Одно из занятий проекта «Ключи от разведки»

Разделы: ОБЖ, Организация школьной библиотеки, Патриотическое воспитание


Цель мероприятия.

Третий год в рамках военно- патриотического проекта «Ключи от разведки» мы с лицеистами 8-11 классов знакомимся с очень интересной и такой закрытой профессией разведчика.  Считаем, что есть потребность и необходимость тренировки индивидуальной работы мозга, тесной работы в мини-группах, развития аналитических методов и средств противостояния злу. Не менее важно развивать навыки работы с информацией: сжимать её, кодировать, использовать различные методы и языки передачи сообщений.

Оборудование: Проектор, компьютер, экран, электронный каталог, Песня М.Матусовского и В.Баснера «Махнём не глядя» из фильма «Щит и меч», презентации участников.

Традиция. Занятия начинаются с песни «Махнём не глядя». Устоялась схема встреч юных разведчиков: разминка; исторический блок; информационный блок; навыки, необходимые разведчику; практическое занятие. Ребята второго и третьего года обучения ведут занятия для новичков по предложенным нами темам, поиск информации они осуществляют самостоятельно. Непременным условием выступления является сопровождение информационного материала презентациями и видео кадрами. Мы предлагаем вашему вниманию одну из наших встреч.

Сценарий занятия

1. Разминка.

Цель - тренировка памяти с помощью ассоциаций. Задача: запомнить и воспроизвести 12 цифр. Текст быстро читается только один раз (3,7,12,1812,1945,365,24,1917, 2017,5,1861,1799).

2. Исторический блок. Разведка России ХIХ века (до 1917 года).

Комментарии - Кульгаева А.В. Подготовили Постольник Роман, Бурняшев Алексей.

(Приложение №1. Слайд №1)

«Может ли военная разведка огромного государства состоять только из 7 зарубежных агентов и одного аналитика? И при всем при этом за год работы собрать сведения о военно-промышленном потенциале противника, тайно внедриться в его стратегические планы, установить точную численность вражеских войск, дату вторжения и спрогнозировать ход будущей войны».

(Слайд №2)

Большую роль в создании военной разведки в России сыграл генерал-адъютант князь П.М. Волконский, будущий начальник квартирмейстерской части Главного штаба русской армии. После заключения Тильзитского мира Петр Михайлович был направлен во Францию для изучения опыта французской армии и устройства французского генерального штаба. Он сопровождал Наполеона на всех военных маневрах и смотрах. По возвращению в Россию представил отчет «О внутреннем устройстве французской армии генерального штаба».

(Слайд №3)

Изучив этот отчёт, Барклай-де-Толли поставил перед Александром I вопрос об организации постоянного органа стратегической военной разведки. По мере приближения военных действий российским военачальникам становилось ясно: для борьбы с разведкой противника необходимо создать службу контрразведки.

Наполеоновская разведка имела большой опыт добывания военной информации. Она провела успешные операции в Италии, Германии и Австрии. Наполеон лично контролировал работу разведки. За разведку в России отвечали министр иностранных дел Маре и маршал Даву. Им поступала информация о русской армии, полученная из войск, а в Париж к министру — сведения от французских дипломатов и секретных агентов. Агенты приезжали в Россию под видом путешественников, торговцев, артистов, монахов и русских отставных офицеров. На французскую разведку работали гувернёры, врачи, учителя и прислуга. На подкуп иностранцев МИД Франции ежегодно получал из казны от 3 до 5 миллионов франков, большая часть этой суммы направлялась французским дипломатам в Россию. В 1810—1812 годах в России были задержаны 39 шпионов. Но Комитету охранения общей безопасности и Министерству полиции сложно было выслеживать вражеских лазутчиков. Решено было создать специализированный орган военной разведки и контрразведки. Новое учреждение получило название Особенная канцелярия при военном министре. Создателем такой организации в русской армии и является Михаил Богданович Барклай-де-Толли, занимавший пост военного министра. Он в докладе императору в 1810 году предложил программу организации деятельности разведки за границей и просил разрешить направить к русским посольствам военных чиновников.

(Приложение №2)

Вскоре Александр I одобрил запрос военного министра. Последовало назначение в европейские страны военных агентов. Среди них были поручик П.Х. Грабе; поручик П.И. Брозин; полковник А.И. Чернышев и другие. На должности военных агентов подбирались представители дворянских семей. Потом все военные агенты того периода дослужились до генеральских чинов. Александр Иванович Чернышев в царствование Николая I фактически стал вторым лицом в империи. В 1810 году в военном ведомстве была создана секретная экспедиция, которая в начале 1812 года получила название Особенной канцелярии. Это был высший орган русской военной разведки. Особая канцелярия работала в условиях строгой секретности и подчинялась только военному министру. Свою деятельность Особая канцелярия вела в трех направлениях: организация стратегической разведки (добыча за границей стратегически важных сведений); тактической разведки (сбор данных о войсках противника на границе); контрразведки (выявление и нейтрализация наполеоновской агентуры).

