Урок обществознания по теме "Общение". 6-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 6


Тип урока: урок открытия нового знания.

Обучающая цель:

  • знать, что такое общение, какова  роль общения в жизни человека и общества;
  • уметь различать средства общения;
  • объяснять, что мешает, а что помогает  человеку общаться с другими людьми;

Развивающая цель: продолжить развитие у обучающихся познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий: умения слушать и слышать своих одноклассников, умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умения правильно и понятно выражать свои мысли.

Воспитывающая цель: воспитывать уважительное отношение к позиции другого человека, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, культуру речи.

Планируемые результаты:

Предметные:

ученик научится:

  • понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно; 
  • различать вербальные и невербальные средства общения;
  • называть формы общения;  

ученик получит возможность научиться:

  • выполнять  практические задания, основанные на конкретных ситуациях, связанных с общением; анализировать их, давать им нравственную оценку;
  • оценивать собственное умение общаться.

Метапредметные:

  • Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, давать определения понятий.
  • Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
  • Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать их точку зрения, формулировать свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни.
  • Личностные: получение опыта работы в группе, навыков самоанализа своей деятельности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; познание своих возможностей и ограничений во взаимодействии с другими людьми; формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, парная.

Средства обучения:

  • у учителя - проектор, компьютер, экран
  • у обучающихся - учебник, материалы для работы в парах, в группах

Сопровождение урока: мультимедийная презентация

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

 1. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Мы продолжаем изучать раздел обществознания, который называется «Человек среди людей».

Учебная ситуация: Посмотрите внимательно на эти фотографии разных людей. Что вы можете сказать об этих людях? Какие чувства они у вас вызывают? Почему? Кого нет с ними рядом? Какое отношение имеют к тому, о чем мы говорим уже несколько уроков? (слайд 1)

Ученики: Смотрят слады, на которых изображены одинокие люди, высказывают свои мысли, строят суждения.

«Без многого может обойтись человек, только не без человека. Людвиг Берне (слайд 2)

Ученики: Объясняют смысл высказывания так, как они его понимают и формулируют тему урока.

Учитель: Итак, тема нашего урока … (слайд 3)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Учитель: Мы привыкли общаться с разными людьми с самого детства. Кто-то из нас общается больше, кто-то меньше. Кто-то охотно идет на поддержание связи с людьми, кто-то наоборот, этого избегает. Но многие из нас не задумываются о том, зачем они общаются и что они от этого могут получить.

Учебная ситуация: Послушайте притчу об общении двух людей. Как вы поняли ее смысл? Сформулируйте основную проблему урока.

Притча об одиночестве. Человек сидел в одиночестве. Вдруг к нему подошел его друг. «Я хочу поговорить с тобой», - сказал он. Человек увидел знак, в том, что пришел его друг, и стал говорить о том, что он считал важным. Он говорил о Божьих благословениях, о любви и о том, что он увидел в приходе друга знак от своего ангела, потому что до этого он чувствовал себя одиноко, а теперь у него есть компания. Друг слушал его, не говоря ни слова, поблагодарил и ушел. Но не счастье, а еще большее одиночество почувствовал человек. Позже он понял, что в восторге не обратил никакого внимания на просьбу своего друга: поговорить

Проблема: Какую роль играет общение в жизни человека? Почему без общения нет человека? (Слайд 4)

3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель: Достаточно ли нам знаний, чтобы решить проблему и выполнить задачи  урока? Что мы уже знаем?  Что не знаем? Сформулируйте вопросы, на которые будем искать ответы.

Ученики: Знаем, что все люди разные. Одни вызывают симпатию, другие антипатию, с одними мы дружим, а с другими лишь знакомы, знаем, что люди объединяются в группы и т.д.

Не знаем: Что такое общение? Зачем люди общаются?  Как люди общаются? Что мешает общению?  Как правильно общаться? (Слайд 5)

Учитель: Где будем искать ответы? Как будем работать? Какой ожидаете получить результат? (Организует работу учеников в форме продуктивного диалога, корректирует ответы)

Ученики: обсуждают и формулируют основные вопросы; совместно с учителем составляют план своей деятельности на уроке; называют предполагаемый результат, формулируют условия успеха.

4. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Учитель: Предлагает два определения понятия «общение», которые даются в словаре В.Даля и БПЭ. «Общаться» означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия» (Толковый словарь В.Даля)

«Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера» (Большая психологическая энциклопедия)

Учебная ситуация:

Задание 1 ряду: На основе имеющейся в вашем распоряжении текстовой информации, выделите ключевые слова, затем смоделируйте собственное определение понятия «общение».

Задание 2 ряду: прочитайте текст параграфа на с.68, объясните,  зачем люди общаются. Назовите особенности общения. Оформите ответ в виде кластера.

Ученики: работают в парах, затем обмениваются полученными результатами в группе, корректируют свою работу, афишируют ответы, сверяют с образцом  (слайды 6,7,8)

Учитель:  предлагает посмотреть слайды, на которых изображены невербальные средства общения: жесты, позы, взгляды, мимика. ( Слайды 9-13)

Учебная ситуация: Посмотрите на слайды: можно ли назвать, то, что вы видите общением? Каковы недостатки и  достоинства такого общения? Используя текст параграфа с.68-69 и только что просмотренные слайды, составьте в тетрадях схему «Виды общения».

Ученики: работают индивидуально, затем в парах. Составляют в тетради схему «Виды общения»; афишируют ответы. Сверяют с образцом (слайд 14 -15)

«Говорить умеют все, общаться – немногие» Джон Максвелл

Учитель: Как вы понимаете эту фразу? Что необходимо уметь и знать, чтобы общаться?

Просмотр видеофрагмента «Почему мы так говорим?» (слайд 16)

Учитель:  Можно ли назвать этот разговор общением? Почему один человек  не понял другого? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника?

Наша речь - универсальное средство передачи информации. Для того, чтобы информация была принята и переработана собеседником, язык и речь должны быть понятны. Если они не понятны, тогда невозможно общение между людьми - они перестают понимать друг друга. Сложности, которые возникают в процессе общения,  называются барьеры общения (слайд 17)

Задание: Попробуйте предположить, какие барьеры могут возникнуть между людьми и помешать общению:

1. Финн средних лет, бизнесмен, владелец сети ресторанов и русский, студент 18 лет.

2. Женщина 70 лет, 3 внука и мужчина 30 лет, разведен, детей нет.

Учитель: что еще может стать барьером в процессе общения?

Предполагаемый ответ: характер, несовпадение точек зрения, неуважение к собеседнику, язык, возраст, настроение, внешний вид собеседника, плохое самочувствие, грубость и т.д.

5. Включение в систему знаний и повторение

Учитель: Как же нужно правильно общаться? Что вы сегодня узнали нового?

Учебная ситуация: У вас на парте лежит по человечку. Придумайте ему имя. Он очень хочет общаться и найти себе друзей, но не знает как.

Поможем ему? (слева от человечка  пишем то, что нам мешает общаться, справа – то, что помогает)

Ученики: Выполняют задание в парах, затем обмениваются листочками в группе. Афишируют результаты работы. Сверяют с образцом. (Слайд 18)

6. Рефлексия учебной деятельности

Учитель: Итак, возвращаемся к проблеме урока. Какую роль играет общение в жизни человека? Почему без общения нет человека? Выскажите свое мнение. Прием «Веер слов (слайд 19)

Ученики: работают в группах. Используют подсказки в виде веера слов и словосочетаний, строят высказывания.

Предполагаемый ответ: Для человека общение настолько важно, как дышать и есть.

Без воздуха мы погибнем, и без общения человек тоже погибнет, как личность.

Общение - одна из социальных потребностей человека, без удовлетворения которой он будет чувствовать себя неполноценным и несчастным (слайд 20)

Информация о домашнем задании: Ребята, а с кем вам легче общаться: со сверстниками, взрослыми или теми, кто младше вас? Предлагаю вам к следующему уроку поработать над правилами общения с людьми разного возраста. Каждая группа пусть выберет себе задание, которое будет готовить.

Учитель: Подведем итоги. Что нового для себя вы сегодня открыли? Выполнили ли задачи урока? Какую пользу извлекли из общения друг с другом?

Выразите, пожалуйста, речевыми и неречевыми средствами своё отношение к сегодняшнему занятию. Спасибо за общение.