Квест-игра "Морское путешествие" для учащихся 7-го класса

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тема занятия: "Творчество и фантастика".

Цели:

  • научить пользоваться методами решения творческих задач, методом синектики: фантастическая аналогия, изобретательскими приемами в литературных произведениях, логически мыслить, рассуждать;
  • развивать чувство коллективизма, умение работать командой, прислушиваться к мнению других.

Задачи:

  • Развивающие: учить применять метод фантастическая аналогия к решению изобретательских задач, повышать познавательную активность учащихся; развивать логическое мышление, речь, воображение, развитие кругозора.
  • Воспитательные: воспитывать интерес, умение работать в группах, дружбу и взаимопомощь; способствовать формированию коммуникативных навыков и воспитанию целеустремленности.
  • Здоровьесберегающие: соблюдение СанПИНов, создание условий для комфортного состояния психического и физического здоровья обучающихся.
  • Информационные: диалоговый (интерактивный) характер обучения. Сочетание индивидуальной и групповой работы.

Планируемые результаты – предметные и метапредметные, на формирование которых направлена работа на данном занятии:

  • Личностные универсальные учебные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке;
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Познавательные: осознанно строить устное высказывание в устной форме; строить логическое рассуждение; произвольно и осознанно владеть методом фантастическая аналогия;
  • Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Формы обучения:

  • Коллективная (фронтальная)
  • Индивидуальная
  • Групповая

Методы:

  • организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности:
    • наглядный;
    • словесный (рассказ, беседа);
    • практический (упражнения)
  • стимулирования и мотивации (игровой момент);
  • контроля и самоконтроля:
    • фронтальный и групповой;
    • текущий и итоговый

Оборудование: документ-камера, рабочие тетради, карты путешествий, презентация PowerPoint

Ход занятия

Все стоят в кругу.

1. Здравствуйте, я рада встречи с вами. Ученики встают в круг.

Сейчас по команде «Хлопок» поменяются местами те, кто:

— пришел в школу в хорошем настроении;

— имеет много друзей;

— рад, что он ученик 7 класса;

— любит путешествовать. Как вы догадались сегодня Вы отправитесь в путешествие.

(Дети по команде меняются местами, во время смены места они получают разрезанную карту).

Спасибо!

Вам необходимо собрать разрезанную картинку.

Что у Вас получилось? Карта.

Предлагаю вам занять свои места (объединяются в группы по цветам карты и дети проходят за парты).

2. Расставьте ноги по ширине плеч. А теперь повернем туловище вправо насколько можем и запомним место на стене, куда дотягивается наш взгляд. Запомнили? Теперь вернемся в исходное положение.

- И сейчас снова повернемся вправо, но постараемся посмотреть еще дальше. Итак, повернулись, повернулись, так чтобы еще дальше посмотреть. Спасибо.

- У всех получилось посмотреть во второй раз дальше?

Я и в первый раз попросила вас повернуться, так, как только вы сможете.

Но во второй раз все повернулись гораздо дальше. А получилось так потому, что перед нами стояла цель – увеличить предыдущее достижение.

- Так вот, ребята, всегда, когда у человека есть цель, он может добиться гораздо большего.

3. Какая цель сегодня на занятии? Ответить на вопрос поможет эпиграф к уроку.

- Эпиграфом к нашему занятию будут слова известного русского и советского учёного-самоучки и изобретателя, школьного учителя К.Э. Циолковского.

Исполнению предшествует мысль, точному расчёту — фантазия.

Итак, наша цель занятия – развитие фантазии. (слайд 1).

Хорошо! Так как многие из вас любят путешествовать, то давайте отправимся в круиз по морю. Итак, все корабли готовы к отплытию.

Команды! Поднять якоря! Полный вперед! (звучит музыка и ролик).

(Звучит шум прибоя)

Я предлагаю вам, подобно Колумбу, отправиться в путешествие на каравелле. Возьмите карандаш любого цвета и на листе по клеточкам перерисуйте корпус каравеллы, где каждая линия обозначает дело, которое вы можете делать самостоятельно. На каждом корабле должен быть экипаж, каждому экипажу нужен капитан.

(Каравелла – морское парусное судно с 3-4 мачтами, одной палубой, невысокими бортами и надстройками в носовой части и на корме, распространенное в странах Средиземного моря в XIII–XVII веках)

(Дети рисуют на своих листах).

