Развитие экологических компетентностей обучающихся основной и средней общей школы в рамках ФГОС

Разделы: Биология, Экология


К сожалению, бережное отношение к природе нельзя ни навязать, ни внушить насильно;
только само по себе оно может незаметно войти в обиход каждого и стать никому снаружи
незаметным, но непременным стимулом созидателя. Н.К.Рерих

Современная экологическая ситуация характеризуется необратимыми изменениями в природе. Негативные последствия неразумного ведения хозяйственной деятельности человека, различные формы загрязнения окружающей среды приводят к потере биологического разнообразия, к нарушению функционирования природных сообществ живых организмов, отрицательно влияют на здоровье и качество жизни человека. Это ставит под сомнение саму возможность существования жизни как глобального феномена и биосферы как глобальной экосистемы. «Жизнь – критерий экологичности, а развернувшийся экологический кризис определил кризис духовный», - утверждает академик С.Н.Глазачев.

В сформировавшемся обществе потребления подрастающее поколение также потребительски относится к природе, не задумываясь о разрушительных последствиях своей деятельности. Чтобы исправить это положение, необходима нравственная перестройка всего образа жизни и поведения человека, переориентация человеческого мировосприятия на развитие диалоговых форм общения с природой. Решить возникшие современные экологические проблемы невозможно без сформированных экологических компетенций населения России и планеты в целом, при этом сам процесс должен быть непрерывным.

Решение данной проблемы я вижу в формировании у обучающихся экологических компетенций. Компетентность представляет собой взаимосвязь чувства – знания – сознания – поведения – деятельности. Компетентность – фактор, порождающий умение устанавливать связи между знанием и экологической ситуацией, в более широком смысле слова – это умение обнаружить проблему и решить её.

Интерес к живому закладывается еще в детстве в семье, в детском саду. Любопытство побуждает ребенка к излишней активности. Ему хочется потрогать кошку, собаку, попугая, понюхать одуванчики… - исследовать мир самому. Вследствие этого у него возникают вопросы: «Что это? Кто это? Почему? Как его зовут?...». Закладываются основы экологическойкомпетенции.

Ценностное отношение и интерес к содержанию и процессу учебной деятельности формируются, начиная с начальной школы, путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей действительности. На уроках ИЗО, окружающего мира, технологии используется множество живых объектов, рассматриваются явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.

Воспитывать бережное отношение обучающихся к природе я начинаю с преподавания курса биологии в 5 классе. Используя методы наблюдения и творческого самовыражения в рамках экологической компетенции, у учащихся формируется способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем - “а я смогу так?”, “как это сделать?”), уметь выбирать целевые установки своих действий и поступков. При этом они приобретают способность видеть и понимать биологические и экологические явления в природе, отличать их от физических явлений, прогнозировать направление научного использования биологических знаний в практической деятельности человека.
Применение проблемно-поисковой технологии позволяет создавать разноплановые проблемные ситуации и поиск наиболее оптимальных вариантов выхода из них. Они позволяют не только показать себя в сложных ситуациях, но и сделать правильный выбор, проявить свои творческие способности, находчивость и другие ценные личные качества. Помогают создать целостную картину мира, заставляют размышлять о месте и значении человека на Земле.

Вот лишь некоторые примеры из тем:

5 класс. Тема: «Вода как среда жизни организмов».

Вопросы:
- В чем заключается стабильность водной среды обитания?
- Какие экологические факторы влияют на организмы в водной среде?
- Почему организмы могут существовать только в определенной среде?

 6 класс. Тема: «Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении».

Ситуация: ребята, представьте, что во время экскурсии ранней весной в горы вы вдруг увидели подснежники.

  • Какие чувства у вас возникли? (нарвать цветов).
  • Сколько нужно сорвать, чтобы не навредить природе?
  • Что дальше вы с ними будете делать?
  • Как сохранить цветы?
  • А возможно другое поведение в данной ситуации? (да, фото…)

Тема: «Клеточное строение листа».

