Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5–6-х классов на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература, Мастер-класс


«Грамотным будет тот человек, который научится учиться,
 а именно - создавать интеллект-карты.»

Элвин Тоффлер

В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, которые становятся  необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика.

Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.

Исходя  из  актуальности проблемы, мною выбрана тема: «Интеллект-карта как средство формирования познавательных УУД обучающихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы».

Цель данной работы: показать эффективность использования метода интеллект-карт для формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся на уроках русского языка и литературы.

В своей работе я определила следующие задачи:

  • изучить теоретические основы метода интеллект-карт;
  • рассмотреть влияние интеллект-карт на формирование познавательных универсальных учебных действий;
  • описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством интеллект-карт.

Объект работы -  процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы у учащихся 5-6 классов с помощью метода интеллект-карт.

Предмет работы – метод построения  интеллект-карт.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические материалы могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка и литературы в школе.

Глава I. К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный (умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор),  регулятивный (умения организовывать свою деятельность,  познавательный (умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире) и коммуникативный (умения общаться, взаимодействовать с людьми).

Остановимся более подробно на формировании познавательных универсальных учебных действиях.

В  Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

  • развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
  • практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
  • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. В каждом классе занимаются учащиеся с разными способностями, с различным темпом усвоения изучаемого материала. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

В книге «Преобразованная сила» писатель Э.Тоффлер определил цель образования уже ближайшего будущего: «Грамотным в будущем будет не тот человек, который умеет читать. Это будет человек, который знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения инновационных методов обучения. Наиболее универсальным, по моему мнению,  является метод интеллект-карт. (mindmapping – майндмэппинг).

Впервые об использовании интеллект-карт услышала на курсах повышения квалификации в «Иркутском институте повышения квалификации работников образования».  Лектор рекомендовал "шифровать" с помощью  такой карты конспекты уроков, календарные планы на определенный период. Меня это заинтересовало, и я  стала изучать литературу,  пытаясь понять суть и возможности для личного использования.

Глава II. Теоретическое описание метода «интеллект-карта»

Интеллект-карта, известная также как диаграмма связей (в оригинале Mind maps) - разработка Тони Бьюзена - известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты мыслей», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления».

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде;  инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию, мыслить, используя весь свой творческий потенциал.

Изучением метода в России занимается профессор Санкт-Петербургского университета Бершадская Елена Александровна. С теоретическими вопросами данного метода можно познакомиться на сайте Михаила Евгеньевича Бершадского [1].

Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.

Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты - инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

- наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);

- привлекательность (хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);

- запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается);

- своевременность (интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);

- творчество (интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);

- возможность пересмотра (пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).

Суть метода состоит в выделении основного понятия, от которого ответвляются задачи, мысли, идеи, шаги в реализации проекта. Каждая ветка может содержать несколько более мелких ветвей-подпунктов. Ко всем записям можно оставлять комментарии, которые помогут  не запутаться в сложном проекте.

При создании интеллект-карт, необходимо придерживаться определенных правил разработанных Тони Бьюзеном. Можно  выделить 3 этапа творческого процесса:

1 этап:

- определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты);

- извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, связанных с объектом изучения);

2 этап. Построение  первичной интеллект-карты:

- для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. (не более 8 цветов);

- основная идея, проблема или слово располагается в центре;

- для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки;

- каждая главная ветвь имеет свой цвет;

- главные ветви соединяются с центральной идеей. От них идут ветви второго, третьего порядка (уровня);

- ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).

- над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово, максимум два слова и только печатными буквами.

- везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами (рис.1).

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

- пересмотр интеллект-карты;

- проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте.

Тони  Бьюзен считает, что для того чтобы карта отложилась в долговременной памяти ее необходимо постоянно повторять.