(Приложение №1. Слайд №4)

Чернышев Александр Иванович – разведчик и курьер между 2 императорами. Находясь во Франции, он под маской легкомысленного гуляки, ловеласа, не вызывающего подозрений, тайно вербовал французских министров, и, доставая нужные сведения, отправлял их Александру I. Он первый известил императора Александра I об угрожающей России опасности и зорко следил за действиями завоевателя. Ещё в 1804 году русскому дипломату П.Я. Убри удалось завербовать служащего военного министерства Мишеля. Чернышеву передали связь с ним. Мишель имел доступ к составляемым только для Наполеона подробным спискам численного состава французских вооруженных сил.

А за Чернышевым уже следили, подсылали ложных информаторов, а министр полиции Франции Саври намекал на его шпионскую деятельность. Надо было действовать очень осторожно. Но Чернышев допустил ошибку. Перед поездкой в Петербург он забыл уничтожить записку от Мишеля. Французская полиция обнаружила ее, вы­явила автора и Мишель был казнён.

Военная разведка, так называемая «Великолепная семёрка» русских разведчиков Особенной канцелярии при военном министре Барклае-де-Толли, сыграла значительную роль в разгроме армии Наполеона.

(Слайд №5)

В 30-ые годы XIX века русские разведчики добывали важную военно-техническую информацию для России, занимались промышленным шпионажем, так как Россия сильно отставала от ведущих стран в сфере оснащения армии. Правительство России поставило задачу ликвидировать отставание армии в сфере технического оснащения. Так, в 1830 г., в России было лишь 7 машиностроительных (механических) заводов, а спустя 30 лет — уже 99 заводов.    

(Слайд №6) 

Но Крымская война 1853-1856 годов показала, что несмотря на самоотверженность разведчиков, новые технологии не были внедрены.

(Слайд №7)

В конце 19 века министр Дмитрий Милютин проводит военную реформу.  В рамках военной реформы была осуществлена модернизация флота России. Это привело к резкому росту роли экономической и научно-технической разведки в судостроении. Инженеры и мастера направлялись за границу для изучения зарубежного опыта в сфере военного судостроения и добывания необходимой закрытой информации.

(Слайд №8)

В русской армии появились “берданки” – винтовки Бердана. Была модернизирована артиллерия, а основу флота составили броненосцы. В 1906 году констатировали, что экономическая и научно-техническая разведки работают плохо. Агентурная деятельность за границей базировалась на отрывочных сведениях доброжелателей, предлагавших свою информацию.

(Слайд №9)

20 век ознаменовался появлением новой формы агентурной сети, создатель которой - Николай Степанович Батюшин – один из основателей отечественной военной разведки и контрразведки, основоположник экономической разведки России. Служба офицера была связана с Варшавским военным округом - одним из самых передовых военных округов Российской империи в сфере военной разведки. Принцип сети состоял в том, что вербовались, на первый взгляд, самые обычные люди: крестьяне, рабочие, дети, которые в случае наступления врага оказывались вне подозрений. Такая сеть разведчиков была прорывом в сфере разведки, аналогов которой не было во всем мире.

Итогом деятельности разведки Варшавского военного округа стал тот факт, что с 1907 по 1910 г. разведчики, руководимые Батюшиным, добыли 120 документов, среди которых были материалы, освещающие развертывание войск противника, мобилизационные планы, планы крепостей, схемы инженерной обороны и др.

(Слайд №10)

Крупным успехом русской разведки перед 1-й Мировой войной явилась вербовка полковника русского отдела австро-венгерской разведки Альфреда Редля. Полковник намеренно скрывал от австро-венгерского Генерального штаба поступаемую к нему разведывательную информацию от агентов Вены в России. Редль передал России австро-венгерские мобилизационные планы против России и Сербии. Это помогло в начальный период войны сербской армии успешно противостоять австро-венгерским войскам. Альфред Редль вошел в историю шпионажа как один из самых циничных двойных агентов. Австрийский офицер был завербован Варшавским отделением русской разведки и в течение 10 лет выдавал австрийских агентов в Петербурге. Главный человек в австрийской контрразведке работал на русский генеральный штаб! Дело полковника Редля – одно из самых громких шпионских скандалов накануне Первой мировой войны. До сих пор существует множество версий случившегося, но однозначно ясно — в результате активной работы нашей разведки военные секреты Австро-Венгрии еще до начала войны были тщательно проанализированы и представлены русскому командованию.

(Слайды 11-14)

За рубежом организация изучения страны пребывания любыми способами возлагалась на глав дипломатических представительств. Но самое главное и примечательное состоит в беспредельном мужестве русских разведчиков, порой ценою жизни добывавших необходимую для страны информацию, способствовавшую процветанию России.

