Изучение времен английского языка Present Simple и Present Continuous учащимися младшего школьного возраста (с использованием презентации)

Разделы: Иностранные языки, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (17,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Наверное, все преподаватели английского языка сталкивались в своей практике со сложностями при усвоении детьми времен английского языка. Это связано с тем, что грамматическая система времен русского и английского языков различна. Наибольшие проблемы возникают при изучении первых нескольких временных форм, т.к. для изучающих это новый опыт и первая встреча с иностранной языковой системой. Именно на временах Present Simple и Present Continuous, с которых обычно начинается знакомство с английской грамматикой, мне хотелось бы остановиться. В своей статье я буду опираться на разработанную мною презентацию. Я думаю, он поможет оживить сухую подачу грамматического материала, сделать её более образной и занимательной.

Поскольку теперь все дети повсеместно начинают изучение иностранного языка в начальной школе, мне приходится знакомить с грамматическими явлениями совсем маленьких учеников, которые порой ещё не очень хорошо ориентируются в правилах родного языка. Поэтому многое усваивается детьми просто на понятийном уровне, без терминов и правил, на основе многократного повторения, интересных заданий, картинок и схем-опор.

В разных учебниках последовательность изучения грамматики различна – где-то начинают с Present Simple, а где-то с Present Continuous. Исходя из своего опыта, я считаю, что логичнее начинать с Present Continuous. Такой путь изучения я и представлю в своей статье. Независимо от последовательности изучения, все преподаватели сталкиваются с одной и той же проблемой – оба времени описывают действия в настоящем. В чем их разница? Это не всегда легко понять нашим ученикам.

Первые предложения, которые начинают произносить малыши на иностранном языке содержат в своем составе формы глагола “tobe. [Слайд №2]

I am Nick. I am six. He is happy. They are dogs. и т.д.

Постепенно дети знакомятся со всеми формами этого глагола в настоящем времени (am, is, are). Они осваивают утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с этим глаголом. Интерактивный слайд №2 помогает закрепить правила употребления этого глагола.

После того как дети научатся осознанно и свободно использовать формы глагола “tobe в настоящем времени, говоря о себе, своих друзьях и предметах вокруг( разумеется в рамках их языковой компетентности, соответствующей возрасту, и уровню владения языком), можно переходить к изучению других глаголов и использованию их в Present Continuous.

Начинаю всегда с демонстрации какого-либо действия и одновременного его устного описания на английском языке. Например, я иду и говорю при этом: “Iamwalking.”  Я объясняю, что могу произносить эту фразу только тогда, когда я действительно иду. Дети, которые уже знают слово “walk, понимают о чем идет речь, но слышат какую-то особенность в произношении. Проделав это на нескольких примерах, я спрашиваю, что они услышали необычного. Некоторые ученики смогут выделить «хвостики» в словах, которые описывают действия. Так происходит первое знакомство с –ing на конце глаголов. Важно, чтобы эти окончания не пугали малышей. Для этого мы должны попробовать произнесение глаголов с –ing «на язычок». Мы проговариваем сначала слова без окончания, а затем с ним. Здесь нам помогает слайд № 3 из представленной ниже презентации. Вызывая на экран по одному глаголу, я произношу его вслух и показываю действие движущейся картинкой. Помимо аудио наглядности, дети видят буквенный образ слов. Это важно для дальнейшего чтения и письма. Мы произносим глаголы хором.

Проанализировав слова с –ing, мы переходим к анализу построения предложений в Present Continuous. На нескольких примерах с разными подлежащими я демонстрирую как меняется вспомогательный глагол, не называя этот термин. Маленькие ученики легко воспринимают эту информацию, потому что они хорошо знакомы с употреблением глагола “tobe в разных формах и правилами его употребления. Для закрепления материала, мы читаем предложения со следующего слайда презентации [слайд №4]. Далее, малыши могут сами составлять предложения. Сначала, они рассказывают о себе, т.к. для маленьких учеников легче всего начинать предложение с “Iam”. Одновременно, они выполняют названное действие, затем, о своих товарищах, выполняющих различные движения.

He/ She is doing. They/ We/ You  are doing.

В заключение, мы опять обращаемся к презентации. Глядя на забавные картинки, ребята рассказывают, что на них происходит, используя новое грамматическое явление. Верность составления предложения они проверяют на выплывающем тексте [слайды № 5-10]. При этом, все время подчеркиваем, что мы описываем действие как процесс. Движущиеся картинки помогают акцентировать на этом внимание. На этом же этапе работы вводится вопрос “Whatis/arehe/…/theydoing?” Он легко встраивается в речь учащихся, которые услышав его много раз от учителя, начинают интуитивно использовать эту фразу в своей речи. Опорой им служат те же слайды №4-10, на которых вопрос можно прочитать, а так же, слайд №11 с веселой песенкой.

