Влияние педагогической технологии на качество образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Термин «технология» в переводе с греческого означает «наука об искусстве» tесhnе – «искусство», «мастерство»; lоgоs – «слово», «учение». Он пришел в педагогику из производственной сферы и употребляется все чаще, хотя еще не стал привычным и ясным. «Технология – это объективный, прежде всего материальный процесс (и даже исключительно материальный), который происходит на производстве, и точно также нужно поступать, если мы хотим рассматривать или построить технологию обучения и воспитания». Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. [1]

В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «технология обучения» («педагогическая технология»), а именно: технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т.Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.); как педагогическая система (В П.Беспалько, В.В.Гузеев и др.); как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д.Симоненко и др.); как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М.Монахов, В.В.Сериков, В.А.Сластенин и др.). Наиболее близким к нашему пониманию технологии обучения является рассмотрение технологии как процедуры деятельности участников педагогического процесса. [2]

Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся. [2]

Видов педагогических технологий много, их различают по разным основаниям. Я для себя выделяю четыре основные группы технологий:

- Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности (Якиманская И.С.) [3]

- Здоровьесберегающие технологии, в основе которых лежит формирование у обучающихся необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. [3]

На занятиях проводятся физкультминутки, а также различные эстафеты и игры на свежем воздухе.

- Технология учебно-игровой деятельности.

Работая с детьми младшего школьного возраста, я на своих занятиях в основном использую игровую технологию. Характерной чертой данной технологии является моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.

Моя программа имеет естественнонаучную направленность и нацелена на формирование личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.

Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и обучающиеся, и педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов. Например, на занятиях знакомство с понятием режима дня, я использую игру «режим дня». Игра проводится так. К доске выходит обучающийся, которому даются листы где напечатано время и действие. Задача ребенка на магнитной доске соотнести его действия в течение дня со временем их исполнения. Задания можно изменять, используя различные варианты. Игра про режим дня ориентирована на формирование у детей понимания важности соблюдения правил.

Также на занятиях используется игра «ЗОЖ» для закрепления знаний у детей о здоровом образе жизни. Суть игры состоит в том, что дети проходят этапы на которых нужно выполнять различные задания (например, приседания, отжимания и т.д.).

- Информационно-коммуникативная технология — способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения. Данная технология способствует повышению интереса у обучающихся к занятию. На своих занятиях использую кино-уроки, составление кроссвордов, ребусов и многое другое. [3]

Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.

Список литературы.

  1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2007.
  2. Роботова А.С. Введение в педагогическую деятельность/ Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г. и др. – М.: Академия, 2009. – 208 с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2007.