Проектная деятельность в дополнительном образовании

Разделы: Дополнительное образование


Проектная деятельность проводилась в детских объединениях дополнительного образования.

Цель проектной деятельности - формирование умения сотрудничать в группе (договариваться, находить общее решение), представлять результаты проекта. План проектной деятельности состоял из следующих проектов: «А у нас во дворе»; «Где живёт Дед Мороз?»; «Кем быть?».

Свою работу мы начали с проведения беседы с младшими школьниками. В ходе беседы обсуждались вопросы о том, что такое проект, как его выполнять, что он в себя должен включать: выбор темы, обозначить проблему работу с информацией; что должно получиться в конце и как это представить (презентация проекта); обсуждение результатов. Младшим школьникам была предложена уже разработанная структура проекта, т.к. не все учащиеся ранее участвовали в проектной деятельности. Младшие школьники заинтересовались выполнением проекта. Так же на этом этапе была проведена беседа с родителями по ознакомлению с проектной деятельностью и определению формы их возможного участия: подбор информации; беседа; творческие идеи.

Проанализируем проекты, которые выполняли младшие школьники во внешкольной деятельности.

Проект «А у нас во дворе».

Проект был краткосрочным, его продолжительность составила 7 занятий. Работа проводилась в парах. Цель проекта ­ знакомство с играми, в которые можно играть группой в помещении и на улице.

Занятие № 1.

Цель занятия ­ знакомство с новой игрой, совместный выбор темы проекта.

На первом занятии младшие школьники вместе с педагогом выбрали тему проекта. Тема проекта была выбрана в связи с проблемной ситуацией. Перед началом занятий дети не знали, во что им поиграть. Все игры им надоели. Педагог предложила им поиграть в «Путаницу». Учащиеся сказали, что не знают, как играть. Педагог объяснил, что в этой игре все должны запутаться, и как это сделать.
Проблема заключалась в том, что младшие школьники хотели поиграть в новые игры, но не знали их названия и правила игры.

Совместно с младшими школьниками мы предположили, что если знаешь правила игры, то сможешь предложить поиграть другим. После завершения игры, учащимся было предложено узнать у своих родителей, в какие игры они играли в школе со своими одноклассниками. Попросить родителей рассказать о правилах игры.

Занятие №2.

Цель занятия ­ распределение игр по парам.

На втором занятии педагог написала на доске название игр, которые узнали дети. Затем детям было предложено разбиться на пары и выбрать одну игру. В результате были выбраны такие игры: «Вышибалы», «Штандор, стоп», «Светофор», «Кодунчики», «Казаки Разбойники», «Классики», «Картошка», «Жмурки».

Занятие №3.

Цель занятия ­ знакомство с правилами игр, которые выбрали в паре.

Педагогом заранее были подготовлены видеоряды, на которых изображены дети, играющие в игры, которые были выбраны детьми и другие игры. Прочитать правила детям было бы трудно, т.к. не все умеют читать на начало года. Каждая пара должна была выбрать свой видеоряд с правилами игры. Затем надо было проговорить правила игры для других.

Занятие №4.

Цель занятия ­ совместное создание картотеки игр.

На четвёртом занятии младшим школьникам была предложена проблемная ситуация: как другие школьники могут поиграть в игры и узнать правила этих игр? Учащиеся стали предлагать варианты. Учащиеся предложили сделать коробочку и туда положить все фото и названия игр. Название для этой коробочки выбирали все вместе. Были предложены такие названия: коробочка, корзина, бочка, сумка, ларец, сундучок. Все названия записали на доске. Педагог зачитывал, а учащиеся должны были хлопать. На каком названии хлопки были громче, то и выбрали. Выбрали название «сундучок». Создание «Сундучка игр» заняло два занятия. Учащиеся наклеили фото со своей игрой на картон. Название игры было написано, буквы надо было только раскрасить. Название приклеить. Получилась карточка.
Совместно выбрали коробку, стилизованную под сундучок и положили в неё свои карточки. Подвели итог, что теперь мы можем пользоваться сундучком, если забудем правила игры. Карточками из сундучка могут пользоваться другие учащиеся, чтобы узнать правила игры.

Занятие №6 ­7.

Цель занятий ­ проведение игр каждой парой для других учащихся.

