Здоровье школьника как основа достижения успешности

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Ключевые слова: социальная эффективность школьного образования, школа, система педагогических условий, социализированность школьников, физическое, психическое и социальное здоровье учащихся, успешность.

Аннотация. Одной из ключевых задач образовательного учреждения становится преобразование среды школы, создание необходимых педагогических условий для повышения социальной эффективности школьного образования в контексте целенаправленного профессионально организованного содействия физическому, психическому и социальному здоровью школьников.

Высокий уровень образования населения страны в значительной мере предопределяет конкурентноспособность государства в мировом сообществе, укрепляет его безопасность, усиливает социальную защищённость личности. В социальном плане происходит снижение уровня преступности, уменьшение зависимости населения от системы социального обеспечения, повышения культуры в обществе, улучшение функционирования государственных учреждений, общественных организаций [1].

Образовательная среда современной школы должна обеспечивать позитивную социализированность школьников и высокий уровень их социального здоровья. Для решения данных задач нами была разработана соответствующая система педагогических условий.

Основной целью системы педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования является создание совместно со всеми субъектами образования личностного образовательно-развивающего пространства, в котором школьники приобретают адекватную личностную и социальную идентичность, сохраняют и укрепляют свое социальное здоровье. Подобная система создает ситуации развития личности школьников в виде построения пространства отношений, событий, поступков, в котором актуализируются процессы смыслообразования, изменяется образ мыслей и поведения, происходит становление нравственного самосознания [2].

Нами были выделены следующие функции системы педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования:

  1. смысло- и нормообразования, которые актуализирует и задают смысл, ценностную ориентированность и нормы жизнедеятельности субъектов образования;
  2. интеграции, обеспечивающей объединение в единое смысловое целое различных видов деятельности в общеобразовательном учреждении и вне его;
  3. компенсаторно-защитная, выражающаяся в стабилизации и уравновешивании негативных или дестабилизирующих воздействий социальной среды ценностями, моделями поведения, выработанными в образовательной среде школы и принятыми ее участниками;
  4. актуализации креативности, рефлексивности, самостоятельности и социальной ответственности субъектов образования.

Созданная система педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования состоит из трех компонентов: аксиологического компонента, включающего совокупность концептуальных положений по организации жизнедеятельности школы, ценности, нормы, убеждения субъектов образования, цели образовательной деятельности; субъектного компонента, состоящего из педагогического коллектива, школьников и их родителей, представителей государственных структур, сферы бизнеса и общественности, включенных в образовательный процесс; координационного компонента, в который входит общественная и инновационно-профессиональная деятельность субъектов образования как системообразующая деятельность, управление формированием образовательной среды школы в контексте целенаправленного профессионально организованного содействия позитивной социализации и социальному здоровью школьников, мониторинг эффективности функционирования системы педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования.

Система педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования включала в себя комплекс методов социально-педагогических воздействий:

а) социально-этических;

б) личностно-аксиологических;

в) рефлексивно-деятельностных.

Группа этих методов содержательно соответствовала выделенным смысловым блокам частных критериев социальной эффективности школьного образования.

Основными задачами этой работы являлись:

  1. создание психолого-педагогических условий для внутренней перестройки системы отношений школьников к современному социуму, к процессу обучения в школе, к самой школе и учителям, к своему будущему жизненному и профессиональному пути;
  2. развитие большей ответственности за состояние своего физического, психического и социального здоровья и осознание того, что здоровье, являясь одной из ключевых жизненных ценностей, служит основой достижения жизненной успешности и внутреннего благополучия;
  3. развитие навыков креативной деятельности, потребности в созидательной, общественно полезной деятельности;
  4. формирование активной гражданской позиции, толерантности, социальной ответственности.

Остановимся на таком факторе, как развитие здоровья школьников, и отметим, что здоровье - это важнейшая потребность человека и самое большое его богатство. Выдающийся немецкий химик и врач эпохи Возрождения Парацельс (1493-1541) писал: "Здоровье - не всё, но без здоровья всё - ничто". ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) определяет здоровье, как "состояние полного физического, духовного и социального благополучия, характеризующееся динамическим равновесием организма с окружающей средой, а также отсутствием болезней и физических дефектов". В книге Карлоса Кастанеды "Учение дона Хуана. Путь знания индейцев яки" мы натолкнулись на мудрую мысль: "Мы видим реальный мир таким, каким воспитаны его воспринимать". Ребёнка нужно учить здоровому образу жизни так же, как мы его учим читать и считать. А для семьи сохранение и укрепление здоровья школьника должно стать главным делом всей жизни, потому что благополучие семьи и общества в наибольшей степени определяет здоровый ребёнок.

Известный врач-нейрохирург, кандидат медицинских наук, академик, лауреат премии им. Бурденко Галина Сергеевна Шаталова  писала, что нельзя считать "разумным общество, если каждый его новый шаг по пути "прогресса" ведёт к ухудшению здоровья самих людей"... Поэтому о наступлении "эры разума" можно будет говорить лишь в том случае, если одновременно с научно-техническим прогрессом столь же динамично пойдёт процесс избавления человечества от болезней".

Понимая это, одним из условий повышения социальной эффективности школьного образования является определение пути духовного развития и нравственного самосовершенствования школьников, единственного пути в "царство разума" [3]. А для этого мы должны привить школьникам такие необходимые качества, как

  • Духовность, означающая осознание и практическое выполнение благородной миссии - хранить жизнь во всех её формах и проявлениях;
  • Стойкость, помогающая никогда не забывать об этом предназначении в самых трудных жизненных испытаниях;
  • Разум, приумножающий наши знания и наделяющий способностью заглядывать далеко вперёд, чтобы предвидеть последствия действий, вовремя увидеть и предотвратить грозящие жизни опасности;
  • Доброта, выражающаяся в любви ко всему сущему, в стремлении быть полезным и нужным людям.

Нельзя забывать и о том, что для социализации личности, успешной учёбы в школе и сохранения психического здоровья школьника в его семье должны быть созданы комфортные условия для жизни и занятий [4].

Практика работы и оценка результатов апробации системы педагогических условий повышения социальной эффективности школьного образования подтверждают на уровне статистической значимости её эффективность.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Изд. 2-е, перераб. - М.: Московский психолого-социальный институт. 2008. - 568 с.
  2. Осипова Л.Я. Философско-педагогические основы прогнозирования социальной эффективности образования. Автореф. д.пед.н. [Текст] / Л.Я. Осипова - М., 2009. - 50 с.
  3. Шаталова Г.С., Шаталова Г.А., Шаталов Ю.А., Шаталов С.А. Система естественного оздоровления Галины Шаталовой. - СПб.: Вектор, 2014. - 368 с.
  4. Манин В.Н. Как сохранить здоровье школьника. М.: Инфомедиа Паблишерз, 2009. - 448 с.

8.02.2018