Формирование УУД у младших школьников

Разделы: Профессия — педагог


Федеральные государственные образовательные стандарты задают качественно новое представление о том, каким должны быть содержание начального образования и его образовательный результат. Меняются учебники, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога входит понятие универсальных учебных действий (УУД). Это новая, пока совсем непривычная аббревиатура, но за ней скрывается принципиально важное педагогическое понятие.

И, конечно же, изменения распространяются на содержания и способы оценки результата образования.

Результативность образования проявляется также в том, что в процессе учебной деятельности ребенок способен отвечать для себя и других на такие вопросы, как: «Что нужно сделать? Зачем я это делаю? Каким образом я это делаю? Как я могу проверить правильность своих действий? Как я оцениваю то, что я сделал? Как могу исправить то, что не получилось?».

Таким образом, развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат школьного образования. В значительной степени достижения данного образовательного результата связано с развитием метапредметных универсальных учебных действий. Обладая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познаавтельные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия. Которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения учебных задач и достижения образовательных целей, то есть управлять своей деятельностью.

Следует вам понять, что одна из особенностей ФГОС заключается в организации внеурочной деятельности младших школьников – в соответствии с пятью направлениями развития личности: спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, социальным, общеинтеллектуальным и общекультурным. Задача педагогов – на просто дать школьникам новые знания и умения, а научить применять их на практике, развивать в урочное и внеурочное время. Поэтому меняются требования к результатам – это не просто знания, полученные в ходе учебы, но и развитие личностных качеств детей.

Согласно ФГОС, учитель теперь не только «транслятор» знаний, но и человек, который способен подтолкнуть ребенка к развитию, к самостоятельному поиску знаний. Педагог должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течении всей жизни. В компетентность учителя входит использование современных образовательных, в.т.ч. информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, развивать профессиональные навыки.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных УУД:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • Нраственно-этическая ориентация, в т.ч. и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор.

Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные УУД включает в себя: общеучебные, логические, знаково-символические УУД, а также постановку и решение проблемы.

Коммуникативные УУД обеспечивает социальную компетентность и учет позиции партнеров по общению ли деятельности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителями и сверстниками;
  • Постановка вопросов;
  • Решение конфликтов;
  • Контроль, коррекция, оценка партнера;
  • Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и др.

Характеристика результатов формирования УУД у младших школьников

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1-й класс

1.ценить и принимать следующие базовые ценности:»добро»,»терпение», «родина», «природа», «семья».
2. уважать свою семью, родственников, любить родителей.
3. освоить роли ученика; сформировать интерес к учению.
4. оценивать жизненные ситуации и поступки героев худ текстов с точки зрения общечеловеческих форм.

1. организовать свое рабочее место под руководством учителя.
2. определять под руководством цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях.
3. использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейки, треугольник.

Участвовать в диалоге на уроке.
2. отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
3.Соблюдать простейшие нормы речевого этикета:здороваться, прощаться, благодарить.
4. Слушать и понимать речь других.
5. Работать в паре.

1.Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, находить общее и различие.
4. Группировать предметы.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.

2-й класс

1. Ценить и принимать базовые ценности:»добро», «терпение», «родина», «природа», «мир», «настоящий друг».
2. Уважать свой народ, Родину.
3.Осваивать личностный смысл учения, стремиться учиться.
4.Оценивать жизненные ситуации и поступки героев худ текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.Следовать режиму организации учебной и внеурочной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя.
4.Определять, с помощью учителя план выполнения заданий на уроках.
5. Использовать на уроках простейшие инструменты (циркуль).
6.Оценивать свое задание по параметрам: легко выполнять,

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела. Определять круг своего незнания.
2.Отвечать на простые и сложные вопросы, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно их продолжать.
4. самостоятельно пересказывать прочитанное, составлять простейший план.
5. Определять в каких источниках находить информацию для задания.
6. Находить, необходимую информацию как в учебнике, так и в словаре.
7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.

1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

 

Возникли сложности при выполнении.

 

 

3-й класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро». «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».
2. Уважать свой народ, другие народы, проявлять терпимость к обычаям и традициям других народов.
3. Осваивать личностный смысл учения, стремиться продолжать свою учебу.
4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических цен
ностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.
2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных заданий.
3.Самостоятельно определять цель учебной деятельности.
4. Определять под руководством учителя план выполнения заданий на уроках, во внеурочной деятельности.
5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями.
6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.
8. Оценивать работу по заранее представленным параметрам.

1. Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступку.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
3. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
6. Критично относиться к своему
мнению.
7. Понимать точку зрения другого.
8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель).
4. Представить информацию в виде текста, таблицы, схемы, с помощью ИКТ.
5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты.

4-й класс

1.Ценить и принимать следующие базовые ценности: « добро», «терпение», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность».
2. Уважать свой народ, другие народы, принимать ценности других народов.
3. Осваивать личностный смысл учения, выбирать дальнейший образовательный маршрут.
4. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать.
2.Использовать при выполнении задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков.
3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, электронные диски, сеть Интернет).

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
3. Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.
5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
6. критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Работая над таблицей характеристики результатов формирования УУД ставится задача перед педагогами.

Задача учителей:

  • Отметить соответствие урока требованиям ФГОС;
  • Внести изменения;
  • Прописать, какие УУД формируются на каждом этапе урока.