Конспект урока по предмету: основы религиозных культур и светской этики модуля ОПК на тему "Христианин в труде". 4-й класс

Разделы: ОРКСЭ


УМК: «Школа России», автор: А.В. Кураев.

Урок  № 29

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования мотивации к осознанному нравственному труду, как к необходимому условию жизни, приобретению опыта, воспитанию нравственных качеств характера, основанному на  духовно-нравственных ценностях и традициях.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить обучающихся с ценностями труда христиан.
  • Раскрыть значение понятия «пост».
  • Познакомить обучающихся с первыми грехами людей и формировать мотивацию борьбы с ними.
  • Применять  ранее приобретённые знания о Святых для усвоения новой темы урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать нравственные качества личности.
  • Приобщать обучающихся к труду на пользу людям.
  • Воспитывать уважение к людям, посвятившим свою жизнь Богу, приносящим благо обществу и Отечеству.
  • Прививать интерес к чтению о житие святых.

Развивающие:

  • Помочь осознать, какой труд является напрасным, а какой спасающим.
  • Развивать речь, мышление, память, познавательные способности, силу воли.
  • Активизировать познавательную деятельность каждого ученика.
  • Способствовать формированию творческих возможностей обучающихся. 

Формирующие УУД: Развитие умений использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, развитие логических операций анализа, сравнения, классификации и обобщения, развитие умений строить рассуждение, делать выводы, планировать свою деятельность. Развитие умений сотрудничать с одноклассниками в парах и группах, оценивать свою деятельность.

Оборудование:

  1. Учебник «Основы православной культуры», автор: А.Кураев.
  2. Компьютер, экран.
  3. Презентация к уроку.
  4. Видео фрагмент о житие Серафима Саровского.
  5. Толковый словарь Ожегова, книга И. А. Горбова «Начинающему христианину».
  6. Раздаточный материал: пословицы, название видов трудовой деятельности, карточки с заданием для групповой и парной работы.
  7. Иллюстрации с изображением Святых: Блаженная Ксения Петербургская, Пр. Серафим Саровский, Схимонахиня Сепфора (Калужская область).
  8. Заготовки из квилинга для оформления рамки с пословицами о труде.
  9. Горшки с землёй и рассадой цветов.
  10. Листы с распечатанными записками для храма: «О здравии», «О упокоении».
  11. Нарисованный храм и вырезанные кирпичики для рефлексии.

Ход урока

I. Самоопределение

Учитель.

Я рада видеть вас, друзья!
И пусть в окно прохлада  дышит,
Нам здесь уютно: весь наш класс
Друг друга  любит, чувствует и слышит.

Я вижу у вас сегодня хорошее настроение, и давайте этим настроением и душевным теплом поделимся с нашими гостями, подарив им свои улыбки. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут царить на нашем занятии.

II. Введение в тему урока

Учитель. Сегодня у нас следующий урок по предмету: «Основы религиозных культур и светской этики», а чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам потрудиться, поработав в группах: собрать рассыпавшие пословицы и определить их тему.

Групповая работа. Учащиеся собирают пословицы о труде.

1 группа.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Терпенье и труд все перетрут.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

2 группа.  

Всякое уменье трудом дается.
Какие труды, такие – плоды!
Землю  красит солнце, а  человека - труд.

3 группа.

Труд кормит, а лень портит.
Дерево сильно корнями, а человек – трудами.
Кто мастер на все руки, у того нет скуки.

Учитель. - На какую тему пословицы?  (О труде).

- Значит, о чём мы будем говорить на уроке? Сформулируйте тему. (Человек в труде)

- Ребята, а как мы называем людей, верующих в Иисуса Христа? (Христиане)

 - Значит, какова тема урока? (Христианин в труде). Слайд 2.

- А чтобы определить цели урока. Послушайте легенду.

