Творческая деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из личного опыта учителя-дефектолога)

Разделы: Коррекционная педагогика


Творческая деятельность - это деятельность человека,
которая создаёт нечто новое, всё равно, будет ли это
созидание творческой деятельностью, какой-нибудь
вещью внешнего мира или известным построением
ума или чувства, живущим или обнаруживающимся
только в самом человеке
.
Л.С. Выгодский

Творчество - это процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Оно оказывает большое влияние на жизнь человека, тем более на жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья.
Творческая деятельность индивидуальна, а её формирование и развитие у детей является актуальной проблемой в теории и практике воспитания и обучения обучающихся.

Детям с ограниченными возможностями здоровья легче выразить свои чувства, переживания и эмоции с помощью зрительных образов, чем вербально. Вовлекать детей в творческую деятельность необходимо как можно раньше. Дети с ограниченными возможностями здоровья не самостоятельны, они нуждаются в присутствии и помощи взрослого. Социализация ребенка с ОВЗ средствами декоративно-прикладного творчества понимается как процесс вовлечения и приобщения к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира.

Творчество позволяет выразить как положительные эмоции, так и отрицательные. Развивать творческие способности у детей с ОВЗ помогает изобразительная и декоративная деятельность. Поддерживать интерес моих ребят помогают разные нетрадиционные техники: рисование 3D-ручкой, выжигание, витражи, коллажи из пуговиц и бросового материала, папье-маше, вязание, работа с фоамираном и фетром, квиллинг. Поделки детей используются на занятиях, в качестве подарков на различные праздники, как оформление, это приносит общее удовлетворение, пользу и радость.

С новыми материалами работать необходимо т.к. они привлекают внимание, развивают пространственное мышление, активизируют индивидуальные способности детей. Ребёнок в данном процессе может пройти путь от интереса, до профессионального самоопределения, через познание опыта успешности в данном виде деятельности и приобретения конкретных навыков.