Использование технологии сотрудничества на уроках физики в условиях реализации ФГОС

Разделы: Физика

Классы: 7, 8, 9


I. Введение

Методическая разработка посвящена использованию технологии сотрудничества на уроках физики в 7–9-х классах. В разработке отражены теоретические аспекты данной технологии и показаны результаты ее применения в своей деятельности.

Цель методической разработки – оказать помощь педагогам по использованию технологии сотрудничества на уроках физики в основной школе.
Педагогическая деятельность предполагает различные альтернативы применения различных технологий, каждый педагог вкладывает свою частичку. При комплексном использовании различных технологий, нацеленных на индивидуальность обучающегося, создающих благоприятные возможности для его развития, можно добиться положительных результатов в обучении.

Задачами методической разработки являются:

  • повышение компетентности педагогов по вопросу использования технологии сотрудничества;
  • показ возможных путей внедрения технологии сотрудничества в школьное образовательное пространство;
  • подтверждение положительного влияния технологии сотрудничества в учебном процессе.

Исходя из этого, можно сказать о том, что затронутая в методической разработке проблема является актуальной и обусловлена требованиями современной школы. Поэтому учителю необходимо выстроить свою работу на основе новых подходов в образовании и воспитании детей.
Технология сотрудничества основана на союзе всех участников образовательного процесса, принимая во внимание их интересы, реализует принципы демократичности отношений учителя с учащимся.

Новизна данной работы заключается в том, что представлен педагогический опыт по использованию технологии сотрудничества на основе изучения теоретического материала и собственных наработок при организации процесса обучения.

Данный материал может быть полезен учителям-предметникам, а также студентам педагогических учебных заведений.

По-моему мнению, технология сотрудничества играет важную роль в образовании и является одной из эффективных технологий, так как, технология сотрудничества повышает мотивацию учащихся и учитывает возможности каждого ребенка для его развития.

Учителя-предметники отмечают, что у детей недостаточно высокая мотивация, поэтому, как результат, - снижаются возможности успешного обучения. Плюс ко всему, в классе дети с разными способностями. Один усваивает учебный материал быстрее, другому необходимо гораздо больше времени. Ориентация учителя больше направлена на сильного ученика. Слабые ученики теряются, бояться задавать вопросы, уходят в себя. Но есть другой путь, усваивать иначе. Если ты не один, а вокруг твои одноклассники, к которым можно обратиться с просьбой, обсудить с ними, все, что непонятно. Совсем другая ситуация, если ты влияешь на удачу группы, когда ты несешь ответственность за себя и за своих товарищей, когда ты способен научиться вместе.

Это и стало для меня толчком для применения технологии сотрудничества в своей педагогической деятельности.

II. Теоретические основы методической разработки

По определению Лихачева Б.Т. , педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Технология сотрудничества относится к современным образовательным технологиям, ориентированным на личность ученика и реализующая потребности ФГОС второго поколения. Технология сотрудничества нашла широкое применение, она может использоваться на всех уровнях образования, абсолютно на любом предмете, как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Технология сотрудничества – эта технология, основанная на взаимодействии всех членов группы, где каждый участник несет обязательство за удачу или провал группы, ориентированная на совместный умственный труд. Ценность этой технологии в том, что она на современных уроках способствует умению грамотно ставить цель и находить пути для ее реализации, вовлекает детей в совместную работу, концентрирует их внимание, формирует нормы общения, воспитывает самостоятельность, предприимчивость.

Свое название технология получила от группы педагогов-новаторов, которые ориентировались на лучшие идеи советской школы педагогов Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, достижения русской и зарубежной науки, вклад в которую внесли Э.Берн, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Ж.Ж. Руссо и другие.

К важным особенностям организации обучения в сотрудничестве относятся: деление класса на группы для достижения поставленных задач; выполнение заданий учитывает личное вложение каждого в группе; формирование групп реализует учебные ресурсы каждого ребенка.
Главный смысл обучения в сотрудничестве – это наличие общей цели, личная ответственность, которая значит, что удача группы обусловлена лептой каждого и предусматривает взаимопомощь и поддержку , и одинаковые шансы успеха, которые дают возможность улучшать личные рекорды, что позволяет любому ученику оценивать себя на одном уровне с другими. Сильным и слабым ученикам для достижения своих уровней нужно затрачивать определенные усилия, поэтому они будут оцениваться одинаково, учитывая, что в том и другом случаи каждый сделал, что мог. Учиться вместе гораздо интереснее и эффективнее.

III. Описание опыта работы по применению технологии сотрудничества на уроках в основной школе

Одной из главных задач школы считается повышение эффективности образовательного процесса. Поэтому необходимо создавать условия для повышения качества образования. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно искать знания, научить их мыслить и делать выводы, видеть проблемы и способы их решения. Использование технологии сотрудничества позволяет достичь этого результата.
Прежде, чем использовать в своей педагогической деятельности технологию сотрудничества, я нашла ответы на такие вопросы:

- Какие методы позволяют обеспечить максимальное вовлечение детей в учебный процесс?

