Методическая разработка урока «Геометрия в авангарде». 11-й класс

Разделы: Математика, История и обществознание, МХК и ИЗО

Класс: 11


Ход и содержание урока

1 этап урока – организационный (формирование групп)

Учащиеся входят в класс, и каждый из емкости достает геометрическую фигуру. Всего 4 вида фигур – зеленый круг, красный треугольник, черный квадрат, синяя трапеция. Таким образом, учащиеся распределяются случайным образом на четыре группы. [1]

2 этап – мотивационно-целевой (определение темы урока, постановка проблемы)

Учитель 1 надевает оранжевый жилет дорожного работника, в руках изображение зеленого креста аптеки.

Учитель 2 держит в руках фигуры из белой бумаги: круг, квадрат, треугольник. [2]

Учитель 1 задает вопросы учащимся:

  1. Что может объединять все эти предметы?
  2. Как они связаны?

По каким признакам мы можем разделить все эти предметы на две группы?

Предполагаемый ответ учащихся – ЦВЕТ И ФОРМА.

Учитель 2. С именем какого художника непосредственно связаны понятия цвет и форма?

Предполагаемый ответ учащихся  – Каземир Северинович Малевич.

Учитель 1. Итак, тема урока «Геометрия в авангарде». Какая информация о Каземире Малевиче известна вам на данный момент? [3]

Ответы учащихся.

3 этап урока – изучение нового материала

Учитель 1: один из учащихся получал опережающее домашнее задание – подготовить краткое сообщение о биографии Казимира Малевича, которое демонстрирует классу.

Учитель 2: Итак, Малевич был авангардистом. Но не просто. Он был во главе. От смелых поисков и экспериментов его путь лежал к главному открытию. Каземир Малевич создает свое направление в этом художественном стиле. Мы решили зашифровать его название. Для того, чтобы узнать название этого направления, нам с вами необходимо обратиться к формам. Итак, у каждого из вас есть своя форма, под знаком которой вы сегодня работаете. Просим одного представителя от каждой команды подойти к нам и взять карточки с заданиями для вашей команды. Ваши карточки имеют такую же форму и цвет, под которой вы сегодня работаете.

Учитель 1: на доске вы видите плакат. Первая строка – это порядковый номер буквы и вашей задачи. Вторая строка – результат, который вы получите при решении задачи. По мере готовности решений ваших задач вы вписываете результат маркером в таблицу и прикрепляете знак - форму своей команды в четвертую строку с помощью скотча. Это позволит нам увидеть, кто из вас справился быстрее.

Учитель 2: когда все результаты вписаны в таблицу, ваша задача соотнести полученные числа с нашей азбукой. Подумайте, как это можно сделать. В результате у нас должно получиться слово, обозначающее направление в искусстве, созданное Каземиром Малевичем. [4]

Для усложнения задачи и создания проблемной ситуации в некоторых графах ответ записывают несколько групп. Представители этих групп должны договориться и прийти к общему  решению. (Правильный ответ –  сумма полученных результатов)

Учащиеся должны догадаться соотнести свое полученное число с порядковым номером буквы в азбуке.

В итоге на доске получается слово СУПРЕМАТИЗМ.

Учитель 1: что же это за направление в искусстве? Открываем с.294 в учебнике МХК. Изучаем текст и выделяем основные принципы супрематизма.

Ответы учащихся.

Учитель 2: так зачем художнику такие смелые эксперименты в живописи? А, может, это больше, чем просто живопись? В этом мы попробуем сегодня разобраться.

4 этап – творческие задания в группах

Учитель 1: представителей команд просим подойти и взять творческие задания на группы. Помните, что выполняя данные задания, мы опираемся на принципы авангарда и супрематизма. Не забываем, что цвет и форма важны в равных мерах. Время на выполнение задания пошло.