 3. Информационный блок. Библиотечно-библиографическая классификация как система кодирования информации. (Хозивалиева М.П.)
Мы с вами уже говорили о важности и необходимости для разведчика умения работать с информацией. Сегодня тема нашего занятия «Библиотечно-библиографическая классификация». Что это такое? И зачем вам нужно в ней разбираться, и как она может помочь не потонуть в информационном потоке?

К началу ХХ века человечество накопило колоссальный объём знаний и книг по разным наукам. В фондах крупнейших библиотек мира возникла проблема в организации их быстрого поиска. В библиотеке Конгресса в Вашингтоне Максвеллом Дью была изобретена «Универсальная десятичная классификация». Что это такое? Все знания человечества учёный разделил на три большие группы: науки о природе, науки об обществе, науки о сознании. Каждый из разделов был поделен ещё на три части, таким образом получилось девять разделов, то есть возник первый цифровой ряд.  В десятом отделе собирается литература универсального содержания (энциклопедии, словари, справочники и т.д.). В чём суть этой системы? Во-первых, каждая наука получала свой цифровой индекс; во-вторых, каждый отдел классификации мог быть поделен на десять подразделов и каждый подраздел тоже. Классификация давала возможность в зависимости от фонда делить любую науку на всё более дробные части, добавляя к цифровым индексам ещё один знак. В нашей стране УДК используется, в основном, в технических библиотеках, а массовые и детские библиотеки используют выработанную на основе УДК, но более адаптированную для читателей версию, которая называется «Библиотечно-библиографическая классификация» или ББК.

(Приложение №3.Слайд №2) Давайте рассмотрим первый цифровой ряд.

(Слайд №3)

На примере отдела естествознания давайте попробуем найти цифровой индекс книги. Если вы считаете, что дробность нужно увеличить, воспользуйтесь таблицами ББК.(Лицеисты дают цифровой индекс книгам согласно таблиц ББК).  Вы уже обратили внимание, что во втором числовом ряду использованы не все цифры(22,24,26). Как вы думаете, почему?  На стыке двух наук появляется новая.  Для нашего времени это, в общем-то, довольно-таки рядовая ситуация. Давайте поподробнее рассмотрим 6/8 Общественные и гуманитарные науки.

(Слайд №4).

Особенно интересно построен отдел 63 - исторические науки. История человечества, как известно, развивается во времени и пространстве, поэтому и расположение материала от первобытного строя до новейшей истории очень логично. Хочу заметить, что очень важно не только когда, но и где происходят исторические события.  Возможно, это книга по всемирной истории или истории континента, страны, края.

(Слайд №5)

Для читателя важно понять это, ещё не видя книгу. Поэтому, всё это тоже должно отразиться в цифровом индексе книги. Для этого придумана таблица определителей. Это территориальные определители и временные определители.

(Слайды № 6-9)

А теперь разберём оставшийся цифровой ряд. Поскольку, во-первых, деление на разделы всё-таки довольно условно; во- вторых, читатели не всегда детально разбираются в классификации, был создан «Алфавитно-предметный указатель», то есть алфавитный перечень понятий с цифровыми индексами. Даже при таком поверхностном ознакомлении с ББК, вы наверняка заметили, что её создатели придумали систему шифрования информации, ставя себе задачу облегчить и ускорить её поиск. Мы обратились к ней по двум причинам: первая - это профессиональная система для поиска информации; вторая - её можно использовать как пример шифрования.

4. Навыки разведчика. Криптография.

Совершенно противоположной цели служит система шифровки в разведке. О криптографии нам расскажет Глазков Никита.

(Приложение №4. Слайд №1)

Методы шифрования.

«История криптографии - это история человечества». Д.Кан.

(Слайд №2)

Цели и задачи:

Цель: изучить способы засекречивания информации и выявить необходимость криптографии в современном обществе.

Задачи: собрать информацию о разных способах засекречивания информации, выявить наиболее простые и эффективные способы шифрования, найти рецепты симпатических (невидимых) чернил.

Гипотеза: криптография необходима в современном мире. Заниматься шифрами увлекательно и полезно. Знание и использование шифра помогает засекретить информацию, не предназначенную для посторонних.

(Слайд №3)

Шифрование - это способ изменения сообщения или другого документа, обеспечивающего сокрытие его содержимого. Криптография слово греческое, в переводе означает «тайное, скрытое (крипто) письмо (графия) или тайнопись».

(Слайд №4)

Научные методы в криптографии впервые появились в арабских странах. Арабского происхождения и само слово «шифр» (от арабского «цифра»). Арабы первыми стали заменять буквы цифрами с целью защиты исходного текста. Первая книга, специально посвящённая описанию некоторых шифров, появилась в 855г., она называлась «Книга о большом стремлении человека разгадать загадки древней письменности».