Вопрос:

  • Чем обусловлено разное расположение устьиц у растений, обитающих в разных средах?

В теме: «Питание грибов и бактерий» задается проблемный вопрос: «Известно, что большинство бактерий, грибы и животные являются гетеротрофными организмами. Почему только бактерии и грибы выполняют в экосистемах функцию разрушителей?»

 7 класс. Тема «Экосистемное разнообразие и деятельность человека»

Проблемные вопросы:

  • «Как обеднение экологического разнообразия может сказаться на состоянии биосферы?».
  • «Может ли быть восстановлен вырубленный лес?»

10 класс: Тема: «Организм».

Проблемный вопрос: «Как вы думаете, почему все живое на Земле можно назвать «детьми Солнца?».

Уроки, в которые включаются экологические ситуации, могут быть различного типа: практикумы, лекции, семинары, комбинированные уроки и уроки контроля знаний. Совмещение проектной деятельности и решения экологических ситуаций является удачной формой углубленного изучения отдельных эколого-биологических вопросов, которая способствует целостному восприятию окружающего мира и гармоничному развитию личности ребенка.

В 8-9 классах провожу уроки – конференции. Например, в рамках Дня науки в 8 «А» классе прошла конференция: «Мобильный телефон – надежный враг или опасный друг?», где учащиеся обсуждают факты и высказывают суждения «за» и «против» применения гаджетов.

В 10-11 классах проводятся уроки – лекции с обсуждением проблемных вопросов. В ходе работы использую следующие экологические ситуации и примерные схемы их решения.

Ситуация 1.

Проблема: Комиссия городского планирования подготовила проект строительства автомагистрали, которая пройдет через центр города и пригород с плодородными угодьями и лесопарками. Какие будут последствия? Предложите решения.

Последствия:

  1. Жилищные условия станут критическими (перемена места жительства людей в связи с тем, что магистраль пройдет через жилые дома, многие люди не в состоянии приобрести новое жилье, сменить место работы, школы ).
  2. Магистраль разрушит ландшафт, будут снесены некоторые памятники природы и культуры.
  3. Уничтожится значительная часть плодородных полей, потеряются пастбища, сократится численность скота.
  4. Шум от автомагистрали, загрязнение воздуха, повышенная опасность для пешеходов очень усложнят жизнь людям.

Предлагаемое решение: Построить дорогу в обход города, что сохранит качество окружающей среды и значительно снизит вред от автомагистрали.

Ситуация 2

Проблема: Свалка бытового мусора в районе жилых домов. Отходы пищи привлекают ворон и голубей, грызунов и других разносчиков инфекции, бродячих собак и кошек. Что делать?

Главной отличительной чертой личностно ориентированной технологии в экологическом образовании является обеспечение гармоничного соответствия педагогического и психологического процессов формирования экологической культуры личности на основе психолого-педагогических инноваций. Личностно ориентированный подход является ведущим в процессе обновления образования.

Например, учащимся 10-11 классов можно предложить в качестве домашнего задания провести реферативный поиск и по его результатам подготовить творческие презентации, сообщения. Примерная тематика таких работ:

1.«Парниковый эффект». Предложите возможные решения проблемы глобального потепления.

2. Методы снижения вредных газообразных выбросов в промышленности и на транспорте.

3. Загрязнение окружающей природной среды и продуктов питания пестицидами. Новые высокоизбирательные пестициды и пестициды с низкой экологической нагрузкой.

Предлагаю ребятам участвовать в проведении инсценированных классных часов.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, творческого мышления, сопричастности.

На первом этапе необходимо ознакомить учащихся с правилами и основными этапами проектной деятельности. При этом важно ориентировать учащихся на экологическую обстановку своего региона, своего города. Например:

1. Охарактеризуйте экологическую обстановку:
а) около дома;
б) около ближайших предприятий;
в) в ближайшем парке, роще, на речке, пруду.

