Логопедические занятия с интересом

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


В современном детском саду воспитываются дети, имеющие разный уровень речевого развития. Среди них наблюдается рост числа воспитанников, имеющих тяжелые нарушения речи (ТНР). Для таких детей свойственно неусидчивость, быстрая утомляемость и истощаемость, снижение интереса к учебной деятельности; они отличаются плохим усвоением материала. Таким образом, они нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке на занятиях.

Проблема мотивации является актуальной в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука. Как же помочь ребенку с проблемами в речевом развитии? Какими методами и средствами «зажечь» интерес в его глазах?

Оптимистический настрой, чувство радости и удовлетворения от деятельности на занятии у дошкольников формируют оптимальный для ребенка темп. Содержательная насыщенность занятия, чередование умственного напряжения и отдыха, предупреждающая или направляющая, доступная помощь учителя-логопеда при возникающих затруднениях, присутствие ситуации успеха - все это является необходимыми условиями для поддержания познавательной активности детей с тяжелыми нарушениями речи.

Но среди главных условий становления познавательной активности у детей большинство авторов называют «ее величество» игру. На логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста используются различные игры: дидактические, настольные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и т.д.

В своей практике я наблюдаю особый интерес воспитанников к играм-драматизациям.

Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда выполняет следующие функции:

  • Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения;
  • Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;
  • Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

На логопедических занятиях дошкольники с удовольствием разучивают и разыгрывают мини-диалоги и мини-сценки, используя различного рода куклы (бибабо, настольные театры, пальчиковые куклы и т.д.), также элементы костюмов (маски или шапочки) персонажей.

Самостоятельное управление куклой, речь от лица кукольного персонажа стимулирует выступать перед зрителями даже застенчивого, неуверенного в себе ребенка. А использование различных кукол для многократной драматизации одного и того же диалога дает возможность с интересом слушать и проигрывать его, оттачивая речевые навыки воспитанников.

Для разучивания и драматизации можно использовать, например, сказки Николая Сладкова такие как: "Лиса и мышь", "Окунь и Налим", "Выдра и Ворон", "Заяц и Полевка", "Барсук и Медведь", "Сорока и Оляпка", "Пять тетеревей" и т.д.

Роль театрализованной деятельности неоценима при использовании ее на этапе автоматизации правильного звукопроизношения у детей с тяжелыми нарушениями речи. Театрализованная деятельность помогает детям преодолевать речевой негативизм, проблемы коммуникации, тем самым ускоряя процесс введения исправленного звука в речь.

Далее представлен конспект логопедической ООД с использованием театрализованной деятельности.

Конспект логопедической ООД в старшей группе для детей ТНР

Тема: "Прогулка в весеннем лесу"

Образовательные цели:
- закреплять и уточнять знания детей о весне, весенних изменениях в природе;
- расширять и активизировать словарь;
- совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов к слову весна, применение предлогов "над" и "под").

Коррекционно-развивающие цели:
- развивать координацию движений с речью;
- развивать связную (диалогическую) речь;
- развивать зрительное восприятие;
- развивать память, внимание, мышление.

Воспитательные цели:
- формировать интерес к логопедическим занятиям;
- формировать навыки самостоятельности, активности.

Ход ООД

1. Организационный момент.

Логопед встречает детей, держа в руках веточку дерева с распустившимися листочками.

Логопед: Ребята, кто-то оставил нам этот подарок. Чтобы узнать кто это сделал, отгадайте загадку:

Тает лужок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает?

Дети: Весной.

Логопед: Правильно. Весна нас приглашает на прогулку в весенний лес.

2. Упражнение "Подходит - не подходит".

Логопед показывает детям картинки-символы признаков разных времен года.

Логопед: Давайте расскажем, что мы знаем о весне. Посмотрите на картинки и оставьте на мольберте только те признаки, которые подходят к весне.

Дети выбираю картинки-символы признаков весны.

Логопед: С помощью картинок-символов расскажите, какие признаки весны вы знаете.ъ

Дети составляют предложения с опорой на картинки символы (Весной набухают почки. Весной прилетают перелетные птицы. Весной солнышко пригревает и т.д.).

3. Игра с мячом "Собери семейку"

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на полянку в весеннем лесу, и поиграем с мячом. Соберем семейку к слову весна. Во время игры будем перебрасывать друг другу мяч.

Логопед: Как называют клюкву, которую собирают весной?

Дети: Веснянка.

Логопед: Что появляется на носу и щеках весной?

Дети: Веснушки.

Логопед: Как назвать все цветы, которые распускаются весной?

Дети: Весенние.

Логопед: Какую песенку поют скворцы?

Дети: Весеннюю.

Логопед: Молодцы! Давайте повторим эти слова.

Дети: Весна, веснянка, веснушки, весенние, весеннюю.

4. Физкультминутка "К нам идет весна".

Логопед предлагает детям проговорить чистоговорки с движениями.

На-на-на - к нам идет весна. Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.
Но-но-но - на улице тепло. На слоги - хлопки, на слова - руки вверх.
Ну-ну-ну - встречаем мы весну. На слоги - хлопки, на слова выпрямляют руки вперед.
Да-да-да, как хороша весна! Шагают и на слоги, и на слова.

5. Упражнение "Птицы прилетели".

Логопед обращает внимание детей на сюжетную картину: изображения деревьев и перелетных птиц, расположенных над или под этими деревьями.

Логопед: Посмотрите, ребята. В весеннем лесу уже очень много перелетных птиц. Назовите их.

Дети: Кукушка, гусь, скворец, утка.

Логопед: Расскажите, что делают эти птицы?

Ребенок: Гусь стоит под березой.

Ребенок: Скворец летает над дубом.

Ребенок: Кукушка летает над вербой.

Ребенок: Утка стоит под вербой.

6. Драмматизация сказка Н.Сладкова "Лиса и мышь".

Логопед: - Ребята, наш весенний лес наполнен различными звуками и голосами животных. Давайте послушаем разговор лисы и мыши.

Первой паре воспитанников, инсценирующих данную сказку, логопед предлагает кукол из пальчикового театра и ширму. Второй паре - кукол бибабо, а третьей - шапочки лисы и мышки.

Дети инсценируют сказку.

Лиса и Мышь

- Мышка-трусишка, ты треска боишься?

- Ни крошечки не боюсь.

- А громкого топота?

- Ни капельки не боюсь!

- А страшного рёва?

- Нисколечко не боюсь!

- А чего ж ты тогда боишься?

- Да тихого шороха...

7. Рефлексия.

Логопед прикрепляет на доску желтый круг, а каждому воспитаннику раздает по  два лучика (желтого и голубого цвета).

Логопед: Ребята, над нашей весенней поляной появляется солнышко. Прикрепите к нему лучики.

  • Если занятие для вас было интересное, увлекательное - прикрепите желтый лучик.
  • Если занятие показалось не интересным или вам было очень сложно справляться с заданиями - прикрепите голубой лучик.

Список литературы.

  1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. - М7: Издательство "Скрипторий 2003", 2010. - 240с.
  3. Бережнова. О Формирование познавательной активности у старших дошкольников, Дошкольное воспитание, 1998, №2, с.12
  4. «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией кандидата педагогических наук В.И.Селиверстова. – М.: Просвещение, 1974г.
  5. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. - М., 2010.
  6. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 704с.
  7. Петрова Т. И. , Сергеева Е. Л. , Петрова Е. С. Театрализованная деятельность в детском саду. Москва, 2000г.
  8. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.