Компетентностный подход в системе экологического образования

Разделы: Начальная школа, Экология


В 1980-х годах перед человечеством встала проблема глобального экологического кризиса. Одним из главных инструментариев в разрешении этой проблемы стало экологическое образование.

В конце прошлого столетия одной из главных задач экологического образования стало развитие ответственного отношения к природе. Термин «отношение к природе» появился в процессе анализа целей, механизмов и мотивов взаимодействия человека с природными объектами [9].

Для общеобразовательных учреждений, средне-специальных и высших учебных заведений разрабатываются учебно-методические курсы дисциплин экологической направленности, в которых определена система знаний и норм.

В начале двухтысячных годов нашего столетия проходили научные исследования, которые стали основополагающими для дальнейшего развития экологического образования. Так были утверждены основные принципы и компоненты отбора содержания экологического образования, созданы модели преподавания экологии в средней школе, проработаны вопросы экологизации общего образования; созданы методики исследовательской деятельности экологической направленности для обучающихся и школьного экологического мониторинга.

Процесс формирования экологической компетентности личности в рамках экологического образования приобретает социально-культурную направленность, разрабатывается на основе экологического сознания личности, которая становится основным регулирующим компонентом отношений человека и природы. Таким образом, формируется и развивается экологическая культура человечества.

Формирование экологической культуры личности является одной из самых важных задач экологического образования. Это очень важное личностное свойство человека включает в себя теоретическую, психологическую и практическую готовность целостно относиться к окружающей среде. Такая личность способна пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности.

Пономарева И.Н. говорит об экологической культуре как о важнейшей части культуры человека. Понимать ценность природы – одно из самых важных свойств человека, которое стало своеобразным синтезом знаний по экологии – это гуманистическое отношение ко всему живому и к окружающей среде, природопользовательская деятельность. Основными компонентами в структуре экологической культуры личности являются экологически-ценностное мировоззрение, экологические знания и экологическая деятельность [16].

В нашем веке главной задачей экологического образования стало экологическое сознание, которое состоит из трёх основных компонентов и рассматривается в границах экопсихологического подхода: поведенческого (деятельность, активность), гносеологического (чувственность, рациональность, иррациональность), аксиологического (ценности, нормы) [19]. 

Развитие всех структурных составляющих отношения человека к природе является основным условием формирования ценностного отношения к природе. Это поведенческие, эмоциональные, познавательные и практические структурные компоненты, которые сопровождаются положительной экологической природоохранной установкой, выраженной субъективной позицией которая обеспечивает последующую экологическую деятельность.

В наши дни исследователи-экологи утверждают, что экологическое образование должно входить в общекультурное образование. Ведь оно построено на интеграции гуманитарных, естественных и технических наук. Формирование, развитие экологического сознания и культуры - это тяжёлый, глубокий, продолжительный процесс, который охватывает все сферы и ступени жизни человека, все слои населения. Это живой процесс, который фиксирует все происходящие изменения среды обитания, тенденции развития человечества. И он не ограничивается только обучением или воспитанием. Это глобальный процесс, который влияет на рост уровня культуры отдельного индивида и социума в целом. Конечная цель экологического образования состоит не в приобретении научных знаний, а в убеждении, переходящего в практические действия, направленные на улучшение состояния окружающей среды  [2].

Ход истории и экологическое состояние нашей планеты подтолкнуло современных учёных-экологов к необходимости выработать новое направление в экологическом образовании, т.е. принципы и ценности сбалансированного устойчивого развития социума и природы. Теперь фокус сосредоточен на социально-проблемном характере экологического образования. Основной единицей экологического образования становится экологическая компетентность.

Исследования в сфере школьного экологического образования выявили, что специфика экологического образования нуждается в специальных концептуальных, методологических и научно-теоретических разработках в интересах устойчивого развития относительно школьника [5]. 