2. Что именно вы можете сделать для сохранения и улучшения природной среды?

Среди современных проблем охраны окружающей наиболее актуальны:

  • загрязнение водоемов;
  • загрязнение атмосферы выбросами химических предприятий, транспорта;
  • загрязнение почвы;
  • загрязнение окружающей среды отходами, мусором;
  • нехватка пресной воды.

Актуальными оказались исследовательские работы и проекты учащихся, такие как: «Эта загадочная пыль», «Влияние шума на внимание и здоровье школьников», «Экологические проблемы степных рек Кубани» и др. Важно, чтобы ученик умел сформулировать цель своего проекта, оценить его актуальность, провести сравнительный анализ результатов эколого-химического эксперимента и сделать выводы.

В процессе выполнения проектов ученики создают продукт собственного труда, становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения.

«Единственный путь, ведущий к знаниям – это деятельность».
Б.Шоу.

Например, в проекте «Мусор, отходы» учащиеся 10 класса поднимают одну из злободневных проблем – быстрый рост и негативное влияние бытовых отходов. Данная проблема актуальна не только для всего мира, но и для нашего города. В процессе работы над проектом был проведен анализ состояний улиц и скверов города, отмечен рост заболеваний среди жителей, проведено анкетирование. А также представлены пути решения данной проблемы. Хочется отметить их нравственную составляющую:

«Вывод банален и прост, он напрашивается сам собой: пока мы не научимся доносить мусор до контейнера, бросать окурок и обертку от мороженого в урну, никакие жалобы и призывы в адрес вышестоящих инстанций не помогут. Есть такая старая мудрая поговорка: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят...» Отсутствие экологической культуры является главным фактором загрязнения окружающей среды. Каждый должен задуматься, если он хочет жить в красивом городе, то надо начинать с себя».

 Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой.

Использование компьютерных технологий создает возможность доступа к современной, свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний. Успешность, как один из основных мотивов, обеспечивается тем, что компьютерные программы позволяют сделать обучение интересным и разнообразным по форме.

 Игровые технологии. Игра – активнейшая форма человеческой деятельности. Опыт показывает, как бы ни был хорошо подготовлен преподаватель, как бы он ни владел предметом, но все равно ученики предпочитают его объяснению хорошую игру, где они будут сами познавать мир, будут взаимообучаться. Например, в 6 классе провожу игру: «Внимание! Черный ящик!»

Карточка 1.

В “черном ящике” лежит плод, употребляемый в свежем виде, сушеном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе, в Средней Азии. Растение – перекрестноопыляемое, морозоустойчивое, выдерживает морозы до минус 30 о С. Плоды содержат много витаминов, а также вещества, выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Плоды обогащают кровь железом.

О каком плоде идет речь? (О яблоках).

Карточка 2.

Перед вами картофель, лук, морковь. Что объединяет их? Кто в этой компании лишний? (Объединяет: органы растений, в которых накапливаются запасы питательных веществ. Лишняя морковь – это корнеплод. Картофель, лук – видоизмененные подземные побеги).

 Большие потенциальные возможности в экологическом образовании старшеклассников приобретают ситуативные игры. В основе данных игр лежит развитие сюжетно-ролевой структуры на содержании практического достоверного актуального экологического материала.

Именно, сюжетно-ролевые игры формируют у подростков ответственное отношение к окружающей природной среде. Моделируя ту или иную нравственно-экологическую ситуацию, ученики анализируют не только ее причины и возможные следствия, но и принимают экологически грамотные решения.

В 10-11 классах применяю авторскую программу элективного предмета «Экологические основы природопользования». Актуальность данного курса связана с всё более обостряющимися противоречиями между хозяйственной деятельностью человека и состоянием окружающей среды.

У учащихся старших классов должно формироваться эколого-экономическое мышление о проблемах окружающей среды в современном мире, умение оценивать влияние экономического развития общества на характер природопользования с точки зрения правовой, экономической и экологической культуры. Объяснений неблагополучной экологической ситуации немало. Главная причина - нерациональное природопользование.