- Какие правила необходимо учитывать при организации обучения в сотрудничестве?

- Как создать психологический климат на уроке?

1. Методы, обеспечивающие максимальное вовлечение детей в учебный процесс

В последнее время наблюдается снижение интереса детей к предметам естественного цикла. Развитие личности ребенка идет на каждом занятии, поэтому задача педагога состоит в том, чтобы обеспечить включение каждого ребенка в разные виды деятельности. Правильно выбранные методы и формы организации активной деятельности учащихся - важнейшая составляющая педагогического процесса. Поэтому необходимо организовать учебный процесс, ориентируясь на методы, обеспечивающие достижение поставленной цели. Для вовлечения ребёнка в учебный процесс нужно обеспечить его личную заинтересованность. Этого можно добиться привлечением детей к командной работе, где у каждого участника своя роль, его вклад в общее дело ценен, он не остается в стороне. Учебную деятельность нужно организовать на принципе сотрудничества, который предполагает доверительные отношения, взаимопомощь, личную ответственность ребенка и предоставляет ему возможность для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуального вклада в результат.

Обучение в сотрудничестве способствует успешному усвоению материала, позволяет лучше понять его суть. Данная технология позволяет проговорить прочитанное, выразить мысли вслух, что способствует осознанному восприятию информации. При групповой работе каждый ученик находится в поле зрения своих товарищей, это позволяет избежать ошибок. При работе в сотрудничестве атмосфера на уроке захватывающая, не возникает желания заниматься ненужными вещами.

При совместной деятельности формируется:

  • способность отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, умение слышать и слушать, выстраивать диалог со всеми участниками процесса;
  • готовность прийти на выручку, умение правильно оценить не только свое участие в работе, но и одноклассников, осознание равных прав у всех участников образовательного процесса;
  • креативный путь для реализации поставленной цели.

Выделяют несколько вариантов возможной организации технологии сотрудничества:

  1. Обучение в команде предполагает выполнение одного задания для всей группы. Команда получает «награду» одну на всех в виде бальной оценки, при этом между командами нет соперничества , так как у них разная «планка » и разное время для ее достижения.
  2. Метод «Пила» предполагает образование групп по 6 человек для работы над материалом, который разбит на смысловые блоки. Каждый изучает материал по своему вопросу. После чего дети, рассматривающие один и тот же вопрос, встречаются, обмениваются информацией, возвращаясь в свою группу, делятся новыми знаниями . Все заинтересованы в том, чтобы каждый добросовестно справился со своей задачей, так как это влияет на итоговую оценку. В заключении учитель может любого участника команды ответить на вопрос по изученной теме.
  3. Метод «Учимся вместе» предполагает разделение класса на разные по уровню обучения группы по несколько человек, каждая группа получает свое задание, которое является частью какой-либо темы. В результате совместной деятельности каждой группы и всего класса в целом достигается изучение всего материала.
  4. Исследовательская работа учащихся в группах направлена на самостоятельную деятельность детей по общему вопросу темы, который изучается всем классом. В малых группах данный вопрос делится на индивидуальные задания для каждого учащегося. Каждый вносит свой вклад в общее дело. Обсуждение в группах позволяет познакомиться с работой каждого обучающегося.

 При изучении нового материала организую исследовательскую работу в группах. Как правило, предлагаю группам одинаковое задание, после выполнения которого, капитаны группы выступают со своими результатами. В конце исследовательской работы делаем общий вывод.

Эффективной организацией обучения в малых группах является составление кластера и прием «Синквейн». Объяснять суть данных приемов в 7 классе уже не приходиться, так дети с ними знакомы до изучения физики. Использовать такую работу можно после изучения различных тем, определяется ключевое слово темы, к которому подбираются слова одной тематической группы. Для составления кластера предлагаю такие темы: «Внутренняя энергия», «Ток», «Сила» и другие. Для составления синквейна предлагаю следующие темы: «Плотность», « Волны», «Сила» и другие.

Использую в своей работе и мозговой штурм, который позволяет развивать самостоятельность, способствуя продуктивности сотрудничества. Это одна из интересных форм работы в малых группах. Работа нацелена на умение четко выражать свои мысли, научить слышать и слушать друг друга. Основным достоинством такой работы является то, что использовать прием можно при изучении практически любой темы. Есть и недостатки при организации такой работы. Использование данной формы работы не всегда гарантирует успех, может не вовлечь всех учеников в учебный процесс. Некоторые участники группы могут отмалчиваться, отдавая инициативу более активным ученикам, тогда усвоение материала оказывается неровным.