Теперь приступим к оформлению корабля.

Во-первых, нарисуем паруса и флаги. Их будет столько, сколько интересных занятий у нас было.

Во-вторых, нарисуем столько иллюминаторов, сколько различных фразеологизмов мы разобрали на занятиях.

В-третьих, нарисуем якорь. Их может быть несколько на вашем корабле, и обозначать они будут школьные предметы, которые вам не нравятся.

(Обсудить, что произойдет с кораблем, если якорей будет слишком много. Подвести к выводу о том, что в школе есть предметы, которые надо изучать, даже если они не нравятся).

Якоря держат корабль на месте, а чтобы вы смогли отправиться в путешествие, давайте нарисуем топорик под названием «Должен». Им вы перерубаете якоря и говорите «Я не люблю это делать, но я должен, потому что… » (каждый зачеркивает свои якоря, проговаривая фразу).

Экипажам необходимо назвать каравеллы одним названием, подписать их и выбрать капитана. За каждое выполненное задание экипажи получают подарок, который так необходим для путешествия.

Звучит музыка «Звуки моря» в течение 5 минут.

Ваши каравеллы отчаливают от берега и начинает свое путешествие. Держим путь в открытое море.

Впишите ваши ожидания от данного занятия в кораблики и разместите их на наш Берег ожиданий.

Сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте 3 глубоких вдоха и представьте, как ветер стремительно несет наши корабли, наполняя паруса своими мощными выдохами. Вокруг синяя вода, пронзительной голубизны небо, и ласковое яркое солнце. (Дети, закрыв глаза, представляют море).

Ребята, откройте глаза, на нашем пути ЗАЛИВ «ЗАГАДОК». Посмотрите какой он большой и загадочный… Проплывая мимо него, мы задумаемся над тем, кто был основателем небылиц и смешных историй.

Задание 1. Расшифруйте выражение. Постарайтесь сделать это как можно быстрее. Объяснить смысл. Привести пример.

Вы, конечно, слышали выражение «врет как сивый мерин». А вот как оно появилось, думаю не знаете, а узнав, наверняка будете удивлены.

В 19 в. В одном из полков русской армии служил офицер, немец по фамилии фон Сиверс – Меринг. Он любил рассказывать офицерам байки – смешные истории и небылицы. Выражение «врет, как Сиверс – Меринг», понятное только сослуживцам этого фантазера, солдаты передали по-своему. А дальше оно пошло гулять по России, обрастая новыми фантазиями и окончательно теряя свои истоки.

В народе появились поговорки: «ленив как сивый мерин», «бред сивой кобылы», хотя понятно, что лошадиная порода к этому никого отношения не имеет.

Я предлагаю вам сейчас примерить на себя роль Сиверса-Меринга, любителя смешных историй и небылиц, включив на полную мощность воображение и фантазию.

На пути ОСТРОВ «ФЕНТЕЗИ»

Задание 2:

1 экипаж

Прочтите стихотворение – небылицу Г. Новицкой. Придумайте и запишите свои коротенькие ситуации - небылицы в прозаической или стихотворной форме.

Шёл я как-то
На рассвете
Поздно, поздно
Вечером.
Лысый пень
Сидел в берете,
Прикрываясь веером.
Три лягушки
На берёзе
Вили гнёздышко
Ужу.
И пугал медведя Дятел:
- В гости
Кошку приглашу!

2 экипаж

Я видел

Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Как медвежонок
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил.
С.Маршак

Примеры:

Я видел синюю грушу, растущую на яблоне;
Небоскреб, плывущий по морю;
Настенный календарь, показывающий время;
Дом со спасательными шлюпками вместо балкона;
Корову дающую цветное молоко.

3 экипаж

Инсценировать армейские анекдоты

1) На утренней поверке:

 Иванов!

- Я!

- Петров!

- Я! 

- Сидоров! Сидоров!!! Где Сидоров?!

- Да здесь я.

-  Ещё бы, куда ты денешься с подводной лодки...

2) Плывёт советская атомная подводная лодка. Навстречу американский авианосец. Наши:

- Сворачивай!!!

Американцы:

- Ноу! Не понимайт!

Матросы к капитану:

- Товарищ капитан, вы английский знаете?

- Ну, конечно.