Применение интеллект-карт в учебном процесе для формирования универсальных учебных действий обучающихся очень разнообразно:

- создание ясных и понятных конспектов лекций;

- максимальная отдача от прочтения книг и параграфов учебников;

- написание сочинений, рефератов, исследовательских работ;

- запоминание необходимого материала при подготовке к зачетам, экзаменам;

- показ презентации (за меньшее время демонстрируете больше информации, при этом вас лучше понимают и запоминают);

- мозговой штурм (генерация новых идей, творчество; коллективное решение сложных задач);

- аннотирование (индивидуальное усвоение информации при работе с различными текстовыми источниками);

- групповая работа обучающихся.

Многие проблемы, источником которых являются когнитивные затруднения учащихся, могут быть решены, если сделать процессы мышления школьников наблюдаемыми. Именно это и позволяет осуществить метод интеллект-карт. Благодаря визуализации процессов мышления метод интеллект-карт позволяет:

- вести мониторинг когнитивных и личностных изменений, происходящих с учащимися в образовательном процессе;

- развивать креативность школьников;

- формировать коммуникативную компетентность в процессе групповой деятельности по составлению интеллект-карт;

- формировать общеучебные умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией (конспектирование, аннотирование, участие в дискуссиях, подготовка докладов, написание рефератов, статей, аналитических обзоров и т.д.);

- улучшать все виды памяти (кратковременную, долговременную, семантическую, образную и т.д.) учащихся;

- ускорять процесс обучения;

- формировать организационно деятельностные умения;

- учить учащихся решать проблемы.

В наш компьютерный век создано несколько программ, платных и бесплатных, с помощью которых можно рисовать интеллект-карты: FreeMind, Mind Maps, SpiderScribe и т.д. Они получаются аккуратными и в них легче вносить правки. Однако не стоит забывать, что цель этой технологии - включение обоих полушарий мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.

Таким образом, интеллект-карта - удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Она проста и может быть использована любым учителем-предметником для формирования у учащихся познавательных УУД.

Глава III. Реализация метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах

Сфера применения интеллект-карт огромна. Метод удачно адаптирован к использованию в учебной деятельности, в т.ч. в уроках русского языка и литературы. Хочу представить свой опыт работы по внедрению метода интеллек-карт в образовательный процесс.

Работа по составлению интеллект-карт с целью формирования познавательных УУД, начиная с 5 класса, шла поэтапно:

1 этап - знакомство учащихся с понятием «интеллект-карты» и алгоритмом их построения.

2 этап - анализ готового образца.

Использовала свои интеллект-карты в качестве наглядного пособия с целью изучения или закрепления нового материала (рис.2). Некоторые создала на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.

Рисунок 2

3 этап - совместное составление интеллект-карты на уроке.

Привожу пример интеллект-карты по теме «Типы речи. Описание», которую мы составляли с ребятами вместе (рис. 3) .

Рисунок 3

Что мы делали на уроке? Сначала выявили основные признаки понятия описание как ключевые ветки будущей интеллект-карты: цель, вопросы, ведущая часть речи, композиция, виды описания.  Ключевые ветки задали нам структуру интеллект-карты. Затем, класс, разбившись на группы по 4 человека, стал расшифровывать каждый из признаков через систему подобранных мною заданий. Расшифровку ключевых признаков на карте мы отображали добавлением соответствующих ответвлений. Так постепенно выстроилась ментальная карта. Такая работа способствовала формированию логических учебных действий: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

4 этап -  работа в паре, группе.

На этом этапе работы ставила задачу выработать первоначальные умения и навыки у обучающихся (оформление карты, умение выделять основное понятие, главную мысль, существенную информацию из текста, отбирать главное и второстепенное). А для того чтобы появились навыки, необходимо было работать над учебным материалом на основе метода интеллект-карт, подробно изучать необходимые материалы, искать разнообразные связи, разбирать возникшие ошибки. А ошибки были следующие: неправильное распределение смысловой нагрузки материала (выбирались второстепенные факты, формулировка заявленной темы не соответствовала подобранному материалу); отсутствие связей между темами и подтемами.

