Основы организации внеурочной деятельности по французскому языку

Разделы: Внеклассная работа


Введение

В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника. Современный ре­бенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.

Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе и вне школы:

  • в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т.д.);
  • вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т.д.).

Воспитание в школе должно осуществляться только в процессе совместной деятельности взрослых и детей и детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение детьми жизненно необходимых ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все ее виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.). В этом и состоит актуальность проблемы исследования.

Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Исходя из актуальности проблемы определена тема исследования: «Основы организации внеурочной деятельности».

Для выполнения работы я определила задачи исследования:

  1. Определить основные понятия внеурочной деятельности и ее роль в школе.
  2. Рассмотреть направления и виды внеурочной деятельности.
  3. Рассмотреть модели внеурочной деятельности.
  4. Проанализировать формы организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
  5. Рассмотреть вариант внеурочной деятельности на примере программы «Занимательный французский».

В работе я использовала следующие методы теоретического исследования:

- анализ литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

- классификация;

- обобщение материалов исследования.

1. Теоретическая часть

1.1. Внеурочная деятельность и ее роль в школе

В структуре Базисного образовательного (учебного) плана выделяются три части:

  • инвариантная часть; 
  • вариативная часть;
  • внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, в полной мере способствующая реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.

В новом ФГОС внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Что же вкладывается создателями ФГОС второго поколения в понятие «внеучебная деятельность»?

Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеурочной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (http://www.standart.edy.ru)

Внеучебная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. (Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Центр теории воспитания ИТИП РАО).
Все это определяет необходимость постановки новых стратегических задач в организации вос­питательной работы в условиях общего образования.

Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспита­тельного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы начального общего образования. Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения, разрабо­танным группой сотрудников РАО под руководством академика A.M. Кондакова.

1.2. Направления и виды внеурочной деятельности

Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности даёт возможность учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре и повысить чувство личной самодостаточности. Существует несколько направлений внеурочной деятельности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Направления внеурочной деятельности

Направление внеурочной
деятельности

Виды внеурочной деятельности

Решаемые задачи

Духовно-нравственное
(гражданско-правовое, патриотическое, нравственное, семейное воспитание)

-Изучение истории родного края.
- Проведение тематических классных часов о духовности, культуре поведения и речи.
- Проведение экскурсий «Мой город во время войны», презентаций, интеллектуальных игр.
- Участие в конкурсах детского творчества на уровне школы, района, области.

Привитие любви к Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Социальное
(самоуправление, трудовое, экологическое воспитание)

- Проект «Цветы для школьного двора».
- Проект «Наши руки не знают скуки».
- Фестиваль социальных проектов «Мы изменяем мир».

Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Воспитание бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности.

Общеинтеллектуальное

- Предметные недели.
- Библиотечные уроки.
- Конкурсы, занятия в кружке, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые игры, викторины, круглые столы, проекты.
- ЮИД

Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей.

Общекультурное
(эстетическое воспитание)

- Организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
- Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
- Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла.

Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций.

Физкультурно-спортивное и оздоровительное (физкультурно-оздоровительное воспитание, безопасность жизнедеятельности)

- Работа спортивных секций.
- Организация походов, подвижных игр, «Весёлых стартов».
- Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток.
- Участие в районных и городских спортивных соревнованиях.
- Ведение бесед по охране здоровья (пример: Вредные привычки)

Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья.

 

Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.

1.3. Модели внеурочной деятельности

Рассмотрение моделей внеурочной деятельности считается необходимым начать с уточнения понятия «модель».

Классик Е.Б. Евладова подчеркивает: «В образовании модель рассматривается прежде всего как конкретная организационная система, обеспечивающая существование и развитие жизнедеятельности всего школьного сообщества, реализующая определенные нормы педагогической деятельности, взаимоотношений между учащимися и учителями». [6, c. 15]. Предлагаемые модели внеурочной деятельности с точки зрения соответствия условий организации образовательного процесса  в образовательном учреждении поставленным целям, отражены в программе.