Следующим этапом усвоения материала будет работа с вопросительными предложениями. Речь пойдет об общих вопросах и ответах на них. Вводим образец общего вопроса аналогично утвердительному предложению и, после того как мы убедились, что дети хорошо понимают смысл вопросов и ответов, переходим к анализу структуры вопроса в Present Continuous. Здесь нам очень поможет слайд № 13. Услышав сначала в речи, что вспомогательный глагол встает в начало предложения, дети могут наглядно увидеть это на слайде. Использование вспомогательного глагола в кратких ответах (что в вопросе, то и в ответе) тоже помогает проиллюстрировать слайд презентации. На специальных вопросах, на данном этапе обучения, я не акцентирую внимание малышей. Исключение составляет вопрос “What is/are he/…/they doing?”, о котором я писала ранее. Отрабатывая вопросительные предложения, дети по очереди выполняют различные движения, и мы задаем вопросы и отвечаем на них. Анимационные слайды № 14-15 помогают не только составить вопросы и ответы, но и проверить их правильность, проанализировать ещё раз структуру этих предложений, повторить правила использования местоимений и вспомогательных глаголов.

В заключение изучения Present Continuous я ввожу обобщенную таблицу-опору [слайд№ 16]. После проведенной предыдущей работы даже маленькие дети с легкостью используют её при выполнении упражнений. Это таблица-сигнал, без подробностей. Особенно она эффективна в дальнейшем, когда возникает необходимость выбора правильной грамматической формы из двух и более времен.

Вскоре, дети начинают знакомиться с новым временем – Present Simple. Проще всего начать введение этого времени со знакомства с глаголом “like”, который является очень понятным и доступным для ребенка и легко усваивается. Ещё с первых слов на английском языке дети учатся рассказывать, что они любят.

I like apples.

Без объяснения правил, чисто по образцу малыши включают в свою речь и отрицательные предложения.

I don’t like lemons.

Опираясь на умение пользоваться этим клише, мы вводим форму “likes с окончанием “-s” в третьем лице единственного числа. Как для знакомства, так и для закрепления употребления форм like/ likes показываю слайд № 18 презентации. Он дает возможность проверить ответ выплывающим текстом. Слайд № 19 помогает отработать материал вразброс, так как местоимения расположены не по порядку и есть возможность вызывать и убирать формы глагола like нажатием на местоимение. Здесь же можно составлять предложения на выбранную конструкцию.

Helikes bananas.

Спустя некоторое время, добавляем использование отрицательной формы, вводим вспомогательный глагол “does” в третьем лице единственного числа.

Shedoesntlikegrapes.

На этом этапе изучения материала можно использовать анимированные слайды №23-25 представленной презентации. Я обращаю внимание учеников на полные и краткие варианты отрицательных форм вспомогательного глагола (donot = dontdoesnot= doesn’t), а также, на отсутствие “-s” в глаголе “like” при составлении отрицательных предложений.

Изучая вопросительные предложения, мы будем обращаться к слайду № 21 презентации. Дети учатся сами составлять предложения о том что они или их товарищи любят или не любят и тренируются в умении задавать вопросы, опираясь на слайды № 18-25, в зависимости от задания.
Когда вы уверены, что все дети хорошо усвоили правила употребления “-s” и разных форм вспомогательных глаголов на примере глагола “like”, можно переходить к использованию других смысловых глаголов. Маленьким ученикам это гораздо легче после усвоения материала на примере глагола like.

На этом этапе нам понадобится слайд №26. Он поможет нам познакомить детей с употреблением ряда глаголов в 3-м лице единственного числа и с правилами чтения окончания -s.

Отрицательные и вопросительные предложения строятся по тем же правилам, что и с глаголом “like”, поэтому при работе с ними можно пользоваться теми же слайдами № 18-25. На заключительном этапе я ввожу обобщенную таблицу времени Present Simple на слайде № 28. Он обобщенный и очень ёмкий. Дети готовы к такой обобщенной опоре, т.к. хорошо отработали все детали на примере глагола “like”.

Опираясь на обобщающий слайд №28, можно проводить парную, групповую или фронтальную работу. Здесь я не вводила новых иллюстративных слайдов, потому что удобнее пользоваться раздаточными картинками с изображением повседневных действий.

До этого момента усвоение времен обычно проходит довольно гладко и комфортно. С каждым временем отдельно ребята обычно справляются неплохо. Все преподаватели, наверно, согласятся со мной, что проблемы начинаются тогда, когда появляется необходимость пользоваться разными временами, выбирая нужную форму! Усвоение этой разницы – длительный и трудоемкий процесс. Даже в средней школе дети порой допускают ошибки, используя временные формы глагола! Задача начальной школы, особенно первого и второго года обучения иностранному языку - лишь познакомить с особенностями и ситуациями употребления этих двух времен.

Когда мы что-то сравниваем, а именно это мы делаем на завершающем этапе усвоения этих грамматических правил, нам очень помогают таблицы, где легко увидеть различия сравниваемых явлений. В своей презентации я создала именно такой интерактивный слайд №30, помогающий увидеть разницу двух времен. Выводя на экран постепенно слова-сигналы и схемы-опоры, мы обобщаем полученные знания.

Пользуясь слайдами № 30-31 и любыми иллюстративными материалами, мы с ребятами на последующих уроках продолжаем составлять предложения в различных временах, анализируя структуру и форму предложений. Работая с малышами я не заостряю их внимание на терминах, хотя некоторые дети запоминают их непроизвольно.

Представленная мною презентация может оказаться полезной не только в начальной школе, но и в любой возрастной аудитории для начинающих изучать английский язык.