Доказано, что образование, направленное на устойчивое развитие, не ограничивается только экологическим образованием наряду с сохранением качества окружающей среды, здоровья человека и биологического разнообразия. Оно выходит за рамки эко знаний, рассматривает следующие проблемы: межкультурное взаимопонимание, изучение, а также сохранение местных традиций, права человека, равенство полов, уменьшение уровня бедности и пр.

В России разработаны на период до 2030 г. основы государственной политики в сфере экологического развития относительно развития экологического воспитания и образования, формирования экологической культуры. Основными механизмами осуществления государственной политики в сфере экологического развития выступают:

а) формирование экологически ответственного мировоззрения у разных слоев населения, в первую очередь, у молодёжи;

б) гос. поддержка распространения сведений экологического и ресурсосберегающего характера в СМИ и проведение тематических мероприятий;

в) включение в новые образовательные стандарты вопросов касательно охраны окружающей среды;

г) включение в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающих, которые будут обеспечивать процесс воспитания и обучения в образовательных учреждениях, формирования экологически ответственного поведения;

д) государственная поддержка образовательных учреждений, которыми реализуется обучение в сфере охраны окружающей среды;

е) развитие системы подготовки, повышения квалификации в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности специалистов, руководителей предприятий, а также ответственных за принятие решений при реализации эстетической и другой деятельности, оказывающей или способной оказывать негативное влияние на окружающую среду;

ж) включение вопросов относительно формирования экологического воспитания и образования, экологической культуры в федеральные, государственные, региональные программы разных этапах основных психолого-педагогических подходов, также повлиявших на формирование и наполнение экологического образования [13]. 

Формирование к природе субъектно-непрагматического отношения – это новая экологическая задача, которая влечет за собой появление новых подходов в психолого-педагогическом плане. Так появился эколого-психологический подход, оказавший влияние на насыщение и обогащение экологического образования, в пределах которого определились педагогические условия по формированию совокупности экологических навыков, умений, знаний и опыта работы, так необходимых для экологической преобразующей деятельности и личностных качеств. Из них и состоит основа формирования экологического сознания, относящегося к экоцентрическому типу.

Одновременно с эколого-психологическим подходом начали внедряться в образовательную практику такие подходы как онтологический. В этом подходе экологическое сознание рассматривается как сложная саморегулирующаяся (то есть имеющая возможность самостоятельно менять функции, звенья и цели) система, созданная для решения задач изменения, стабилизации, установления взаимоотношений с объектами природы и самой природой, которые возникают в ходе удовлетворения человеком собственных потребностей. В пределах онтологического подхода, экологическое сознание представляется как некая особая форма бытия, представляющая собой высшую форму развития психики и обретающая реальность собственного существования в ходе взаимодействия человека и среды, его окружающей [11].

К одному из ведущих в образовании направлений относится появление в образовательном процессе ориентации на личность обучающихся, которая основана на идеях личностно-ориентированного образования. Этот подход направлен на сотрудничество, а диалог становится наиболее важной чертой, отличающей модели личностно-ориентированного образования, изложенные в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, И.С.Якиманской , А.Г.Асмолова , В.И.Слободчикова, В.Д.Шадрикова и иных авторов. Указанные авторы рассматривают знания не в качестве главной цели образования, а в качестве средства развития личности, а это представляется крайне важным в экологическом образовании. Г.А.Ягодин в своей работе отметил личностное развитие и рост обучающихся на базе экологоориентированных ценностей в качестве необходимого условия для процесса становления экологической деятельности, связанной с выявлением и поиском решения проблем социально-экологической направленности [21].