Внутришкольная модель организации внеурочной деятельности реализует в общеобразовательном учреждении самостоятельно при наличии комплекса необходимых ресурсов, разрабатывает и осуществляет механизм координации, определяет из числа их работников организации и проведения внеурочной деятельности, находит оптимальные формы её реализации, рассчитывает источник финансирования внутри фонда оплаты труда. [1, c. 9]

Внешняя модель организация внеурочной деятельности реализуется в общеобразовательном учреждении при отсутствии собственных ресурсов. Реализация программ внеурочной деятельности может разворачиваться на базе одного или нескольких учреждений – социальных партнёров. Механизмами координации внеурочной деятельности в этом случае могут быть договоры о совместной деятельности, в которых согласуются кадровые, финансовые, организационные, методические и иные условия взаимодействия. При этом общеобразовательное учреждение является для своих партнёров основным заказчиком услуг, поскольку реализуемые за его пределами программы внеурочной деятельности должны обеспечивать выполнение Программы данного учреждения.

Смешанная модель практически будет самой распространённой, поскольку многие общеобразовательные учреждения, с одной стороны, испытывают недостаток ресурсов для организации  внеурочной деятельности, а с другой – заинтересованы в сохранении и развитии традиционных  связей с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, в наполнении их новым смыслом в условиях реализации ФГОС НОО. В условиях смешанной модели общеобразовательное учреждение организует внеурочную деятельность с опорой на точный анализ собственных ресурсов, возможностей их восполнения за счёт других учреждений, на основе чего и разрабатывается механизм взаимодействия, отвечающий потребностям реализации программ внеурочной деятельности. [1,c. 10]

1.4. Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Внеурочная деятельность может быть организована в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, проекты, викторины, познавательная практика, поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями [5, с. 24].

В начальной школе более приемлемы следующие формы организации внеурочной деятельности.

Кружок - форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Кружок выполняет функции расширения, углубления, компенсации предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Кружок можно рассматривать как наиболее приемлемую форму объединения, соответствующую начальному уровню образовательного процесса в рамках целостной образовательной программы учреждения.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Главные принципы клуба – добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Ее отличительными признаками принято считать:

- специфические образовательные задачи;

- принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта;

- ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта;

- демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания).

Студия — форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи, единые ценности совместной деятельности, эмоциональный характер межличностных отношений.

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца,  автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей.

Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации.

Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:

- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);

- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

2. Практическая часть

2.2. «Занимательный французский»

Общекультурное (эстетическое воспитание) – это направление, по которому я  работаю в начальной школе как учитель французского языка.
Программа составлена с учётом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьников 9-12 лет.

Отбор тематики и проблематики общения на внеурочных занятиях осуществлён с учётом материала программы обязательного изучения французского языка, ориентирован на реальные интересы и потребности современных школьников с учетом их возраста, на усиление деятельностного характера обучения в целом. Программа позволяет интегрировать знания, полученные в процессе обучения французскому языку, с воспитанием личности школьника и развитием его творческого потенциала.

Интерес к искусству, рожденный на уроке, находит свое продолжение за пределами учебной деятельности, а дополнительные занятия в театральных кружках и студиях дают импульс для расширения рамок школьной программы. Обучающийся, выбирая для себя интересную и посильную деятельность, становится участником совместного творческого процесса познания. Театральная практика в процессе обучения французскому языку соответствует современным коммуникативным методам обучения, стимулирует творческую деятельность обучающихся, делает мотивированным процесс изучения французского языка и французской культуры. Занятия в кружке помогают учащимся повторить, активизировать языковой материал, изученный на уроках. Они привыкают употреблять его в речи, их словарный запас обогащается за счёт незнакомой лексики, включённый в тексты инсценировок. Сцена приучает школьников к чёткой речи, правильно фонетически и интонационно оформленной.

А соприкосновение с искусством превращает изучение языка в кружке в яркое, увлекательное занятие. Подготовка и постановка спектаклей, их музыкальное оформление, декламация стихов, выполнение красочных декораций – всё это помогает приобщить детей к прекрасному,  расширить их кругозор, осуществлять эстетическое воспитание.