Капитан американцам:

- Ду ю спик инглиш?

- Ес!

- Ну, так сворачивай!

3) Товарищ мичман, ваше приказание выполнил!

-  Да я же ничего не приказывал.

-  А я ничего и не делал.

4) - За что вас списали с подлодки?

-  Я спал с открытым окном.

Задание 3. Тренируем внимание.

На корабль поступила секретная радиограмма.

Она пришла зашифрованная, с помощью условных знаком. Наша задача узнать, что же было в радиограмме. Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо как можно быстрее просмотреть текст и подчеркнуть слова, содержащие 3 буквы и более.

бвничтощомтакбюпнеклдспособствуетжжжразвитиюррпфантазиифрнлсссскак смтщчтениешдшнаучнокккфантастическойэъялитературы.

(Ничто так не способствует развитию фантазии, как чтение научно-фантастической литературы.)

1 экипаж. Прочитайте текст.

Научно-фантастическая литература способствует развитию фантазии, а некоторые фантастические проекты находят реальное воплощение в жизни. Вы наверняка знакомы с произведениями писателей-фантастов Ж.Верна, Г.Уэллса, А.Беляева и др. В них описано множество фантастических идей, часть из которых воплотилась в жизнь. Посмотрите на интересную таблицу превращения «невозможного», придуманного авторами, в реальное «возможное».

Авторы научно-фантастических произведений

Общее количество фантастических идей

Судьба фантастических идей

реализовались

Подтвердилась принципиальная осуществимость

Оказались ошибочными или неосуществимыми

количество

%

количество

%

количество

%

Ж.Верн

108

64

59

34

32

10

9

Г.Уэльс

86

57

66

20

23

9

11

А.А.Беляев

50

21

42

26

52

3

6

У И. Ефремова в рассказе «Сердце Змеи» описана операция по поводу аппендицита у одного из звездолётчиков, которую выполняет «медицинский робот» — миниатюрный аппарат, устранивший причину болезни без хирургического вмешательства. Операция была без ножа. Через некоторое время после первой публикации этого рассказа (1959) известный микроминиатюрист Николай Сядристый (современный Левша) создал крохотный электродвигатель с осветителем, который по кровеносным сосудам доходил до сердца, и врач получал полную картину дефекта этого органа. Подобные аппараты потом нашли широкое применение.

Герберт Уэллс в романе «Война в воздухе» (1908) предложил конструкцию: банку для консервов со встроенным в неё подогревающим устройством. Сейчас в Японии такие консервы выпускают серийно. Без них не обходятся бойцы различных спецгрупп.

Всем известен сказочный ковёр-самолёт. А «ковёр-электростанция»? На выставке изобретений в Женеве изобретатель Лингрен продемонстрировал «волшебный ковёр», который напоминает ковёр лишь сверху, а под ним система валов, зубчатых колёс, рычагов, которые движутся благодаря усилиям человеческих ног и вращают генератор. Вырабатываемое таким образом электричество может поступать непосредственно в сеть или подзаряжать аккумулятор. «Ковёр» смонтирован в коридоре одного из учебных заведений. Во время перемены, когда по коридору носятся учащиеся, он даёт тысячи ватт. Одного шага достаточно, чтобы лампа дневного света горела одну секунду. Этот уже не сказочный, а реальный ковёр может стать вполне обычным предметом в школах, магазинах, кинотеатрах и иных зданиях, где достаточно велико скопление движущихся людей.

Почти столетие фантастика работала по принципу «от идеи фантаста к гипотезе учёного». Теперь в ряде случаев положение изменилось. Сначала учёный выдвигает гипотезу, а уж затем фантаст основывает на этой идее свои разработки. Так, вначале появилась гипотеза профессора И. Шкловского об искусственном происхождении спутников Марса, а уж потом возникли десятки научно-фантастических произведений о населённых мирах.

Несколько лет назад профессор Г.Покровский высказал идею о «лучевых трубах», создаваемых с помощью квантовых генераторов. «Этот луч имеет особое строение, — пишет Г.Покровский. — Он интенсивнее в своей внешней части и намного слабее у своей оси. Таким путём создаётся своеобразный световой трубопровод, по которому (под действием светового давления) можно передавать на Луну кислород для дыхания людей и работы тепловых двигателей и водород в качестве горючего. Мощные квантовые генераторы станут основой световой архитектуры в космосе, они помогут создавать мосты для межпланетного транспорта информации, энергии, вещества».