Эколого-гуманистический подход видится в качестве одной из стратегических линий в процессе модернизации школьного образования. Такой поход создает новый взгляд на понимание общечеловеческих и природных ценностей: осознание уникальности планеты Земля, ограниченности ее ресурсов, острой необходимости в сохранении биологического разнообразия и многообразия экосистем, понимания тесных взаимосвязей в природе, экономике и обществе [3]. В то же время возрастает необходимость в создании способности и готовности (компетентности) будущих поколений: целесообразности действовать согласно требованиям дела; самостоятельно и методически организованно решать назревающие социально-экологические проблемы; уметь оценивать итоги собственной деятельности в социуме.
Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. отметили, что культурологический подход в экологическом образовании подразумевает конструирование требований, технологий, содержания к итогам образовательного процесса, а также способов их оценки в разрезе многообразия взаимосвязей, имеющихся в системе «экологическая культура - экологическое образование». Указанные авторы уверены, что экологическое образование представляется шире по сравнению с образованием в области экологии в разрезе культурологического подхода. Тем не менее, культура в качестве глобального саморегулятивного механизма адаптации человека и общества в условиях социального и природного окружения есть итог экологического образования, становление которого отмечают исследователи у большинства обучающихся, которые находятся на завершающем этапе процесса обучения. Но бесспорна значимость этого подхода в экологическом образовании, если учесть актуализацию собственной ведущей роли в выживании на Земле человечества  [8].

Системно-деятельностный подход служит фундаментом федерального государственного образовательного Стандарта второго поколения (2010), позволяющего рассматривать мир в качестве динамичной системы всеобщей взаимосвязи природы и человека, в основе которой лежат знания о явлениях и процессах, протекающих в обществе и природе, о месте и роли человека в системе мироздания, нормативные ориентации и ценностные знания, т. е. элементы научной современной (экологической в том числе) картины мира, обобщающей и систематизирующей результаты познания природы, в том числе и учения о ноосфере и биосфере, экологический императив и эволюционное учение  [20].

Укреплению и развитию позиций квалифицированного подхода в экологическом образовании предшествовало решение реально существующих экологических вопросов. Основы квалифицированного подхода изложены в работах А.В.Хуторского, Г.К.Селевко, И.А.Зимней, В.В.Серикова, А.П.Тряпицыной, А.А.Деркача, Ю.Г.Татура. Этими авторами в своих работах оценена способность либо пригодность обучаемого к его дальнейшей деятельности. Чтобы оценить пригодность учащихся к деятельности, использовалось дидактическое средство [15].

Именно таким средством и выступает компетентность и компетенция. Под компетенцией понимается  объединение связанных личностных качеств (навыков, умений, познаний, методов деятельности), задаваемых в отношении к определенному кругу процессов и предметов, требуемых для эффективной продуктивной деятельности в отношении к ним; под компетентностью понимается – обладание, владение человеком соответствующей компетенцией, состоящей из его личностного отношения к ней и предмету деятельности [18]. Компетентность рассматривается в качестве сложного интегрированного понятия, содержащего познания, навыки, умения, систему ценностей и опыт автономной деятельности, нацеленные на саморазвитие и самосовершенствование личности.

В настоящее время в России имеются крупные научные теоретические и научные методические труды, в которых выполнен анализ сущности компетентностного подхода и вопроса формирования основных компетенций. Этой разработкой продолжают заниматься такие отечественные исследователи: Е.Я.Коган, П.П.Борисов, А.Г.Каспржак, А.В.Хуторской , И.А.Зимняя, а также иностранные ученые: В.Вестера, Р.Барнетт, Дж.Равен  [12].

Выявленные положения и принципы компетентностного подхода, актуализация результатов и требований образования, предусмотренных усовершенствованием образовательного процесса и интегрированием в образовательные учреждения стандартов очередного поколения этими исследователями позволили дать характеристику компетентностного подхода в качестве результативной целевой основы образования. Собственное проявление идеи компетентностного подхода находят в государственном Федеральном образовательном стандарте.

Компетентностный подход в виде образовательных итогов и целей исследует формирование компетентностей у школьников, приобретаемых не только в ходе изучения учебных предметов, но и посредством всей организации школьной жизнедеятельности, через ее взаимосвязь с иными существенными сторонами жизни школьников. Образовательный процесс с этой точки зрения не приравнивается к учебному процессу [21].

