепенных составляющих информации, построение логической цепочки рассуждений.

6. Рефлексия

Рефлексия результатов посредством ответов на вопросы:
1. Что нового я узнал на уроке?
2. Что в новом материале оказалось самым интересным?
3. Чем изученное на уроке важно для меня?

Рефлексия собственных действий, полученных результатов, степени их познавательной и личностной значимости и эффективности.

Личностные: самоопределение, смыслообразование, оценивание (эстетическое, нравственное, познавательное).
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью формулировать свои мысли.
Регулятивные: самоконтроль, коррекция познавательных действий.
Познавательные: определение основных и второ­степенных составляющих информации.

 

Домашнее задание:
1. Найти текст «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, проследить по карте на с. 110 маршрут; выписать страны, которые посетил А. Никитин и его высказывания об этих странах.
2. Выполнить остальные задания на с. 115.

Поиск внеучебного источника, использование различных средств поиска.
Работа с текстом, работа с картой, выделение необходимой информации.
Вторичное закрепление нового материала.

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция познавательных действий.
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основных и второстепенных составляющих информации, самостоятельный поиск или создание способов решения проблем творческого или поискового характера.