Не правда ли, ошеломляюще, однако за идеей стоят строгие физические законы, гарантирующие реализацию при наличии возможностей. Не случайно академик А.Берг говорил, обращаясь к писателям и журналистам: «Фантазируйте сколько угодно — мы вас перегоним». Но ведь не во всех случаях бывает так. Фантастика по своему существу устремлена в будущее. Она не может быть только «на буксире» у науки. Фантастике нужны крылья, и думается, что, как и человеческий разум, она не исчерпает себя.

Задание: Используя содержание текста, ответьте на вопросы:

  • Какую литературу называют научно-фантастической?
  • Какие произведения научной фантастики вы читали?
  • Смотрели ли вы научно-фантастические фильмы? Какие?
  • Нравятся ли вам подобные фильмы? Почему?
  • Как вы понимаете смысл высказывания Ж.Верна: «Всё, что человек способен представить в своём воображении, другие сумеют претворить в жизнь»?

2–3 экипажам.

Представьте, что вы на корабле оказались наедине с незнакомым вам ровесником. Для того чтобы наладить контакт, он прочел данное газетное сообщение. Ознакомьтесь с ним.

Метод решения задач — фантастическая аналогия

Фантастическая аналогия — одно из средств решения изобретательских задач.

У изобретателя должен быть такой же свободный, смелый (даже дерзкий) полёт фантазии, как и у тех, кого принято относить к людям творческой профессии. Фантазия в фантастической аналогии связана с нашим желанием, «как в сказке» получить то, чего желаешь (например, «ковёр-самолёт»).

Вообще же склонному к техническому творчеству человеку научно-фантастическая литература и сказки дают много, вплоть до подсказки решения, которое остаётся лишь перевести на инженерный язык.

Во многих научно-фантастических произведениях встречаются используемые в техническом творчестве различные изобретательские приёмы.
Приём «инверсия» (сделать наоборот). Если речь идёт о реальном объекте, например, дожде, то можно себе представить струи воды, бьющие снизу, из-под земли. Мы привыкли к стандартным защитам (зонтик, плащ), а как быть в этом случае? Может быть, «дождь наоборот» — это страшные метеоритные дожди, описанные Станиславом Лемом?

Приём «увеличение — уменьшение». С ним нас познакомил Джонатан Свифт в книге «Путешествие Гулливера».

Приём «дробление — объединение» в фантастической литературе встречается часто. Станислав Лем в «Путешествии профессора Тарантоги» разбирает человека на атомы и собирает вновь.

Приём «динамизация — статика». В жизни мы встречались с самолётами, у которых вместо прежних жёстких крыльев — крылья с изменяющейся геометрией. У Р. Шекли в «Потолкуем малость» язык аборигенов планеты меняется так быстро, что с ними невозможно установить контакт.
Приём «универсализация — ограничение». У фантаста и учёного Айзека Азимова в его «Я — робот» показаны универсальные роботы, а у Г.Каттнера в произведении «Робот-зазнайка» представлен «узкий специалист»: робот для открывания консервных банок.

Задание 2 экипажа. Структурируйте приёмы фантастической аналогии и заполните схему: укажите приём и приведите свой пример (фантастический фильм или мультфильм) или пример из текста.

Например, приём «увеличение — уменьшение» — фильм «Как я уменьшил детей».

 

Задание 3 экипажу.

Прочитав текст, заполните таблицу, до формулировав вопросы и ответив на них.

Кто?

Что?

Когда?

Кому?

За что?

Как?

Где?

 

 

 

 

 

 

 

Укажите в следующих примерах, какой из приёмов использовал писатель.

  • У Г. Уэллса в «Первых людях на Луне» действует антигравитация. (Приём «инверсия» (сделать наоборот)
  • У С. Лема в «Звёздных дневниках» человек молодеет, вместо того чтобы стареть. (Приём «инверсия» (сделать наоборот)
  •  У Г. Уэллса в «Пище богов» увеличивается рост человека. (Приём «увеличение — уменьшение»)
  •  У К. Саймака инопланетяне, похожие на кегельные шары, могут соединяться и принимать любую форму. (Приём «дробление — объединение»)

Дальше наш путь лежит к МЫСУ ВООБРАЖЕНИЯ.