(Слайд №5)

Методы защиты информации: шифрование по принципу замены (шифр Юлия Цезаря, шифровальный диск); шифрование по принципу перестановки (шифровальный прибор Сциталла); физическая защита информации (физическое ограничение доступа к информации путем хранения ее в надежном сейфе или строго охраняемом помещении; «запрятывание» секретных сообщений, использование симпатических чернил).

Шифрование с помощью скиталы. Этот хитроумный способ шифрования был изобретён в древней Спарте.

(Слайд №6)

Для зашифровывания текста использовалась скитала - жезл цилиндрической формы, на который наматывалась лента из пергамента. Вдоль оси цилиндра построчно записывался текст, лента сматывалась с жезла и передавалась адресату, имеющему скиталу такого же диаметра.

(Слайд №7)

Метод перестановки. Особую роль в сохранении тайны сыграл способ шифрования, предложенный Юлием Цезарем и описанный им в «Записках о галльской войне». Ключом в шифре Цезаря является величина сдвига на 3.

(Слайд №8)

Азбука Морзе. Сэмюэл Морзе разработал в 1838 году систему кодирования символов с помощью точки и тире. Он является изобретателем телеграфа, устройства, в котором использовалась эта система. Самое важное в этом изобретении – двоичный код, то есть использование для кодирования букв только двух символов.

(Слайд №9-10)

Решетка Кардано. Кардано предлагал использовать открытый текст в качестве ключа. Решётка представляет собой лист из твердого материала, в котором через неправильные интервалы сделаны прямоугольные вырезы высотой для одной строчки и различной длины. На лист накладывали эту решетку и записывали в вырезы секретное сообщение. Оставшиеся места заполнялись произвольным текстом.

Увлекались тайнописью и в России.  Используемые шифры такие же, как в западных странах - значковые, замены, перестановки. Датой появления криптографической службы в России считают 1549 год, с момента образования Посольского приказа, в котором имелось "цифирное отделение". Петр I полностью реорганизовал криптографическую службу, создав Посольскую канцелярию.

(Слайд №11)

Алфавит Брайля. Капитан французской армии Шарль Барбье разработал в 1819 году систему кодирования ecriture noctrume – ночное письмо. В системе применялись выпуклые точки и тире. Недостаток системы - её сложность, так как кодировались не буквы, а звуки.  Луи Брайль усовершенствовал систему, разработал собственный шифр. Основы этой системы используются и сейчас.

(Слайд №12)

В 80-х годах XIX века Огюст Керкгоффс издал книгу "Военная криптография" объемом всего в 64 страницы, но они обессмертили его имя в истории криптографии. В ней сформулированы шесть конкретных требований к шифрам. Все эти требования актуальны и в наши дни.

В конце XIX века криптография начинает приобретать черты точной науки, а не только искусства, ее начинают изучать в военных академиях. В одной из них был разработан свой собственный военно-полевой шифр, получивший название «Линейка Сен-Сира».

(Слайд №13)

Симпатические (невидимые) чернила. Письмо, написанное симпатическими чернилами, не оставляет следов на бумаге. Чтобы прочитать такое послание, нужны нехитрые манипуляции: нагрев, освещение, химический проявитель и т. д. В качестве чернил можно использовать молоко, яблочный и луковый соки, стиральный порошок, крахмал и многое другое.

(Слайд №14)

 С усложнением информационных технологий в человеческом обществе возникают новые задачи по защите информации, что требует развития новых методов в криптографии.

Далее ребята разгадывают текст решётки Кардано и шифр Цезаря.

5. Список использованной литературы:

История разведки:

1.Антонов В.С. Светлейший князь Александр Чернышов//Антонов В.С.100 великих разведчиков России- М., 2017- с.27-29.

2.Антонов В.С. Разведка Российской империи накануне Отечественной войны 1812 года. Невидимый фронт Первой мировой войны// Антонов В.С.100 великих разведчиков России- М.: Вече, 2017- с.8-46.

3.Перекрест В. Светлейший агент//Свой, 2015, №11-с.17-21.

Информационная культура:

1.Библиотечно-библиографическая классификация: Таблицы для дет.и шк.б-к.-3-е изд., испр.и доп.- М.: Либерея, 1998. - 320с.

2.Гендина Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: Учебно-метод пособие. – М.: Школьная б-ка, 2002-288с.

Криптография:

1.Бабаш А.В. История криптографии. Часть I. - М.: Гелиос АРВ, 2002 - 240 c.

2.Криптография//БСЭ, Т.13- М.:1973- с.1288-1289.

3.Морзе//БСЭ, Т.16- М.:1974 -с.1711-1712.

4.Телеграфная связь //Энциклопедический словарь юного техника – М.: 1980 –с.411-412.

11.02.2018