Учитель.  Давным-давно во французском городе Шартре строился большой собор. Слайд 3. Троих рабочих, подвозивших на тачках строительный камень, спросили, чем они занимаются. Слайд 4. Первый ответил: "Обтёсываю эти проклятые камни, вон какие мозоли на руках набил!" Слайд 5.  Второй молвил: "Я обтёсываю и вожу камни, зарабатываю на кусок хлеба своей жене и дочкам". Слайд 6. А третий сказал с улыбкой: "Я строю прекрасный собор".

- Занимаясь одной работой, все трое дали различные ответы на заданный вопрос. Почему?  (Люди по - разному относились к работе).

- Что мы должны сегодня узнать на  уроке, сформулируйте цель урока. (Как люди должны относиться к труду).

- О чём ещё мы узнаем на уроке, вы узнаете, прочитав  рубрику «Вы узнаете»

Уч-ся читают в учебнике рубрику «Вы узнаете» (о первом грехе людей, какой труд напрасен). Слайд 7.

- Эти 3 основные цели будут планом нашей деятельности на уроке. Слайд 8. А девиз урока, я предлагаю назвать одной из собранных пословиц «Какие труды, такие и плоды». В конце урока как всегда самооценка - плоды нашей работы. Согласны?  (Да).

III.  Актуализация  знаний. 

Учитель. - Вспоминая библейские рассказы, кто на земле существовал всегда? (Бог).

- Как вы думаете, ребята, а БОГ трудился? (Да, он создал мир, землю, людей).

- Теперь вспомните первых людей. Где они жили? (Их звали Адам и Ева. Они жили в  райском саду). Слайд 9.

- А они трудились? (Да, они ухаживали за садом).

Бог дал людям 4 заповеди. А что включали в себя они, мы узнаем, проведя линии соответствия.

Работа в группах. Учащиеся на карточках соединяют название заповеди с её видом деятельности. Проверка по Слайду 10.

IV. Создание проблемной ситуации.

- Какая из них заповедь труда? (Возделывание сада).

А что такое ПОСТ? Может ли эта заповедь относиться к труду? (Ответы уч-ся на уровне интуиции).

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Обратится к словарю).

V. Открытие новых знаний.

1. Работа с учебной литературой.

- И у нас на столах в каждой группе лежат разные печатные источники.

1 группа  ищет значение слова в учебнике на странице  92,

2 группа  -  в словаре Ожегова,

3 группа  в книге И.А. Горбова  «Начинающему христианину».

Учащиеся работают с предложенной литературой над словом «пост».

Затем каждая группа выдаёт ответ. Слайду 11.

- Ребята, но более доходчиво и понятно для каждого из нас, является живое человеческое слово и его пример. И сегодня у нас есть такая возможность обратиться с этим вопросом к нашему гостью отцу Николаю.

2. Рассказ священника о значении поста, их видах.  (Священник использует Слайд 12).

3. Беседа о посте.

- Ребята, а из вас ктo-нибудь постился? Это трудно?

- Так, можно ПОСТ отнести к заповеди труда? (Конечно).

- Кто большую часть своей жизни проводит в посту?  (Монахи.) Слайд 13

- А кто всю свою жизнь проводили в посту?  (Святые). Слайд 14.

4. Работа со статьёй в учебнике.

- Нам, современным людям трудно соблюдать пост, а как вы думаете, а древним людям трудно было?

- Давайте об этом прочитаем в учебнике на странице 92.

Чтение вслух о первом грехе человека.

- Какую заповедь нарушили люди? (Заповедь ПОСТА). Слайд 15.

- Каким путём должны были  пойти люди для познания мира по закону Божьему? (Путём труда).

- А каким пошли? (Путём лени).

- Какое качество проявил человек? (Не стал трудиться, а захотел сразу всё узнать).

- Какие первые грехи человека?  (Лень и гордыня).

Прочитайте на странице  93 1 абзац, к чему привели эти грехи?

(Читают и отвечают:  люди перестали видеть Бога и стали смертными).

5. Размышление над своими внутренними качествами.

- Давайте подумаем, а у нас с вами какие первые грехи? (Высказывания детей).