Воображение есть у каждого, но у одного оно развито лучше, у другого хуже. Оно как мускул, который нужно тренировать. Воображению нет границ. С его помощью можно оказаться в заоблачной дали, опуститься в глубины морские.

Задание: «Вообрази себе». Закройте глаза и представьте себе:

  • Маленький кусочек льда, сползающий по спине.
  • Вид красивого заката над морем.

Теперь наша каравелла проплывает вдоль ПОБЕРЕЖЬЯ МЫСЛИТЕЛЕЙ. За это время мы успеем проверить, насколько хорошо у нас развита фантазия, сообразительность, смекалка. Возможно над этим нам еще надо потрудиться, чтобы достичь желаемых результатов.

1 экипаж «Найди закономерность». Найди закономерность и дорисуй недостающую фигуру в задании,

а) и недостающее число в задании

б)

2 экипаж. «Работа со спичками».

а) На рисунке из 24 спичек выложено девять одинаковых квадратов. Уберите 4 спички так, чтобы осталось только 5 одинаковых квадратов.

б) На рисунке из 17 спичек выложено шесть одинаковых квадратов. Уберите 6 спичек таким образом, чтобы осталось всего два квадрата.

3 экипаж. «Найди закономерность». а) Найди закономерность и впиши в пустой квадрат недостающее число.

б) На рисунке из 15 спичек выложено пять одинаковых квадратов. Уберите 3 спички таким образом, чтобы осталось три одинаковых квадрата.

Реши задачу.

Решение задачи постарайтесь записать в виде поэтапных схем. Как с помощью двух бидонов емкостью 17 л и 5 л отлить из цистерны 13 л?

  1. 5*3=15 л
  2. 17-15 = 2 л
  3. 5-2 = 3 л
  4. 5+5+3=13 л

Сделаем остановку в БУХТЕ ЮМОРА, и отправимся в обратный путь. Известно ли вам, что наличие чувства юмора – один из признаков ума.

1 экипаж. Попытайтесь погрузиться в мир фантазии и придумать несуществующее морское животное, несуществующий морской прибор, несуществующий язык, который поможет установить контакт с незнакомцем.

2 экипаж. Придумайте историю, используя слова море, бухта, шляпа.

3 экипаж. «Картинка-небылица».

Нарисуй картинку-небылицу. Возможно, это будет иллюстрация к стихотворениям – небылицам. (собака спит в птичьем гнезде на дереве, в капусте найден младенец)

Итог. Пока наши каравеллы плывут в обратном направлении, давайте вспомним все места, мимо которых мы проплывали (залив «Загадок», остров «Фентези», побережье Мыслителей, мыс Воображение, бухта Юмора) 

- Ну что же нам пора возвращаться обратно. А что это плывет вдоль правого борта каравелл? (На доске рисунок - бутылка, закупоренная пробкой).

- Да это же бутылка с посланием. Давайте выловим её и посмотрим, что там внутри. На обороте сообщение «Ребята, в этом путешествии вы проявили себя как мужественные. Смелые, смекалистые и неунывающие люди. Вы, достойны носить звание капитанов кораблей поздравляю вас!»

Пора возвращаться к БЕРЕГАМ СВЕРШЕНИЙ.

Рефлексия. Поделитесь своими впечатлениями.

Согласно древней легенде, письма-послания в бутылке как способ доставки важной информации впервые использовал более 2300 лет назад Теофаст, древнегреческий философ. Ученый был уверен, что воды Средиземного моря и Атлантического океана сообщаются между собой. Бросив в воды Гибралтара записки в сосудах, закупоренных смолой, он смог это доказать, ведь спустя некоторое время один сосуд обнаружили у берегов Сицилии. Этот ненадежный, но иногда единственный способ передачи информации в дальнейшем не раз был использован, и в основном моряками, оказавшимися в затруднительном положении вдали от цивилизации.

  • Сегодня я узнал...
  • Я почувствовал, что.
  • Мне представляется интересным то, что.
  • Работа над заданием помогла мне.
  • Меня удивило.
  • У меня появилось желание.
  • Занятие дало мне для жизни.

- Какие предметы вы получили в ходе путешествия? Зачем они так необходимы.

- Компас, астролябия, подзорная труба, фляжка с водой, линейка, без них нельзя путешествовать.

5.02.2018