Образовательный процесс состоит из учебного процесса и дополнительного образования детей, их внеурочной и социальной деятельности, практики школьной повседневной жизни. По этой причине единые цели школьного обучения нельзя представлять в качестве простой совокупности целей изучения учебных предметов. В это же время вероятно, что изучение учебных предметов отличается определяющим значением для целей образования в школе. В пределах компетентностного подхода, в роли ведущего методологического направления к разрешению вопросов экологического обучения, при анализе выявлена основная категория «экологическая компетентность». Формирование понятия экологическая компетентность осуществлялось вследствие углубления экологического кризиса, в процессе совершенствования образования и интегрирования в образовательных учреждениях стандартов очередного поколения, в том числе вследствие установления системного деятельностного, личностного ориентированного, экологического гуманистического и компетентностного направления как результативной целевой образовательной базы.

Благодаря данным переменам реализовалась трансформация от информативного подхода в экологическом образовании к социальной активной практике, в пределах которой окончательно установилась экологическая компетентность, изучать которую должны на отдельных уровнях: в качестве ключевой компетентности и в качестве общеобразовательной надпредметной [10].

Такие ученые как Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, предложили способы соучастия компетентностного подхода в экологическом обучении и установлении экологической компетентности: организация образовательных действий, предполагаемых базовой обучающей программой начального образования, однако с упором на первостепенные для экологического обучения; развитие образованных в различных учебных предметах учебных действий методами содержания экологического обучения; расширение сферы использования образовательных действий в сферу связей и взаимоотношений «природа-общество-человек», которые недостаточно охвачены содержанием приблизительных программ по обучающим школьным предметам; творческое использование обучающих действий при учебных нетипичных ситуациях с экологической сутью [6].

Другими авторами отмечается, что экологическая компетентность является интегральной характеристикой подготовки учащихся, она способна отражать осуществление субъектной позиции у учащихся в образовании, обеспечивать выполнение личностных смыслов учеников в образовании, подготавливать молодых людей к автономному деятельному участию в повседневной жизнедеятельности, формировать фактические объекты окружающей действительности для приложения познаний, способностей и методов деятельности, формировать требуемый опыт практической деятельности. В роли основных обучающих компетенций учеными исследуются такие: экологическая, коммуникативная, социальная гражданская, информационная, учебная познавательная, общекультурная, роста и развития личности, реализующие социальную, прогностическую, ценностную, культурную, экологическую, методологическую, мировоззренческую и профессиональную образовательные функции. Предполагается, что при усовершенствовании образования и интегрировании стандартов очередного поколения компетентность экологического характера выступает в роли основной надпредметной и образовательной [4].

Сегодня под экологической компетентностью понимается способность обучающихся автономно организовывать и проектировать экологически безопасную работу, управлять деятельностью в различных жизненных случаях и возлагать на себя ответственность за результаты своих деяний и поведения в окружающей среде. Экологическая компетентность предусматривает субъективную способность саморазвиваться и самосовершенствоваться через сознательное и активное присвоение экологической деятельности, т.е. через формирование образовательной компетентности [1].

Таким образом, обеспечение экологической компетентности происходит в объединении определенных методов экологической деятельности и самосовершенствовании личности обучающегося.

В трудах Э.Б.Калашникова, Ю.Г.Никитиной, Е.Н.Дзятковской, Л.В.Моисеевой, А.Н.Захлебного, Г.А.Ягодина и др. Д.С.Ермакова, реализованы вероятности процесса развития экологической компетентности обучающихся в учреждениях образовательного типа [14].

В Концепции общего экологического обучения, учитывая интересы стабильного развития, была осмыслена специфика формирования общего экологического обучения, сформулированы задачи и цели, запланированы результаты экологического обучения, выстроенные с основой на компетентностный подход [7].  В этой документации указывается, что цель нынешнего экологического обучения заключается в выработке у учащихся экологической компетенции в качестве общекультурного интегрированного значения результата разносторонней образовательной деятельности в учреждениях образовательного типа наравне с другими основными обучающими компетенциями в отличие от ранних целей – развивать ответственное сознание, культуру, отношение.