- Я предлагаю сейчас каждому из нас заглянуть в свою душу, мысленно назвать свой грех и признаться самому себе в нём.

- А кто хочет, может признаться своему соседу или всему классу.

(Ответы детей по желанию).

6. Работа с тестом. Вывод учащимися, каким должен быть труд христианина.

- Вот, ребята, за эти грехи Бог выгнал людей из рая. Но он не оставил людей. Он обещал послать на землю Спасителя. А ещё он  ввёл в жизнь необходимость повседневного труда «в поте лица своего», через который люди могут приблизиться к Богу. Слайд 16.

- Как вы это понимаете? Слайды 17-18.

- Сделайте вывод, каким должен быть труд христианина? (Бог приказал людям трудиться каждый день с большим усердием, напряжением, прилагая все силы, чтобы быть к нему ближе).

7. Изучение целей труда.

- Ребята,  а все люди одинаково трудятся? (Нет).

- У всех людей разные цели. Найдите в цепочке букв 2 слова, обозначающие эти цели. (Очбсэрпользаквритлаобогащениехошгмчов). Работа в парах.

- Какая из этих целей приближает к Богу?  (Польза). Слайд 19.

- А если человек работает только для обогащения? (Отдаляется от Бога). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Презентация: «Физкультминутка»).

VI. Первичное осмысление и применение изученного.

Разноуровневая групповая работа по определению пользы труда.

- Давайте попробуем сами, поработав в группах, определить, когда труд полезен, а когда «напрасен»?

1 группа. Разделите виды трудовой деятельности на цели.

Раздаются карточки: распространение наркотиков, подделка лекарственных препаратов, изготовление табачной продукции, оказание медицинской помощи,  волонтёрство.

2 группа. Составить список своей трудовой деятельности, приносящей пользу себе, одноклассникам, обществу.

3 группа. Определить в каких случаях труд определённой профессии приносит пользу. По предложенной фотографии, учащиеся выбирают одну или две профессии и рассказывают, когда люди данной профессии приносят пользу, а когда нет. Приложение 1.

Проверка групповой работы.

- В каком случае труд приносит пользу? (Если работать без лени, честно, т. е на совесть).

Выборочное чтение.

- Прочитайте в учебнике о том, как работали древние художники.

- Почему художники не позволяли себе лениться на высоте? (Они работали на совесть).

Чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»

- А работать честно тяжело?

- Поэтому христиане обращаются к молитве за помощью к Богу, а некоторые люди – к стихотворениям. Так вот Николай Заболоцкий написал прекрасное стихотворение, которое так и называется «Не позволяй душе лениться!» Я предлагаю вам его прослушать.

Чтение стихотворения заранее подготовленными детьми.

- О каком труде идёт речь?  (О работе над своими внутренними качествами).

VII. Связь новых знаний с ранее изученными.

Работа с иллюстрациями. По изображению Святого рассказать о его трудах.

- А какие люди трудились над своей душой очень много и приобретали духовный опыт? (Святые). Слайд 20.

- Узнайте на иллюстрации Святого и расскажите, что вы знаете о нём?

Групповая работа.  Каждой группе предлагается иллюстрация с изображением Святого. Приложение 2.

  • 1 группа рассказывает о Блаженной Ксении Петербургской.
  • 2 группа  - о Серафиме Саровском. (Просмотр видео фрагмента о столпничестве).
  • 3 группа – о схимонахине Сепфоре (Калужская область, Козельский район, монастырь Спаса Нерукотворного пустынь).

Используются слайды из презентации «Земной путь матушки Сепфоры».

Учитель.  – Ребята, можно сказать, что Святые всю свою жизнь работали «в поте лица своего»? ( Да).

- А как вы думаете, можно ли им  подражать? Почему? (Можно. Их труд привёл к Богу, и с Божьей помощью  они стали  помогать людям).

Творческое  и практическое применение  знаний и умений. 

- А вы хотите сегодня  потрудиться на пользу класса, школы и одному из храмов? Тогда за работу!