В ходе изучения курса обучающиеся расширяют знания, полученные при изучении географии, биологии, химии, физики и др. Формы организации учебно-воспитательного процесса: лекционно-семинарские занятия и тематические зачеты, практические и лабораторные работы, мониторинг на конкретных территориях, решение экологических задач, самостоятельные исследования тем, организация экскурсий на предприятия и технические выставки. Для повышения интереса к изучаемой проблеме, развития экологического мышления введены рубрики: «Проверь себя», задания «Что будет, если…», «Твоя связь с природой», « Как решить проблему?» и др., а также написание и защита творческих работ, дискуссии, семинары.

Выводы.

Работа в экологическом направлении требует от учителя новых творческих подходов, личного переживания и, конечно, любви не только к детям, но и к природе. Умный, грамотный, экологически компетентный и высоконравственный человек способен понять и оценить глобальность экологического кризиса и взять на себя ответственность за свое поведение в природе. Как отмечал ученый-эколог Н.Н. Моисеев, «Лидером века станет не та страна, где сегодня высокий уровень жизни и самая совершенная электроника, а тот народ, который сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям».

Мне, как учителю, не хочется, чтобы решение таких экологических проблем превращалось в борьбу с ветряными мельницами. Неважно, кто ты? Простой житель, эколог, директор крупного предприятия, инженер по охране труда, представитель санэпидемстанции… Важно, чтобы ты имел чувство сопричастности к своему времени, личной ответственности за сохранение и улучшение природы. Хочется обратиться к строчкам одного из проектов: «Бережное и заботливое отношение рождается в глубоко любящем сердце».

В заключение хочется привести словаВ.Г.Распутина, которые являются путеводителем в данной работе: «Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?»

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

  1. Н.Ф.Винокурова, Г.С.Камерилова и др. Природопользование. Пробный учебник для 10-11кл. профильных школ. М.: Просвещение. 2001.
  2. Ю.Л.Хатунцев. Экология и экологическая безопасность. М.; Академия, 2002.
  3. В.М.Константинов. Экологические основы природопользования. М.; Академия, НМЦ СПО, 2001.
  4. Б.М.Миркин, Л.Г.Наумова. Экология России. М.; АО «МДС», 1995.
  5. Проблемы экологии России / под ред. Данилова-Данильяна. – М:. ИНФРА-М, 2005
  6. В.А.Поляков, А.Г.Соляник. Практическая экология и экологизация деятельности человека. Краснодар. «Северный Кавказ».1992.
  7. Максимовский В. П. Географическая картина мира. – М.: Дрофа, 2008

Дополнительная.

  1. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. – М.: Мысль, 1988
  2. А.Е.Андреева, А.Н.Тюрюканов, Т.Ф.Гурова. Беседы по экологии.М.:1997.
  3. В.А.Анусин. Основы природопользования М.: Мысль.1978.
  4. Г.В.Войткевич, В.А.Вронский. Основы учения о биосфере. М.:Просвещение.1989.
  5. Л.Н.Детри. Атмосфера должна быть чистой. М.: Прогресс.1973.
  6. В.А.Поляков. Вопросы экологии и охраны природы. Методические рекомендации.Ч. I-III. Краснодар. Научно-методический центр.1989-1990.

ЭОРы.

  1. Экология.
  2. Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта.
  3. География в школе. Европа. Азия.

Ресурсы Интернета.

  1. Министерство образования и науки РФ http://mon.gov.ru/
  2. Российский образовательный портал http://www.edu.ru/
  3. Приоритетный национальный проект "Образование" http://www.rost.ru/
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт http://www.standart.edu.ru/
  5. Учительская газета http://www.ug.ru/

Видеофильмы.

  1. В гостях у природы.
  2. Многоликая среда обитания.
  3. Воздействие окружающей среды.
  4. Экология охраны природы.
  5. Охрана окружающей среды города.