Работа с текстом на уроках русского языка (подготовка к написанию сочинения. Части С ЕГЭ). 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цель: Подготовить учащихся к написанию сочинения ЕГЭ (часть С).

Задачи урока:

Образовательные:

  • Проверить знания теоретико-литературоведческих понятий.
  • Совершенствовать умение систематизировать материал.
  • Реализовать умение оформлять письменный текст в соответствии с орфографическими, пунктуационными и грамматическими нормами.

Развивающие:

  • Развивать умения воспринимать, интерпретировать и анализировать исходный текст с литературоведческих позиций.
  • Совершенствовать умение в собственной речи использовать разнообразные грамматические и лексические средства.

Воспитательные: воспитание гуманизма, человечности через прочтение художественного текста.

Технологии:

  • Компьютерные технологии (презентация PowerPoint)
  • Технология сотрудничества

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

«Родиться человеком - это чудо,
Остаться человеком - это труд!»
Для этого так много сделать надо,
А нас нелегкие задачи в жизни ждут.
© Copyright: Рашид Алибеков, 2013

Ход урока

1. Презентация: «Люди и животные» (эмоциональный настрой).

2. Знакомство с текстом: чтение 5 минут самостоятельно, второе чтение вслух (один ученик).

(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов, которого за большие хрящеватые уши, торчащие в разные стороны, будто остренькие рожки, называли Чертёнком, пригнал в село табун.

(2)Бешено вращая зрачками, он рассказал толпившимся возле гаража мужикам, что видел в степи настоящую антилопу.

-(3)Да чего этого Чертёнка слушать: он собаку от курицы не отличает! - недоверчиво отмахивались от него. -

(4)Откуда в наших местах антилопы?

-(5)Да я лично видел!

(6)Она в лощине паслась!

-(7)Так, может, это не антилопа, а северный олень или мамонт?! - вкрадчиво спросил визжащего от обиды Чертёнка дед Кадочников, пряча улыбку в большой окладистой бороде.

(8)Смеясь, мужики стали расходиться.

(9)Не смеялся только рослый механик Николай Савушкин.

(10)Он строго посмотрел на пастуха и тихо спросил его:

-(11)Ты точно антилопу видел?

-(12)Точно!

(13)Видел!

(14)Мамой клянусь! - пастух неуклюже перекрестился.

- (15)А зачем тебе, Колёк, антилопа?

(16)Лето ведь - мясо испортится!

-(17)Мне не мясо, мне рога нужны, я из них лекарство сделаю!

(18)Дочка у меня сильно хворает, уже третий год.

(19)Ранним утром, едва только рассвело, Савушкин взял ружьё и отправился в лощину.

(20)Туман тугими лентами покрывал степь, и сквозь белые кружева синели одинокие берёзы, похожие на старинные корабли, застрявшие во льдах.

(21)Савушкин исходил всю лощину, пролазил все перелески, но не нашёл следов антилопы. (22)Он знал, что ничего не найдёт.

(23)Так уж, видно, суждено.

(24)Суждено видеть стеклянные глаза девочки, которая с тоской смотрит куда-то внутрь себя, как будто чувствует, как по её крошечному телу крадётся боль.

(25)Боль, похожая на большую чёрную кошку.

(26)Нещадно палило полуденное солнце, и воздух, словно горячий жир, стекал густыми струями на землю.

(27)Нужно было возвращаться назад.

(28)Савушкин спустился с холма и заплакал.

(29)По его лицу, мешаясь с потом, текли слёзы и, будто кислота, разъедали кожу...

(30)Она молчит, просто смотрит внутрь себя и молчит, потому что знает: никто не поможет.

(31)И ты видишь, как твой ребёнок в одиночестве блуждает по бесконечным лабиринтам боли.

(32)Вдруг Савушкин замер.

(33)В овражке, прорытом вешними водами, стояла антилопа.

(34)Совсем близко, под самым носом, шагах в двадцати. (35)Савушкин осторожно снял с плеча ружьё, взвёл курки.

(Зб)Антилопа смотрела на него, но почему-то не убегала.

-(37)Стой, стой, миленькая, стой! - шёпотом уговаривал её Савушкин.

(38)Он шагнул влево и увидел рядом с антилопой детёныша.

(39)Малыш примостился возле матери, на траве, поджав тонкие ножки, и, сморённый жарой, устало смотрел куда-то в сторону.

(40)Мать стояла возле него, закрывая своим телом от палящего солнца.

(41)Прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша.

(42)Савушкин вздохнул и попятился назад...

(43)Солнце жгло прокалённую землю.

(44)Дочка сидела на крыльце и ела землянику, которую он нарвал в овраге перед самым селом.

-(45)Вкусно, миленькая?

-(46)Вкусно!

(47)Савушкин наклонился и погладил её мягкие волосы. (48)На голову ребёнка, будто фиолетовое покрывало, легла прохладная тень.

(По А.Владимирову*)

* Александр Павлович Владимиров - современный писатель-прозаик.