Театральные формы привлекательны для детей своей игровой основой. Игра - это изначальная школа поведения. Игра является более широким фактором общения, чем речь. Дети повторяют в играх все то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Игра, в которой самостоятельно работает детская душа, это тоже деятельность, не столько деятельность, сколько качество деятельности, качество сознания, качество поведения. Игра снимает или уменьшает физическое и интеллектуальное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему активным обучением. Игры используют для восстановления равновесия сил, для улучшения здоровья детей. Детское театральное творчество имеет прямую связь с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка, оно возникает в ситуации, мотивирующей потребность в выражении захвативших его чувств. Деятельность в театральной студии активирует процессы познания, самопознания, самораскрытия личности, дает возможность научить обучающихся студии яркой, эмоциональной, наполненной содержанием французской речи, закладывает основы коммуникативной культуры.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она устраняет противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике, а также устраняет противоречия между условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями обучающихся реализовать свой творческий потенциал. Общаться и играть, открывать новые французские слова, возможности и способности узнавать друг друга и доверять друг другу, познавать мир – ведь это чрезвычайно увлекательно. Вдвойне приятно, что уже в возрасте 10-12 лет ребенок сможет излагать свои мысли на языке Каролингов, Ришелье и мушкетёров, Шарля Пьеро, Виктора Гюго, Маленького Принца Экзюпери и других выдающихся французов.

Цель программы: Формирование художественной активности обучающихся средствами французского языка и театрального искусства.

Задачи программы:

Образовательные:

  • познакомить обучающихся с различными сказками на русском и французском языках;
  • познакомить с авторами отечественных и зарубежных сказок, с художниками-декораторами, с отечественными и зарубежными художниками;
  • познакомить обучающихся с мультфильмами и фильмами, поставленными по сюжетам сказок (на русском и французском языке).
  • обеспечить усвоение обучающимися ЛЕ (лексических единиц), знание которых необходимо для работы в театральной студии и постановки сказок на французском языке.

Развивающие:

  • развивать память, мышление и творческое воображение;
  • развивать артистические возможности;
  • развивать речь и коммуникативные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, коммуникативную культуру, умение работать в группе;
  • воспитывать мотивы учения, положительное отношение к знаниям.

Отличительные особенности образовательной программы от уже существующих программ:

Данная программа внеурочной деятельности позволяет одновременно обучать французскому языку, способствует приобретению опыта социального взаимодействия и благоприятно сказывается на психике ребенка. Занятия по данной программе благотворно влияют на эмоционально-волевую сферу ребенка, оказывает помощь в коррекции возникающих у него эмоциональных проблем. Необходимо отметить, что работа школьников в кружке приносит им огромную пользу. Дело не только в том, что в процессе приобщения к искусству развивается вкус, пробуждается творческая активность. Показ спектакля, реакция зрителей – всё это даёт возможность детям познать радость труда.

Кружок, объединяющий 20-25 человек, является трудовым коллективом, каждый член которого отвечает за порученное ему дело, и все вместе – за конечный результат трудового процесса. У школьников вырабатываются правильные межличностные отношения. Они овладевают культурой общения, умением трудиться в коллективе.

Формы и режим занятий:

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объём программы - 35 часов. Программа составлена для обучения детей 4-6 классов (Таблица 2.2). Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Набор детей осуществляется по желанию, без учета предварительной подготовки, так как всегда есть возможность организовать работу обучающихся с репликами персонажей различной степени сложности.

Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной и групповой форм работы.

Репетиции и слаженная работа всех членов кружка завершаются прогоном спектакля. После обсуждения, устранения обнаруженных недостатков, упущений назначается генеральная репетиция. На торжественную премьеру приглашаются учителя, родители, учащиеся.

Виды и формы контроля

  • Занятие-конкурс (контроль фонетический, в том числе монологические высказывания); (контроль правильности интонаций).
  • Контроль итоговый – генеральная репетиция, показ спектакля, отзывы.
  • Занятие-отчет (обсуждение техники и художественного мастерства выступления, комментарий фонетического исполнения; видеосъемка).

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности:

  • Проведение вечера с показом спектакля для родителей и учащихся школы.
  • Выступление со сценками, стихами, песнями.