В-пятых, индивидуальная работа в классе и дома.

Учащиеся самостоятельно создавали карты ума в ходе изучения теоретического материала (самостоятельно прочитывает информацию, выделяет центральное понятие,  устанавливает связь между центральным понятием и его ветвями, отсекает излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы. А затем участвует в  публичной защите (обсуждении) своей карты, вносит коррективы и составляет окончательный вариант карты).

Когда ученик составляет такую интеллект-карту, она дает наглядность при изучении грамматических явлений. Например,  изучая тему «Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую», не забываем внести информацию  по теме «Мягкий знак после шипящих в разных частях речи». Таким образом, обучающиеся учатся устанавливать причинно-следственные связи (рис. 4).

Рисунок 4

Интеллект-карты помогают  собрать все материалы по определенной теме на одной информационной панели, окинуть их одним взглядом, увидеть общее, дают возможность сфокусироваться на деталях (рис. 5)

Рисунок 5

Первые интеллект-карты по литературе были по биографиям поэтов и писателей, которые включали в себя  биографические факты, их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения и т.д.

Например, интеллект-карты, посвященные жизни и творчеству А.С.Пушкина (6 класс) (рис.6) и А.П.Чехова (5 класс) (рис. 7). Учащиеся прочитали статью в учебнике о поэте, писателе затем приступили к составлению интеллект - карты. На уроке была намечена только структура будущей интеллект -  карты, поэтому завершение работы по оформлению  карты  и подготовка пересказа по ней стало домашним заданием.

Рисунок 6

Рисунок 7

Ментальные  карты на уроках литературы использовались и при работе с лексическим материалом, литературоведческим, при введении терминов.

Также предлагалось учащимся задание по составлению интеллект-карты по прочитанному произведению. При этом было интересно послушать их концепции нарисованного и написанного. Например, образ Левши, по сказу Н.С.Лескова, учащиеся представили с помощью ментальной карты следующим  образом (рис.8).

Рисунок 8

Интеллект-карта позволяет увидеть, насколько полно учащийся усвоил информация, как её структурировал и связал её элементы между собой.
Посредством  интеллект-карты  легко научить учащихся запоминать стихотворение.

1. Определить центральный образ стихотворения.

2. Нарисовать веточки карты, соответствующие строчкам стихотворения.

3. Записать ключевые слова на каждой веточке.

4. Нарисовать символы, рисунки, знаки.

5. Прочитать строчку стихотворения и найти "веточку", на которой зарисована эта строчка и ее ключевые слова.

6. По рисункам и ключевым словам расшифровать каждую веточку.

7. Восстановить весь текст стихотворения по памяти.

Обобщая первые шаги  работы по использованию метода интеллект-карт на уроках русского языка и литературы,  могу отметить следующие наиболее положительные результаты:

- легче запоминается материал обучающимися (в том числе и слабоуспевающими);

- быстрее и качественнее проходит подготовка ко всем видам проверочных работ;

- отсутствуют затруднения при пересказе сложных и проблемных тем.

Очень важное условие в работе с интеллект-картами: они должны постоянно использоваться в работе на уроке. Только тогда они помогут детям легче учиться, а учителю лучше учить.

Из всего выше сказанного можно смело сделать вывод, что интеллект-карты позволяют сделать обучение увлекательным и творческим; делают возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений – аннотирование, конспектировани); эффективны для  организации коллективной деятельности, работы в группе, паре, индивидуальной работы. Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивая и разворачивая информацию; лучше запоминают информацию благодаря ассоциациям и оживлению рисунками; могут увидеть все элементы текста.

Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен опыт использования метода интеллект-карт.

Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

-  представление  информации в виде графических схем, таблиц.

А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который  определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».

Список библиографических ссылок.

  1. http://bershadskiy.ru/
  2. http://quester1.narod.ru/mindmap/Doklad.htm
  3. http://standart.edu.ru/
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%B0%
    D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B9
  5. http://www.mind-map.ru/