Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста с учетом внедрения ФГОС

Разделы: Работа с дошкольниками


Представления о содержании типичного для пола поведения детей, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности: уверенность в себе, определённость установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье.

Актуальность выбранного направления связано с необходимостью дифференцированного подхода к воспитанию детей старшего дошкольного возраста, процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию адекватной полу модели поведения.

В связи с отсутствием четких методик гендерного воспитания детей, практическая деятельность развития поло ролевой идентификации детей дошкольного возраста осуществляется в лучшем случае стихийно. В соответствии с данной проблемой нами разработана система работы по гендерному воспитанию детей в соответствии с ФГОС. Наличие центров активности позволяет детям сделать выбор между совместной с другими детьми или индивидуальной деятельностью. Все базовые компоненты развивающей предметной среды детского сада включают оптимальные условия для полноценного физического, познавательного и социального развития детей. Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей предметно-развивающая среда создана с учетом интересов мальчиков и девочек. Ведется постоянная работа по усовершенствованию развивающей среды.

Учебно-методический комплекс позволяет педагогам проводить НОД. Методический кабинет располагает учебно-методической литературой для реализации программы «От рождения до школы» под редакцией М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы. Используются парциальные программы по гендерному воспитанию детей М.А. Радзивилова «Мальчики и девочки - кто они? », С.А. Козлова «Я человек», а также применяются технологии Т.Н. Доронова «Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду», В.Н. Нохрина «Гендерное развитие детей дошкольного возраста», Е.Н. Татаринцева «Поло ролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ», И.П. Шелухина «Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста», Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности».

Для формирования представления о собственной гендерной принадлежности используются видеопрограммы «Я мальчик, я девочка! », «Волшебный цветок», «Мужской и женский этикет», «Мы разные!».

Усвоение гендерной принадлежности детьми дошкольного возраста происходит с помощью наглядного материала: по парциальной программе М.А. Радзивилова «Мальчики и девочки - кто они?», технологии Т.Н. Дороновой «Девочки и мальчики в семье и детском саду» имеется демонстрационный материал, используются электронные дидактические пособия «Дом профессий», «Военная техника», «Универсальный кубик», «Спорт для девочек», «Спорт для мальчиков», «Русские воины»; на закрепление поло ролевой идентификации старших дошкольников используются дидактические и настольные игры. Систематически обновляются информационные стенды, выставки, издаются буклеты.
Основная задача гендерного воспитания прописана в ФГОС, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»: формировать ценностное отношение личности ребенка к себе как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий.

Целью разработанной системы по гендерному воспитанию является: создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми поло ролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи:

1. Организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.

2. Выявление особенностей гендерных представлений детей дошкольного возраста и гендерного поведения в непосредственно образовательной деятельности.

3. Внедрение интегрированного подхода в гендерное воспитание дошкольников.

4. Информационно-просветительская деятельность ОУ с родителями по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста.

Данная тема актуальна, это связано с тем, что процесс поло ролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных ролей. Поэтому системой работы ДОУ по гендерному воспитанию являются следующие составляющие: взаимодействия сотрудников ДОУ, работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, социальное партнерство, просветительская деятельность и диагностические исследования.

Поло ролевая идентификация осуществляется в тесной взаимосвязи с физическим, эмоциональным и социальным, воспитанием детей, опирается на развитие их речи и мышления, ознакомление с окружающим миром, формирование навыков поведения и развитие творческих способностей. Таким образом, в ДОУ сложилась система взаимодействия педагогов и специалистов по формированию компетенций воспитанников. Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Мною рассмотрена интеграция специалистов при решении задач по гендерному воспитанию детей. Этим вопросом занимаются не только непосредственно воспитатели, но и другие специалисты: педагог – психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра, старший воспитатель и заведующий ДОУ. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы. Интеграция позволяет не дублировать друг друга и избегать перегрузки детей.

Активно используются формы работы и с педагогами: консультации; семинары-практикумы; беседы; решение проблемных ситуаций; деловые интерактивные игры; конкурсы; коллективные просмотры непосредственно-образовательной деятельности и совместной деятельности; анкетирование, тестирование; самообразование по проблеме; самоанализ деятельности каждого педагога.

Компетентность родителей в вопросах гендерного воспитания зависит от их систематического и целенаправленного самообразования и саморазвития. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек оформляются информационные стенды, работает детско-родительский клуб "Дорога радости", на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей, проводится индивидуальное психологическое консультирование.

Администрацией ДОУ организована встреча родителей с врачом-гинекологом на тему "Гигиена мальчиков и девочек", издан спец выпуск газеты "Мальчишки и девчонки", посвященный вопросам поло ролевого воспитания.

В гостях у детей побывали родители-представители различных профессий, совместно с родителями дети изготовили дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм; проведена "Неделя добрых дел в семье". В каждой группе оформлены фотоальбомы "Мама, папа, я дружная семья", "Лучшая в мире семья - моя! ", "Моя дружная семейка", проведен конкурс "Руки папы, ручки мамы и мои ручонки".

Совместно с родителями проводятся культурно-досуговые мероприятия: "День влюбленных", "Шоу всемогущих пап", "Бенефис девочек", "Рыцарский турнир", "День матери", конкурс семейных талантов "Минутка славы", спортивные праздники.

Активно используются и другие формы работы с родителями: устный журнал; буклеты, памятки, брошюры; тематические консультации; информационный сайт; индивидуальные беседы с родителями; День открытых дверей; посещение семьи ребенка; дискуссионный круглый стол; моделирование игровых и проблемных ситуаций; тренинги, практикумы; анкетирование, экспресс-опрос, тестирование; видеопросмотры проведенных мероприятий; семинары, встречи со специалистами; тематические выставки; заседания родительского клуба знатоков; деловые игры. Социальное партнерство ДОУ свидетельствует о необходимости дифференцированного по половому признаку подхода к подготовке старших дошкольников к обучению в школе с учетом проявляющихся этому возрасту психологических особенностей как следствия ориентированной на традиционные гендерные стереотипы социализации. Систематически размещается информационный, консультативный материал на сайте дошкольного учреждения для родителей в рубрике «Гендерное воспитание».

Следуя вышесказанному нами определена «миссия» дошкольного образовательного учреждения «Обеспечение условий для проживания дошкольного детства, как самоценного периода жизни через организацию специально организованного образовательного процесса с детьми, педагогами и родителями, направленного на развитие и воспитание целостной и гармонически развитой личности ребенка в соответствии с их гендерными особенностями и социальным заказом государства и семей».