На пятом и шестом занятиях провели игру – путешествие «Выходи во двор поиграем!». Каждая пара проводила игру для учащихся других объединений. Младшие школьники должны были рассказать правила игры. Учащиеся другого детского объединения пробовали в неё поиграть. В паре один был ведущим, а другой помощником. Распределение ролей в парах проходило по желанию самих учащихся
Обсуждение результатов. При обсуждении выделили те пары, которые рассказали правила своей игры вместе; помогали друг другу; исправляли ошибки. Младшие школьники активно высказывались о том, что им понравилось. Договорились еще найти интересные игры, чтобы «Сундучок» пополнялся. Многие обещали на следующее занятие принести еще игры, в которые раньше играли во дворе.

Проект «Где живёт Дед Мороз?»

Продолжительность проекта составила 8 занятий. Работа проводилась в малых группах.

Цель проекта ­ знакомство с традициями празднования Нового года и Рождества в странах Европы.

Занятие №1.

Цель занятия ­ совместный выбор темы, распределение на группы.

На первом занятии младшие школьники вместе с педагогом выбрали тему проекта. Тема проекта была сформулирована в ходе беседы с детьми. Педагог заранее продумал ход беседы, чтобы подвести младших школьников к теме проекта. Беседа была посвящена празднованию Нового года. В ходе беседы выяснилось, что несколько человек уезжают на зимние каникулы с родителями в Финляндию. Педагог спросил о том, знают ли учащиеся, как празднуют Новый год и Рождество в этой стране. Дети задумались. Стали спрашивать педагога и попытались предположить, как проходят эти праздники: приходят гости, дарят подарки, все веселятся. Педагог предложил детям найти материал по этой теме. Совместно была сформулирована тема проекта: « Где живёт Дед Мороз?».

Младшим школьникам надо было выбрать вопросы, которые подходят к теме проекта. На столах лежали карточки,  на которых были написаны вопросы: «Что принято дарить?»; «Как зовут персонажа, который приносит подарки?»; «Какие символы праздника?»; «Какие кулинарные блюда принято готовить?»; «Чем и как наряжают новогоднюю ёлку?». Вопросы были перемешаны с другими вопросами.
Группы были сформированы с учётом индивидуальных особенностей и анализа совместной деятельности предыдущего проекта. Выбор страны сделали с помощью жребия. Учащиеся вытягивали из мешочка записку, на которой было написано название страны. Получилось четыре группы. Совместно с детьми  были выбраны страны: Франция, Англия, Италия, Финляндия т.к. материала для младших школьников должен быть интересен и доступен.

Занятие №2.

Цель занятия ­ совместное обсуждение источников нахождения информации, сбор информации.

Совместно с учащимися обсудили, где можно получить информацию необходимую для ответов на вопросы. Дети назвали: интернет, детские журналы, энциклопедии, газеты, спросить у родителей. Договорились, что сообщения должны быть короткие, чтобы их могли прочитать все. Картинки, рисунки, фото педагог попросила заранее подобрать родителей совместно с детьми. Родители напечатали короткие сообщения (3­4 предложения). Помощь родителей в проведении этого проекта была необходима с технической стороны. Всю информацию каждая группа разложила в приготовленные конверты.

Занятие №3­4.

Цель занятий ­ совместное  оформление постера, работа в группах.

На следующем занятии младшие школьники разложили всю собранную информацию. Соответственно вопросам, которые были прикреплены на доске. Совместно решили проверить, на все ли вопросы найдены ответы. В каждой группе проверка проходила доброжелательно. После этого надо было выбрать художественные средства для оформления постера: краски, фломастеры, цветная бумага, цветные карандаши, картинки и фото. Младшим школьникам для оформления постера надо было договориться о том, как оформить фон. Учащиеся групп  договорились о выборе цвета, рисунка, все вместе приступили к выполнению задания
На следующем занятии надо было распределить информацию на подготовленном листе. В двух группах младшие школьники договорились, как надо расположить фото, надписи, описание. В одной группе дети распределяли всё совместно, исправляли ошибки друг друга, советовали, как лучше разложить картинки, чтобы они не загораживали текст. В другой группе, сначала запутались и выложили всё в центр, но потом заполнили все пространство. Планировали свои действия совместно, распределять роли и задания внутри группы.

В ходе выполнения проекта получился реальный практический результат – постеры, которые были сделаны по каждой стране.

Занятие №5­8.

Цель занятий ­ совместное представление результатов каждой группой.

Представление результатов происходило в форме сценки. Были побраны элементы костюмов для представления каждой страны. Младшим школьникам тяжело воспринимать большой объём информации, поэтому были подобраны стихи, в которых отражена вся информация.