Использование методов этой технологии повышает личную вовлеченность детей в учебный процесс, пробуждает заинтересованность к совместному труду, повышает мотивацию и, как результат, успеваемость всего класса в целом.

2. Правила организации учебного сотрудничества на уроках

Организация технологии сотрудничества на уроках или внеурочной деятельности предполагает единое дело всех участников групп, ориентированное на получение успеха. На каждого из участников группы ложиться обязательство за свою деятельность, а также за тех, кто работает вместе с ним. Обучение в сотрудничестве ориентировано на формирование положительного микроклимата внутри группы. К важным основам обучения в сотрудничестве относятся: одна общая цель, разделение функций в группе; поощрение одно для всех.
Вводить элементы сотрудничества на уроках начинаю с первой четверти для учащихся 7 классов. Для этого формирую группы по четыре ученика, в которых выбирается командир, а он, в свою очередь, организует работу своего коллектива. Формирование групп в четверки не планирует особое перемещение парт в кабинете. В 8-9 классах иногда формирую группы большим составом, включающим пять-шесть человек. Группы образуются из детей разного пола, способности которых также различны. Ученики взаимодополняют друг друга, успешные в учебе поддерживают тех, у кого есть пробелы в знаниях, помогают этим ученикам избежать ошибок. Состав групп стараюсь оставлять по возможности постоянным.

Обучение в сотрудничестве акцентирует интерес на успехе всей группы, добиться которого можно только добросовестной работой каждого, взаимодействуя при этом с другими членами группы при решении вопросов, которые необходимо изучить. Перед каждым учащимся стоит миссия не только что-то сделать сообща, но и вместе что-то познать, чему-то обучиться. Важно, чтобы участники группы знали, чего добился каждый ученик, поэтому группа должна проявлять интерес к пониманию изучаемого материала каждым в группе. Работая в группе, нужно достичь познавательной цели, не забывая о правилах общения. При организации такой работы педагогу необходимо проверять безошибочное выполнение заданий и контролировать тон взаимосвязи участников группы, их готовность оказать ценную поддержку товарищам.

Включение технологии сотрудничества в образовательное пространство - это кропотливое дело, предполагающее от педагога конкретных усилий. При использовании технологии сотрудничества на уроке уменьшается количество изучаемого материала, останавливаясь в своей деятельности на этой технологии, преимущества такого обучения должны быть явными, а выбранная технология эффективной для педагога и детей.

3. Создание благоприятного психологического климата на уроке

Основной задачей работы учителя с детьми является создание комфортной среды на протяжении всего урока. Важным показателем здесь является психологический настрой учеников, который направлен на развитие ребенка и раскрытие его способностей. В результате – ребенок либо активен в общении с педагогом и одноклассниками, либо замыкается и отстраняется от всех. В последние годы огромное внимание уделяют эмоциональному миру, в котором живет ребенок. Психологический настрой - это тон взаимоотношений между членами группы, который образуется на фоне общих интересов. Комфортная обстановка способствует уважению друг к другу, коммуникабельности, вежливости, создает благоприятные условия для общей деятельности, раскрывает возможности ученика. Негативная атмосфера оказывает отрицательное влияние на развитие ребенка, подвергая его в состояние отчаяния. Все это нужно учесть, формируя детей в группы. В состоянии эмоционального комфорта повышается работоспособность группы, это приводит к более качественному усвоению материала и более высоким результатам. Детей сильно сближает совместная деятельность. При планировании состава группы, необходимо учитывать психологический климат класса. Нежелательно включать в одну группу друзей или детей, недоброжелательно относящихся друг к другу. Нужно уделять внимание личным качествам учеников, таким, как флегматичность, неусидчивость, неуравновешенность, склонность к обидам и учесть это при формировании групп.

В классах, где я работаю, нет неуспевающих. За последние годы качество знаний имеет положительную динамику.

Совместно с психологом школы вначале второй четверти каждого учебного года среди учащихся 7-9 классов провожу диагностику изучения мотивации школьников.

Изучение внутренней мотивации учащихся за 2015-2016 учебный год

Изучение внутренней мотивации учащихся за 2016-2017 учебный год



Изучение внутренней мотивации учащихся за 2017-2018 учебный год

Из таблицы видно, что у детей в основном преобладает средний уровень внутренней мотивации, небольшой процент детей, у которых высокий или низкий уровень внутренней мотивации. В то же время в течение нескольких лет наблюдается положительная динамика, отмечается небольшой рост повышения высокого уровня внутренней мотивации. Для повышения мотивации в изучении предмета физики использую обучение в малых группах, разноуровневые задания, подготовку дополнительного материала к уроку самими учащимися, исследовательскую работу. Можно сделать вывод, что обучение в сотрудничестве тесно связано с повышением внутренней мотивацией школьников.