3. Беседа по прочитанному тексту

Презентация.

- Определите стиль данного текста. (художественный)

В чем его особенность? Почему с текстом художественного стиля работать сложнее?

- О каком событии идет речь в рассказе, кто главные действующие лица?

Этот прием работы (анализ текста) поможет разобраться в обстоятельствах сюжета, найти и отметить то, на что мы будем опираться в своем сочинении.

- Почему механик Николай Савушкин заинтересовался появлением антилопы в этих краях? Как вы думаете, появление этого животного-обычное явление?

«Мне рога нужны, я из них лекарство сделаю! Дочка у меня сильно хворает…»

- Прочитайте описание состояния девочки, какие чувства у вас вызывает это описание? Как к ней относится автор.

«С тоской смотрит внутрь себя», молчит, страдает от боли в одиночестве.

- Подчеркните слова и словосочетания, характеризующие чувства, которые переживает Савушкин.

В тексте встречается параллелизм: Туман покрывал степь - слезы застилали его глаза; он плакал, представляя «стеклянные глаза дочки, чувствуя «как по ее крошечному телу крадется боль».

- Подчеркните слова и словосочетания, с помощью которых Владимиров подчеркивает трогательность детеныша антилопы.

- Савушкин видит детеныша, малыша (это слова-синонимы).

Он примостился возле матери, устав от жары. Именно мать (не антилопа) закрыла его от палящего солнца. Вызывает чувство жалости и описание малыша: «поджатые тонкие ножки, сонно вздрагивающая головка».

- Как изменилась бы картина, если бы Савушкин все-таки выстрелил?

- Почему он не стал стрелять?

- Как вы думаете, почему в тексте дважды упоминается фиолетовое покрывало?

Может быть, это родительская защита детей от всех проблем и напастей? Детеныш антилопы защищен от палящего солнца, а девочка от страданий и одиночества? Пока родители рядом, ничего плохого с малышами не может произойти.

- Что мы поняли о Савушкина? Какой он человек.

- Это человек с добрым и чутким сердцем. Невозможно представить его как человека, способного совершить жестокий поступок. Его нравственный выбор: нельзя убивать живое беззащитное существо, потому что ты человек, ты сильнее.

4 Следующий этап работы мы называем «конструктор»

(слайд №1)

Вспомните, на какие части делится сочинение ЕГЭ? Важно ли соблюдать последовательность частей? Можно ли менять местами абзацы и части?

Текст художественный, поэтому проблему не всегда определить легко. Я предлагаю вам более простой вариант, который мы уже использовали: начать с авторской позиции, а уже потом определить проблему или проблемы

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема бессилия перед лицом болезни ребенка.

Самая непереносимая боль, когда не можешь помочь своему ребенку, не можешь оградить его от страданий.

2. Проблема сострадания, милосердия. Что же такое милосердие и сострадание?
Сочувствие ко всему живому.

В любой, даже самой тяжёлой ситуации, у человека есть выбор, как поступить: проявить милосердие к тому, кто беззащитнее и слабее тебя или ценой другого решить свою проблему.

3. Проблема уважительного отношения человека к природе. (Современный писатель-прозаик А.П.Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой)

Истинно человеческое восприятие окружающего мира в том, чтобы понимать природу, чувствовать ее боль и страдания и поступать по-человечески.

4. Проблема нравственного выбора: как поступить в той или иной ситуации.

В любой, даже самой тяжёлой ситуации, у человека есть выбор, как поступить: проявить милосердие к тому, кто беззащитнее и слабее тебя или ценой другого решить свою проблему.

5. Проблема соотношения целей и средств их достижения. (Как мы поведем себя в ситуации, подталкивающей нас на безнравственное преступление?)

Если человек идёт к цели любыми средствами, он несёт зло окружающим и разрушает свою душу.

Вступление и формулировка проблемы…

Примерное начало сочинения: Что же такое милосердие и сострадание?

Какую роль эти качества играют в духовной и нравственной жизни человека? Именно эти вопросы возникают после прочтения данного текста. А.П.Владимиров повествует о проблеме милосердия и сострадания.

В небольшом, но очень содержательном тексте автор поднимает проблему о милосердном отношении человека к беззащитному животному.

Комментарий проблемы:

1. В рассказе А.Владимирова мы сталкиваемся с парадоксальным явлением: отцовское чувство последовательно подводит к двум противоположным решениям - убить антилопу, чтобы из её рогов изготовить столь необходимое дочери лекарство, и сохранить антилопе жизнь из сострадания к её детёнышу.

2. То, как описаны антилопа и её малыш: «тонкие ножки», загораживая своим телом, «прохладная тень, будто фиолетовое покрывало, лежала на сонно вздрагивающей головке детёныша» (а ведь всё это увидено глазами Николая) не оставляет у читателя сомнения в отношении к ним героя, а повторение этого сравнения в последнем предложении объясняет мотив поведения героя: на жалость к детёнышу антилопы проецируется любовь к собственной дочери.