  • 1 группа работает на пользу класса: сажает цветы.
  • 2 группа - на пользу школы: оформляет по заранее приготовленным заготовкам рамку с  пословицами  о труде, которая будет висеть в фойе школы.
  • 3 группа - на пользу храма: вырезают  по заранее распечатанным шаблонам записки (о здравии, о упокоении) для храма.

- Цветы будут радовать нас, и очищать воздух.

- Рамка с пословицами будет не только украшать фойе школы, но и напоминать о том, как мы должны трудиться.

- Записочки мы передаём в храм. Надеемся, что хоть немножко мы помогли людям, служащим в храме.

IX. Подведение итогов.

- Ну что, потрудились на славу? Тяжело было? Понравилось трудиться?

- Ну что ж, пора подводить итоги!

- Что же нам даёт  труд?  (Знания, опыт, радость, удовлетворение)

Слайд 21.

- Думали ли мы, о чём то, постореннем, когда трудились? (Нет).

- Мысли человека, сосредоточенного на труде, не рассеиваются и не блуждают.

Слайд 22 Вот, и Святитель Иоан Златоуст, то же говорил: ««Тот, кто занят, работаю, не скоро допускает что-либо излишнее и в делах, и в словах, и в мысли, так как вся душа его совершенно предана трудолюбивой жизни».

X. Рефлексия. - Помните, ребята, в начале занятия я рассказывала вам легенду о строительстве храма. Слайд 23

- Сейчас  я вам предлагаю построить храм самим. Побудем в роли строителей и оценим свою работу на уроке.

  • Если вам было трудно и не интересно – берёте красный кирпич.
  • Было интересно, но испытывали  трудности - жёлтый кирпич.
  • Было интересно и всё получилось - голубой кирпич.

- Хороший получился храм? Это и есть плод нашей работы на уроке. Спасибо за работу!

Список используемой литературы

  1.  Кураев А. В. Основы духовно-нравственной  культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы [Текст]: учебник для общеобразовательных учреждений/А. В. Кураев – 2-е изд.- М.:Просвещение, 2012. – 95 с.
  2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст]/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.
  3. Горбов, И. А. Начинающему христианину [Текст]:по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II/И. А. Горбов.-Москва. Паломник, 2004.-127с.
  4. Мекрюков, А. Христианский нравственный закон в истории и современности [Текст]: православие в жизни/  Меркрюков Андрей , свящ.- М.: Издательство Московской Патриархии  Русской Православной Церкви, 2016.-144с.
  5. Холодилова, Т. П. Умягчи, Господи, сердце мое…[Текст]: советы духовной жизни/ Т. П. Холодилова.- Тула, 2015.-327с.

Интернет-источники

  1. Пословицы о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://posloviz.ru/category/trud/page7.html
  2. http://flaminguru.ru/posltrude.htm
  3. Притча об отношении к работе[Электронный ресурс]/ Режим доступа:  https://multiurok.ru/blog/pritcha-ob-otnoshienii-k-rabotie.html
  4. Матушка Сепфора житие и пророчество [Электронный ресурс]/ Режим доступа:  http://nlo-mir.ru/religia/44006-matushka-sepfora-zhitie-i-     prorochestva.html
  5. http://www.pravzhurnal.ru/Preobrazhenie/Podvizhniki_veri/keleynitsa- matushki-sepfory.html
  6. Стихотворения о труде [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-o-trude
    http://go.mail.ru/redir?q=стихотворения  заболоцкий не позволяй
  7. Видео фильмы: 1. Великое чудо Серафима Саровского, 2014 [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AKSJGcdP7K8
  8. Матушка Сепфора – птичка Небесная
    http://pravfilms.ru/load/filmy/filmy_o_svjatykh/film_quot_matushka_
    sepfora_ptichka_nebesnaja_quot_smotret_besplatno/5-1-0-242
  9. Во имя любви (святая блаженная Ксения Петербургская)
    https://www.youtube.com/watch?v=AKSJGcdP7K8