Во время обсуждения результатов выполнения проекта обучающиеся высказали положительные эмоции, удовлетворенность результатами. В то же время после оценки результата деятельности (просмотра всех постеров) были внесены пожелания по организации отдельных этапов проектной деятельности. Одни предложили в следующий раз, подобрать музыку, для каждой страны, другие предложили приготовить имбирное печенье. Всем захотелось попробовать рождественских угощений.

В результате выполнения проекта, обучающиеся познакомились с традициями празднования Рождества и Нового года в других странах. В ходе работы над проектом младшим школьникам приходилось договариваться друг с другом, планировать свои действия совместно со сверстниками, распределять роли и задания внутри группы. Они высказывали разные идеи о том, что ещё можно включить в постер, каждый старался предложить что-то интересное.

Проект «Кем быть?»

Продолжительность проекта составила 6 занятий. Работа проводилась в малых группах. Цель проекта­ знакомство с профессиями.

Занятие №1.

Цель занятия ­ совместное формулирование темы проекта.

Младшим школьникам была предложена настольная игра «Профессии», в ходе игры возникали вопросы: Что это за профессия? Какие знания нужны для овладения этой профессией? Какие принадлежности нужны для профессии? Педагог предложил отыскать ответы на эти вопросы. Тему проекта сформулировали совместно с младшими школьниками. Обсудили с детьми, где можно найти информацию: посмотреть в энциклопедии посмотреть в интернете, спросить у родителей.

Занятие №2.

Цель занятия ­ совместный выбор профессии, распределение по группам.

Распределение по группам происходило в ходе игры «Фанты». Дети парами вытягивали из мешочка ленточки зелёного, синего, красного и желтого цветов. После этого все объединились в группы по выбранному цвету. Выбор профессии происходил внутри группы.

Первая группа выбрала профессию пожарного. Каждый нашёл информацию о профессии: принесли фото и напечатанный текст. Им помогли родители. Принесли рисунки и картинки из журнала.

Вторая группа выбрала профессию строителя. Совместно обсудили, что необходимо людям этой профессии. Распределили роли внутри группы, кто будет оформлять постер, кто будет  представлять профессию другим.

Третья группа выбрала профессию парикмахера. Распределили роли внутри группы: принести специальный альбом, где есть шаблоны причёсок. принести предметы необходимые парикмахеру.

Четвёртая группа выбрала профессию врача. В этой группе все захотели представлять профессию. Оформлять постер никто не захотел. Педагог, организовал беседу. В ходе беседы определили, что есть разные специальности врачей, есть медсёстры. После беседы в группе распределили, кто какую специальность будет представлять, а постер оформят вместе. Договорились, что можно не рисовать, а приклеить готовые картинки.

Занятие №3 ­ 4

Цель занятий ­ совместное оформление постеров группе.

Младшие школьники уже оформляли постер, в предыдущем проекте. В данном проекте работа над постером не вызвала затруднений у трёх групп. В каждой группе младшие школьники договорились, кто будет делать фон, подбирать картинки, раскрашивать.

Занятие №5 ­ 8

Цель занятий ­ совместная подготовка и представление результатов. Представление результатов проекта было в форме постера и мини-сценок по профессиям. Сценки были в стихах. Распределение ролей в каждой группе вызвало затруднение. Совместно с детьми обсудили, с помощью чего можно распределить роли: считалка, вытягивать жребий (бумажки из мешочка). Каждая группа выбрала себе вариант. Первая и четвёртая группы выбрали считалку. Вторая и первая выбрали тянуть жребий. В каждой группе надо было подобрать себе атрибуты для сценки. В процессе подбора дети советовали друг другу, что лучше взять. Во время обсуждения результатов выполнения проекта обучающиеся высказали положительные эмоции, удовлетворенность результатами. В то же время после оценки результата деятельности (просмотра всех постеров) были сделаны отдельные замечания по оформлению: не очень аккуратно приклеены картинки, буквы раскрасили светло-желтым цветом, стихотворение очень тихо рассказали, было не слышно. Работая над этим проектом, младшие школьники регулировали совместные действия; старались передавать точную информацию, чтобы достичь взаимопонимания. Учащиеся старались ориентироваться на позиции друг друга, учитывать различные точки зрения. Младшим школьникам понравилось выполнять проекты. Они решили, что придумают темы для следующих проектов.