Комментарий 2

Писатель рассказывает о Николае Савушкине, переживающем…..что?

Он готов решиться на что? Ради чего?

Какую картину увидел он? Как поступил? И почему? (цитируем или частично пересказываем)

Именно в этом отеческом чувстве проявляется истинно человеческая забота об окружающем мире. Человек не может жить без души, не может того, что воспринимается как зло им самим.

Автору симпатичен герой текста, он одобряет его поступок, испытывает уважение и симпатию к своему герою.

Автор считает, что именно в этом проявляется истинно человеческое восприятие окружающего мира. Человек не может и не должен жить без души, откликающейся на все горести и несчастья и не дающей ему то зло, от которого страдал бы сам.

3. Механик Николай Савушкин выследил столь редкую в этих местах антилопу, из рогов которой можно было добыть лекарство, но, увидев её детёныша, который останется при этом сиротой, не смог нажать на курок.

(4) Автор недвусмысленно отказывается признавать, что любые средства хороши. (5) Я с ним полностью согласен. (6) Радость от возможного улучшения здоровья дочери будет навсегда омрачена видением осиротевшего малыша.

Аргументация собственного мнения. Такое понимание проблемы лежит в русле традиций русской литературы.

В художественной литературе существует немало произведений, в которых рассуждается об отношениях человека и животного. Это очень старый и важный вопрос. Над ним задумывались во многие времена. Это проблема уже очень давно интересует множество людей.

Многие известные писатели обращались к этой теме. Прежде всего они старались через "братьев меньших" показать человека.

В большинстве литературных произведений животным сочувствуют, скорбят о том, что люди к ним плохо относятся.

АРГУМЕНТЫ: (К ПРОБЛЕМЕ 2, 3, 4)

1. Э.Сеттон-Томпсон «По следам оленя».

2. Владимир Солоухин «Летний паводок».

3. Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей».

4. В.Астафьев «Царь-рыба».

5. Распутин в повести «Прощание с Матёрой».

6. В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей.

7. Ч.Айтматов «Плаха».

8. А.Платонов «Корова».

9. Паустовский «Теплый хлеб»

10. Э.Хемингуэй "Старик и море".

(1) Оба приведённых аргумента, на мой взгляд, доказывают, что пролитие крови, будь то человек или животное, ничем не может быть оправдано, используемые безнравственные средства навсегда исказят даже самую благородную цель.

(2) Сама природа человека, его совесть, способность сочувствовать другому живому существу диктует использование только достойных путей для решения поставленных нами перед собой задач.

Вывод: Очень важно по отношению к животным всегда проявлять человечность и доброту. Жестокое обращение с ними это огромное зло, с которым необходимо бороться. Нужно научиться защищать и понимать природу. И начать стоит с животных, являющихся немаловажной ее частью.

(Если останется время) Рассуждение по тексту Владимирова Вечером молодой пастух Гришка Ефимов

Проблема, которую поднял автор текста.

Современный писатель-прозаик А.П.Владимиров в своем тексте поднимает проблему взаимоотношений человека с природой.

В век научно-технического прогресса по-прежнему актуален вопрос о единстве человека и природы. Невозможно представить жизнь на Земле без животных растений, но проблема состоит в том, что часто человек вредит живой природе, не задумываясь о последствиях. Текст Владимирова заставил меня задуматься о том, что жизнь человека во многом зависит от природы.

Позиция автора текста

Автор текста убежден, что все в мире взаимосвязано. Он рассказывает историю Н.Савушкина, который отправился в лес на поиски антилопы, чтобы убить ее и изготовить из рогов лекарство для больной дочери. Он нашел антилопу, но в последний момент понял, что не может убить животное, так как рядом с антилопой находился детеныш. Автор хочет донести до читателя мысль о том, что нельзя нарушать законы нравственности: губить одно живое существо, ради жизни другого. Ведь антилопа, как и герой рассказа, оберегала своего детеныша.

Ваша позиция по проблеме

Я полностью согласна с позицией автора. Мы всегда должны помнить, что человек это часть природы, самое разумное существо в ней.

Аргументы из литературы

Вспомним творчество Ф.И.Тютчева, человек у него частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Еще одним примером может стать повесть "Царь-рыба" В.П.Астафьева. Это произведение проникнуто любовью к природе и негодованием к тем, кто своим равнодушием, жадностью губит ее. Образ царь-рыбы символизирует саму природу. Только поняв это, рыбак Утробин переосмысливает свою жизнь и отпускает осетра на свободу. Царь-рыба символ нравственного начала в природе, о котором забыл человек.

Заключение

Хорошо, что есть писатели, напоминающие нам о единстве всего живого на Земле. Сохраним природу - сохраним и себя!

Музыкальное сопровождение урока.

Рефлексия:

  • Что понравилось на уроке, а что хотелось бы изменить?
  • Что полезного и нового узнали вы сегодня?

Заключительное слово учителя.