Опыт развития самостоятельности младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

Разделы: Начальная школа


Первый учитель – первый школьный наставник самых маленьких детей в образовательном учреждении. Очень важно в этом возрасте помочь понять детям, что именно от них самих зависит, как они будут учиться, станут ли они развитой личностью. Долг учителя – помочь понять каждому ребёнку, что их ум, уверенность в себе в первую очередь зависит от их желания постоянно работать над собой, стать образованным и трудолюбивым.

Одна из основных проблем, которая встаёт перед учителем – научить детей самостоятельно работать. Самостоятельная работа предполагает умение мыслить, грамотно записывать свои мысли, умозаключения, принимать решения. Одним из обязательных условий успешного обучения является привитие детям навыков самостоятельной работы над учебным материалом.

Учитель должен направить умственную деятельность детей, руководить этим самостоятельным трудом, создать условия по организации и управлению самостоятельной деятельности, а учащиеся должны трудиться самостоятельно.

На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения, оценивать результаты своих действий. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы умело подобрать для их реализации необходимые средства и приемы.

Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью младших школьников определяю такие признаки самостоятельной работы:

  • наличие задания учителя;
  • руководство учителя;
  • самостоятельность учащихся;
  • выполнение задания без непосредственного участия учителя;
  • активность учащихся.

Учить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты можно только в процессе самостоятельной работы, что в свою очередь положительно сказывается на усвоении учебного материала. В этих целях я применяю задания такого типа как: «Объясни, как ты подобрал проверочное слово?». «Докажи. Сколько частей ты выделил в тексте?» или “Почему в этом слове звуков больше, чем букв?” и т.д. Всегда ставлю вопрос «Почему?», который требует полного обоснованного ответа, написания и вопрос «Как ты думаешь?» требующий предполагаемый ответ.

С первых дней пребывания детей в школе необходимо вырабатывать у них навыки самостоятельной работы. С этой целью я применяю самые разнообразные виды заданий таких как: «Помоги Маше и Мише вписать нужную заглавную букву в каждое слово», или «Дополни предложения по схеме».

На уроках русского языка широко использую самостоятельные работы творческого характера. Младшие школьники с удовольствием, с интересом выполняют творческие задания. У детей повышается интерес к учению, развивается их наблюдательность, учатся самостоятельно решать поставленные задачи. В творческих письменных работах проявляются индивидуальные качества учащихся и особенности их языка. При этом развивается и обогащается речь детей. Например, работая над развитием связной речи, использую различные виды заданий как: «Сочини предысторию», «Продолжите события» или «Напиши письмо».

Таким образом, самостоятельная работа творческого характера считается наиболее эффективным видом самостоятельной работы. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Наибольший интерес представляют задания высокого уровня сложности. Вот один из примеров.

Ты рекламный менеджер (справка №1) супермаркета «Магнит» отдела фруктов. Тебе надо привлечь покупателей.

Напиши текст рекламного плаката, придерживаясь следующих правил:

1. Начни создание плаката со слов: «У нас акция на … ». На месте пропуска напиши название товара.

2. В следующей строке рекламного плаката напиши «Скидки до ...руб». На месте пропуска укажи число.

3. На третьей строчке плаката напиши: «Фрукты … ». На месте пропуска запиши полезные свойства фруктов.

4. Закончи создание плаката словами: «Акция действует каждый … ». На месте пропуска напиши день недели.
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________

Справка №1

Рекламный менеджер – это специалист, который рекламирует товар для привлечения покупателей.

Например, задание такого характера.

Твой друг попросил тебя помочь, расставить запятые в предложении. Тебе хочется, чтобы он правильно выполнил задание.

Прочитай предложение. Определи, где на месте цифр должны стоять запятые в предложении.

Обведи букву верного варианта употребления запятой в предложении.

Источник:

Сучья(1) ломались(2) скрипели(3) трещали.

Бланк ответа

А – Сучья ломались, скрипели, трещали.

Б – Сучья ломались скрипели, трещали.

В – Сучья, ломались, скрипели, трещали.

 

Инструмент проверки (ключ):

  • 1 балл - Правильный ответ: А
  • 0 балл - Даны другие варианты ответа.

Важную роль в организации самостоятельной работы играет подборка учебного материала, т.к. с ее помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным [7, c.21].

Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы, образцы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности. [6, c.54]

Побуждаю и поощряю детей к самостоятельному поиску и составлению заданий. Например, составление кроссвордов, загадок, ребусов занимает особое место в системе дидактических игр, применяемых на уроках. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. При выполнении данных видов работ я обязательно озвучиваю автора, что, во-первых, повышает самооценку ученика, а, во-вторых, возникает элемент соревнования, в результате которого повышается творческая активность.

Заслуживает внимания такой вид самостоятельной работы по закреплению орфографических навыков учащихся, как работа по словарю.

Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта. Покажем на примере освоения орфограммы «парные звонкие-глухие согласные на конце и в середине слова».

Пример задания: «Открой Обратный словарь на букву –А. найди слова оканчивающиеся на –дка. Как ты думаешь. В чём трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов. Дай проверку: будка-будочка. Найди чуть дальше слова на –тка. Выпиши 10 любых слов. Дай проверку: утка-уточка. Составь из слов, основа которых оканчивается на –дка и –тка. диктант».

Использование обратного словаря русского языка на уроке является необычным, хотя именно обратный словарь даёт огромные возможности для решения многих грамматических проблем в процессе самостоятельной работы учащихся на уроке. [5, c.44]

Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед.

Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т.е. умение учить себя.

Презентация.< /p>

Литература

1. М.Р.Льдов «Методика преподавания русского языка в начальной школе», М.2000.

2. В.А.Кузьмин «Методика преподавания русского языка», М-1995.

3. Журнал «Воспитание и обучение», Воронцовой, М-2000.

4. Журнал «Начальная школа» №6-2000.

5. Н.А. Чуракова «Методическое пособие», М-2012.

6. Безрукова В.С. Педагогика: учебник. - Екатеринбург: Изд-во Свердловского инж. - пед. инст-та, 2003. - 254 с.

7. Кабарухин Б.В. Рабочая книга методиста, куратора ССУЗе серия Учебники, учебные пособия". - Ростов н/Д: "Феникс", 2003 - 288 с.