Основное упор в деятельности образовательных учреждений сделан на интегрирование общественно важных экологических проектов и разработку системы пособничества разрешению экологических вопросов через включение в экологическую работу подрастающего поколения и всех интересующихся субъектов экологического направления.

Учитывая вышесказанное, можно заметить, что центральным вопросом нынешнего экологического воспитания являются принципы и ценности стабильного (сбалансированного) развития природы и общества. Акцент с естественного и научного переходит на социальный проблемный характер. Широкое использование на разных уровнях обучения получает компетентностный подход как результативная целевая образовательная основа [17]. Экологическая компетентность проявляется в качестве дидактического средства, позволяющего не только подключать каждого учащегося в его работу, включая и работу экологической направленности, но и развивать ценностное отношение учащегося к фактической действительности и пользоваться полученными знаниями и способностями в условиях жизненных реалий.

По этой причине экологическая компетентность относится к ключевому, интегрированному результату общего обучения, его общекультурной характеристике. Последующее изучение экологической компетентности относится к исследованию имеющихся навыков и требует описания ее содержания: категориальной характеристики, определения структуры и компонентов, учитывая возрастные особенности младших школьников.

Список используемой литературы.

  1. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013. – 451 с.
  2. Барышникова, Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов/ Г.Б. Барышникова. – М.: Юнити, 2012. – 218 с.
  3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург. 2000. – 160 с.
  4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков., Рос. акад.образования. — М.: Просвещении, 2009. — 18 с.
  5. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие/ Н.С. Дежникова, Л.Ю.Иванова, Е.М. Клемяшова и др. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 363 с.
  6. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения/ Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Образование и экология, 2014. – 255 с.
  7. Дубовик М.В., Бессонова Е.П. Моделирование как средство формирования экологического образования младших школьников [Текст] / Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19 декабря 2013 г. / сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. – с. 30-34
  8. Захлебный, А. Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию [Текст] / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Вестник Международной академии наук. Русская секция. - 2012. - №1. - С. 39-43.
  9. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2013. – 190 с
  10. Игнатова В.А. Экология и культура: на пути к интеграции / В.А.Игнатова; М-во образования Рос. Федерации, Тюмен. гос. ун-т. - Тюмень: Вектор Бук, 2004. - 261 с.
  11. Кондаева И.Л. Психология формирования экологической культуры // Профессионал. – 1998, № 8-9, с. 23.
  12. Левчук Л. В. Проектное обучение и российская школа /Л. В. Левчук // Экологическое Образование.- 2012. - №3. – С. 51-58
  13. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика. – 1993. - №2. – С.19-21.
  14. Медведев В. И. Экологическое сознание: учеб.пос. / В. И. Медведев, А.А. Алдашева. – М.: Логос, 2012. – 426 с.
  15. Мухина, В.С. Младший школьник / В.С. Мухина.- М.: Новая школа, 2014. – 367 с.
  16. Пахомов, А.П. Методические рекомендации по формированию у детей мотивации к овладению экологическими знаниями / А.П. Пахомов //Начальная школа. 2014. – №6. – С.66-87
  17. Петрова, И. И. Проектная деятельность как эффективная форма воспитания экологической культуры младших школьников (на примере Республики Саха (Якутия)) : Автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / Петрова Ирина Ивановна - Якутск. 2007. - 24 с.
  18. 65.    Симонова, Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе / Л.П. Симонова // Начальная школа. - 2014. – №6. – С.22-31
  19. Тарасова Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе / Т.И. Тарасова // Начальная школа. - 2014. - №10. – С. 24–28
  20. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение. 2010. – 31 с
  21. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные модели. - 2007. - № 3. - С. 10-17.