Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста «Животные севера» (использование оригами, динамических упражнений для языка, соревнований)

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия, Коррекционная педагогика


Мы предлагаем в изучении темы «Животные Севера» использовать оригами в сочетании с сочинением историй, драматизацией, динамическими упражнениями для языка и подвижными играми, соревнованиями.

Оригами (с японского «сложенный лист бумаги») – искусство конструирования объемных фигур из бумаги.

Сделанная фигурка поможет не только запомнить названия животных Севера, но и является своеобразным портретом автора.

Сам процесс изготовления фигурки способствует развитию мелкой моторики рук (точность, четкость и ловкость движений), развивает речь. Работа руками позволяет детям познавать кинестетически (сенсорно) окружающий мир: чем больше дети узнают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет учиться в школе.

Основываясь на общепринятой структуре коррекционно-развивающей деятельности, мы предлагаем следующее:

  • Погружение в тему «Животные Севера», беседа про животных.
  • Динамические упражнения для языка «Превращалка».
  • Исследовательский эксперимент (опыт).
  • Индивидуальная работа – создание оригами-животных.
  • Сочинение истории («по кругу»).
  • Итог занятия, рефлексия.
  • Соревнования животных Севера (в спортивном зале).

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Программные задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
  • воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Образовательные:

  • углублять представления детей о диких животных холодных стран;
  • систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.

Развивающие:

  • развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику;
  • развитие артикуляционных движений языка и мимики лица;
  • снятие эмоционального напряжения, настрой на сотрудничество, развитие способов коммуникации;
  • развивать связную речь и умение правильно строить предложение.

1. Погружение в тему «Животные Севера», беседа про животных

- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в путешествие на Северный полюс (В Арктику). Воспитатель показывает это место на глобусе.

- Ребята, а как мы попадем на Северный полюс?

- на самолете, на корабле и т.д.

- Ребята, посмотрите, что у меня в руке? Это цветик-семицветик. Из какой сказки?

- Сказка «Цветик-семицветик» Валентина Катаева. Благодаря этому цветку мы с вами попадем на Северный Полюс.

- Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.

- Белого цвета.

- Правильно белого, потому что белый цвет больше всего подходит к этой части земли. Давайте вспомним слова, которые нам помогут попасть на Северный Полюс:

Лети, лети лепесток
Через запад на восток, 
Через север, через юг, 
Возвращайся, сделав круг. 
Лишь коснешься ты земли – 
Быть по-моему  вели.. .

Вели, чтобы мы оказались на северном полюсе.

- Закрываем глаза, открываем и вот мы уже оказываемся на Северном полюсе. Это часть Земли - царство вечной мерзлоты. Там воды Северного Ледовитого океана закованы во льды, которые никогда не тают. В Арктике целую зиму длится полярная ночь и солнце не показывается на небе.

- Ребята, на северном полюсе есть необыкновенное явление. Я вам загадаю загадку, а вы догадайтесь, что это такое?

Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)

Небо часами очень красиво переливается разноцветными огнями.

Кругом большие льдины, плавают айсберги. И первый кого мы встречаем на нашем пути (показ картинок с изображением животных Севера) -  это морж.

Морж – это большое животное. Посмотрите, что есть у моржа.

У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде морж никогда не замерзает, так как его спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?

- Моржи питаются рыбками, червяками, рачками, моллюсками.

- Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Олени.

- Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?

- Это олень.

- Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

Посмотрите на оленя, на его голову, она у него вытянутая. Что находится на его голове?

- Длинные рога.

- Тело покрыто волосяным покровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее.

- У северного оленя крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег и помогают зимой добывать из-под снега себе пищу.

- К зиме олени накапливают жир. Это помогает им переносить сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада.
- Чем же питаются северные олени?

- Мхом, травой.

- Правильно, лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами, побегами ив и берез.

Вот я вижу тут еще одно животное Севера. Кто же это?

- Это тюлень.

- Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них веретенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

- Плавники.

- Верно, плавники, а не ласты.

- Передние плавники – вместо вёсел, а задние – как руль. Тело покрыто шерстью, состоящей из коротких жестких волосков. Если тюлень – водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?

- Тюлень питается рыбой.

- Правильно, он питается рыбой и разными мелкими морскими животными.

- А почему детёныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас?

- Для того чтобы быть незаметным для хищников.

- Правильно, ведь мать приплывает к детенышу один раз в день, чтобы покормить его молоком.

- Что спасает от холода тюленей?

- От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

- Верно, молодцы!

Белый медведь

-  Вот мы видим уже другого животного Севера. Кто же он?

- Белый медведь.

- Как приспособился белый медведь к жизни на Крайнем Севере?

- Белый медведь – хищник. У медведя толстые и широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело покрыто белой длинной шерстью, она делает его не заметным. Голова с маленькими ушками, вытянутая, на длинной шее. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находиться в воде.

- У белого медведя очень тонкое чутье – он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

- Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

2. Динамические упражнения для языка «Превращалка» (авторская разработка Орлова Л.В.)

- Я буду волшебницей. По моему указанию ваш язычок будет «превращаться» в то животное, которое я назову.

МОРЖ

Упражнения для языка – «Моржи»

Надуть две щеки, затем надувать по очереди. Поднятие верхней губы, «фырканье».

БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ

Упражнения для языка – «Вкусная рыбка для медведя»

Наш медведь съел рыбку и облизывается. Облизываем по кругу губы кончиком языка. Чистим зубы: облизываем зубы под верхней и нижней губами.

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

ПОЛЯРНАЯ СОВА

Мимическое упражнение – «Сова»

Мимика глаз: «выпучивание», движение шеи вперед-назад, голова в статическом положении.

ТЮЛЕНИ

Упражнения для языка – «Тюлени»

Наши тюлени при движении переваливаются из стороны в сторону.

Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому.

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ

Упражнения для языка – «Олень»

Олени копытами и рогами расчищают землю, ищут себе пропитание  мох или ягель. Он является основной пищей для северных оленей.
Сейчас мы будем упираться «рогами в землю».

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать в заданном положении на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов.

Теперь «откапываем ягель».

Широко открываем рот, опускаем язык за нижние резцы (он превращается в копытце оленя) и начинаем «откапывать» — проводить языком от резцов вглубь рта (челюсть не двигается).

3. Исследовательский эксперимент

- Когда медведь вылез на льдину из воды, он встряхнулся. От него во все стороны полетели брызги.

- А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз?

- Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт (переход к следующему столу).  

Опыт

- В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем).

Снова опустите руку в воду и выньте ее.

- Что вы заметили?

- Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед. Теперь попробуйте объяснить случай с белым медведем.  

4. Индивидуальная работа – создание оригами-животных

Схема медведя

Детские работы

Дети складывают фигурки, приклеивают глаза и наклеивают на коллективную работу. Заранее сделана картина «Льдины в океане» (бумага черного цвета, на неё наклеены льдины – куски из белой бумаги).

5. Сочинение истории «по кругу»

Дошкольники по очереди (по предложению) придумывают про белого медведя.

  • Наш медведь живет на Севере.
  • Он питается рябой.
  • Он охотится, плавает.
  • В воде медведя защищает толстая кожа и подкожный жир.
  • Он выныривает из воды и забирается на льдину.
  • Там он отряхивается, и капельки воды разлетаются в стороны.
  • Медведь не замерзает потому, что его шерсть покрыта тонким слоем жира.
  • После обеда наш медведь ложится спать.
  • А после сна он играет с другими медведями.

6. Итог занятия

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернемся с вами домой с помощью нашего цветика - Семицветика (повторяем слова-заклинания).

7. Рефлексия

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Какие животные живут на северном полюсе?

- Понравилось вам наше путешествие?  

Соревнования животных Севера (в спортивном зале)

Задачи:

  • повышать двигательную активность ребенка;
  • развивать в ребенке умение  общения и взаимодействия со сверстниками в игре;
  • формировать у ребенка такие качества, как коллективизм, выдержка, целеустремленность, дисциплинированность;
  • воспитывать в ребенке волевые качества.

Разминка

«Моржата» (ходьба: колени прижаты друг к другу, касание пяток, носки врозь)

Разминка 1: «Моржата»

«Постучи копытом».  Дети, стоя на месте, изображают оленя, поднимая одну ногу, стучат ею по полу.

Разминка 2: «Постучи копытом»

«Бег оленя» (подскоками)

Игры и упражнения

«Передай рыбку». На мяч (пластиковую бутылку) наклеивается картинка рыбки. Дети строятся в колонну по одному, поднимают руки вверх  и на поднятых руках  передают «рыбку» от начала колонны в конец.

«Передай рыбку»

«Поймай больше рыбок». У ориентира ставятся две коробки, в одну из которых положены маленькие мячики - «рыбки».  Дети по одному подбегают к коробке, берут одну «рыбку» и перекладывают ее в другую коробку. Побеждает команда, «поймавшая» (переложившая в другую коробку) больше рыбок.

«Поймай рыбок»

«Полярная сова». Пока звучит музыка, «мышки» бегают, когда музыка останавливается, «мышки» замирают на своих местах, а сова просыпается и ловит пошевелившихся «мышек».

Сова и мышки

«Найди рыбку». По одному человеку с завязанными глазами, дети подходят к ящику и на ощупь определяют форму выбранного предмета (например, круглых, гладких «рыбок»).

Найди рыбку

«Удержи рога оленя». На голову положить книгу, с приклеенными  пластилином двумя карандашами (рогами), и пройти по прямой от линии старта до ориентира, как вариант можно использовать по два мешочка.

Рога оленя

«По ягоды». Дети, разделившись на две команды, собирают малые пластиковые шары синего и красного цветов (каждая команда свой цвет), изображающие северные ягоды: морошку и бруснику. Побеждает команда, выполнившая правильно и быстро задание.

По ягоды

«Подарок». На стойках закреплена палка, к которой на ниточках привязаны конфеты. Детям завязывают глаза. Задача ребенка: вытянуть руку вперед и поймать конфетку.

 

Подарок

- Ребята, вы все молодцы! Вы справились со всеми испытаниями. И теперь, вам не будет страшно даже в Арктике.

Литература

  1. Дягелева М.А., Ковалева Л.Л., Орлова Л.В. Оригами в изучении темы «Зимующие птицы» / Дошкольное образование N01 (362), 1-31.01.2018 (Другие горизонты).
  2. От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп.- М., Мозаика-Синтез, 2013. – 336 с.
  3. Орлова Л.В., Помазенкова С.А. Оригами в сказкотерапии / Школьный психолог №2 (508), 2013. С.7-11.

16.03.2018