Наличие благоприятного климата на уроке обеспечивает ребенку не только психологический комфорт, но и возможность для продуктивной работы.

IV. Заключение

В течение нескольких лет я уделяю особое внимание изучению современных технологий, в том числе и технологии сотрудничества, стараюсь чаще применять на уроке эту технологию.

Выступая на школьных педагогических советах и заседаниях РМО учителей физики, я акцентирую внимания на применении технологии сотрудничества в образовательном процессе.

В 2016-2017 учебном году в рамках районного конкурса «Я в педагогике нашел свое призвание» проводила урок в 8 классе по теме «Электрические явления в природе и технике», в 2017-2018 учебном году в рамках районного конкурса «Фестиваль открытых уроков» провела урок в 7 классе по теме «Вес воздуха. Атмосферное давление», на уроках применяла технологию сотрудничества.

Технология сотрудничества создает доброжелательную атмосферу на уроках, повышает мотивацию и развивает личность, создает условия для самовыражения, движения вперед каждого учащегося на уровне его способностей, формирует коммуникативные навыки.

Технология сотрудничества имеет ряд положительных моментов:

  • создание условий для активной познавательной деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков;
  • развитие уверенности в собственных силах.

Технология обучение в сотрудничестве позволяет решать различные задачи обучения. Любая педагогическая технология сама по себе не гарантирует успех. Необходимо разумное сочетание технологий с личностью учителя. Поэтому, если говорить о современных технологиях, применять их нужно творчески, ориентируясь на ситуацию и личности своих учеников.

Список литературы

  1. Берулаева М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образования // Педагогика №5, 1994. 21 с.
  2. Гильберт Ю.З. Психологические предпосылки сотрудничества учителя и учащихся. // Советская педагогика №5, 1990. 81 с.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы.-Просвещение, 2014 г.-198с
  4. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб:КАРО, 2002
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. 2011 г

Интернет-ресурсы

  1. http:urok.1sept.ru
  2. http:// kopilkaurukov.ru
  3. infourok.ru

Приложения, иллюстрирующие применение элементов технологии сотрудничества:

Творческие работы учащихся. Прием «Синквейн»

1)

1. Плотность
2. Скалярная, постоянная.
3. Сравнивается, вычисляется, находится.
4. Отношение массы к объему.
5. Физическая величина.

2)  

1.Волны
2.Продольные, поперечные
3.Распространяются, возникают, колеблются
4.Возмущения, отдаляющиеся от источника
5.Колебания

Исследовательская работа «Диффузия»

Технологию сотрудничества использую при изучении темы «Диффузия».

Класс делится на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает одно и то же задание.

Задание

1. Добавьте в стакан с холодной водой 5 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время окрашивания воды.

2. Добавьте в стакан с холодной водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время окрашивания воды.

3. Добавьте в стакан с горячей водой 10 капель йода, опишите наблюдения, измерьте время.

Заполните таблицу

Опыт Цвет воды Время окрашивания воды
Холодная вода + 5 капель йода    
Холодная вода + 10 капель йода    
Горячая вода + 10 капель йода    

Вопросы группе:

1. Какое явление наблюдали?____________________________________
2. Что является причиной этого явления?__________________________
_____________________________________________________________
3. От чего зависят скорость протекания этого явления?______________
_____________________________________________________________

После выполнения заданий от каждой группы выступает один участник. После всех выступлений ученики делают выводы.

Вопросы для «Мозгового штурма»

1.В первые годы существования авиации самой летной считали погоду с сильным устойчивым ветром. Специальных взлетно-посадочных полос не существовало. Взлетали с более или менее ровного поля и на него же садились. Почему именно в таких условиях подъем и посадка самолетов сопровождались наименьшим числом поломок?

2. Прочитайте рассказ барона Мюнхгаузена: «Я встал рядом с огромнейшей пушкой... и когда из пушки вылетело ядро, я вскочил на него верхом и лихо понесся вперед... Мимо меня пролетало встречное ядро... Я пересел на него и как ни в чем не бывало помчался обратно». Почему такое путешествие невозможно?

3. Представим себе, что вокруг Земли построили мост из однородного материала. Вес тела в любой части моста один и тот же. Обрушится ли мост, когда из-под него удалят все опоры? Можно ли будет им воспользоваться для практических целей?

4. При проведении эстафеты учитель физической культуры Сергей Владимирович предупредил школьников, что нельзя скользить быстро вниз по шесту или канату. Можно обжечь руки. Некоторые ослушались. Прав ли был учитель? Почему при быстром скольжении можно обжечь руки? Как нужно было спускаться? В каких ситуациях можно еще столкнуться с подобным проявление трения? Как можно избежать неприятных последствий?