Таблица 2.2. Тематический план занятий (35часов, 1 раз в неделю)

№ п/п

Наименование темы, раздела

Количество часов

теория

практика

всего

Раздел 1

Знакомство

3

3

6

1.1.

Знакомство со сказками и их авторами.

1

1

2

1.2.

Организационная работа над репертуаром.

1

1

2

1.3.

Составление сценария спектакля или переработка имеющегося.

1

1

2

Раздел 2

Работа над пьесой.

7

7

14

2.1.

Просмотр сказки на русском и французском языках.

1

1

2

2.2.

 Создание рисунков (декораций) по сюжетам пьесы.

1

1

2

2.3.

Адаптация французского текста пьесы.

1

1

2

2.4.

Разучивание театральных игр, скороговорок и разминочных упражнений.

1

1

2

2.5.

Работа над произношением французского текста (артикуляция звуков). Разучивание скороговорок.

 

1

 

1

 

2

2.6.

Работа над ролями персонажей (коллективная и индивидуальная)

1

1

2

2.7.

Знакомство с музыкой, музыкантами и музыкальными инструментами. Музыкальное оформление спектакля и постановка танцев.

 

1

 

1

 

2

Раздел 3

Подготовка к показу спектакля.

5

10

15

3.1.

Репетиция спектакля.

1

5

6

3.2.

Работа над интонацией и произношением текста на французском языке.

 

1

 

1

 

2

3.3.

Корректировка действий.

1

1

2

3.4.

Генеральная репетиция и показ спектакля.

1

2

3

3.5.

Итоговые занятия по разбору спектакля.

1

1

2

 

ИТОГО:

15

20

35

Заключение

Внеурочная деятельность поможет развить у школьников всевозможные аспекты, такие как здоровье, развитие, поможет найти свое социальное место и раскрыть имеющийся талант и интерес к чему-либо. К тому же у школьника занимающегося внеурочной деятельностью всегда слаженный и четкий распорядок дня. Так же это общение со сверстниками, работа в коллективе и дружественной среде не только в пределах школы, но и за ней.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС позволил нам сделать следующие выводы.

Главной проблемой образования является ослабление мотивации к обучению. Именно внеурочная деятельность способствует развитию стремления к творчеству и в первую очередь у детей с низкой мотивацией. Ни для кого не секрет, что детям легче усваивать учебный материал в нестандартной обстановке. Именно внеурочная деятельность способствует развитию коллективного творчества, формирует коммуникативные навыки, чувство ответственности, умения свободно мыслить, преодолевать барьер при обучении на уроке, создает условия для сотрудничества. Во внеурочной деятельности развиваются навыки работы с дополнительной литературой умения планировать, анализировать и обобщать. Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы - это специальная подготовка педагогов.

Список используемых источников

  1. Байбородова Л.В. «Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах» пособие для учителей общеобразовательных организаций 2-е изд., 2014 г. - 62 с.
  2. Баранова А.В., Кисляков А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А.В. Баранова. – М.: Просвещение, 2013 – 96 с.
  3. Горский В.А.  Примерные программы внеурочной деятельности;  под ред. В.А. Горского. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2011 – 111 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Гликман И.ЗТеория и методика воспитания. - М., 2002. С157.
  5. Григорьев Ю.В. Методический конструктор  «Внеурочная деятельность школьников»/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011. – 225.
  6. Евладова Е.Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №3. – с. 15-26.
  7. Евладова Е.Б. статья: Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС/ Е.Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №4. – с. 15-21.
  8. Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции/ Б.В. Куприянов // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». – 2012. - №6. – с. 3-7.
  9. Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 7-8 классы – 2002.- 87.

Интернет-ресурсы

  1. https://infourok.ru/vneurochnaya-deyatelnost-v-ramkah-fgos-879299.html
  2. http://www.rastut-goda.ru/questions-of-pedagogy/7935-vneurochnaya-deyatelnost-shkolnikov.html
  3. http://nsportal.ru/nachalnayashkola/raznoe/2016/09/05/vneurochnayadeyatelnost-kak-sostavlyayushchaya-vospitatelnogo
  4. http://www.standart.edy.ru