Задание группы «Зеленый круг»

Расположите предложенный рисунок на тарелке, используя весь ее диаметр. Точка О – центр тарелки и точка пересечения диагоналей квадрата. Квадрат вписываем в малую окружность. Цветовая гамма выбирается самостоятельно.

Задание группы «Черный квадрат»

Расположите предложенный рисунок на кружке, используя всю ее высоту. Точка О – это точка пересечения диагоналей квадрата. Цветовая гамма выбирается самостоятельно. Но! Все вы знаете, что цветовая гамма может вызвать у человека определенные эмоции. [5]

Задание группы «Красный треугольник»

Из имеющихся моделей мебели составить проект ванной комнаты. Выберите те предметы, которые на ваш взгляд характерны для интерьера в стиле супрематизм. Расположите их в плоскости одной стены, учитывая функциональность. Рассчитайте количество напольной плитки, которую необходимо приобрести для ремонта. Длина ванной комнаты – 2,5 м, ширина – 4 м. Размер плитки 20см. х 40 см. Плитки упакованы в коробки. Сколько коробок нужно приобрести, если известно, что в одной коробке  15 штук.

Задание группы «Синяя трапеция»

На предложенном планшетном листе представлен макет комнаты. Ваша задача, используя акварельные краски, изобразить ее цветовое решение. Комната является гостиной, в которой собираются ежедневно три поколения семьи. Продумайте, какая цветовая гамма подойдет для стен и пола. Рассчитайте количество рулонов обоев, необходимое для ремонта этой комнаты. Известно, что длина комнаты 4,5 метра,  ширина – 5 метров, высота 2 м 60 см. Длина 1 рулона – 10,5 метра, ширина – 0,5 метра. Не учитывать площадь окон и дверей. [6]

5 этап - оценочный

Учитель 2: группам «Зеленый круг» и «Черный квадрат» предлагается продемонстрировать свою работу, рассказать, что вызвало затруднения при выполнении задания. Объясните, почему для оформления комплекта посуды вы выбрали именно эти цвета? [7]

Ответы учащихся.

Учитель 1: а знаете ли вы, что известный фарфоровый завод им. Ломоносова в своих магазинах представляет коллекцию фарфора, основанную на принципах супрематизма? Давайте же посмотрим на нее. [8]

Учитель 2: приглашаем представителя группы «красный треугольник» продемонстрировать свой проект ванной комнаты. Какие расчеты вы получили при решении задачи? Объясните, как в проекте отразились принципы супрематизма? [9]

Ответы учащихся.

Учитель 1: а знаете ли вы, что современные архитекторы часто обращаются к принципам супрематизма для оформления интерьеров? Давайте обратимся к известной передаче телеканала НТВ «Дачный ответ». В одном из выпусков был представлен проект «Супрематический санузел». [10]

Учитель 2: приглашаем группу «Синяя трапеция» с их макетом цветового решения гостиной и просим их озвучить полученные в задаче результаты. Объясните, почему именно такие цвета вы выбрали для гостиной? [11]

Ответы учащихся

Учитель 1: давайте еще раз обратимся к цвету и вспомним начало нашего урока. Как вы думаете, почему крест на здании аптеки зеленого цвета, а цвет скорой помощи – красный?

Предполагаемый ответ учащихся: зеленый цвет – предупреждает, природный цвет, лекарства раньше делали из растений. Аптека может предупредить заболевание, а красный цвет – цвет крайности, цвет опасности.

Учитель 1: тогда почему жилетка дорожного рабочего имеет оранжевый цвет, а не красный?

Предполагаемый ответ учащихся: оранжевый цвет привлекает внимание, но не вызывает агрессии.

Учитель 1: а знаете ли вы о том, что оранжевый цвет для одежды дорожных работников ввел именно Казимир Малевич. Это было его открытие влияние цвета на психологию человека!

Учитель 2: к какому цвету одежды врачей и медсестер в наших больницах мы с вами привыкли?

Предполагаемый ответ учащихся: к белому.

Учитель 2: так ли это? Давайте обратимся к фотографиям медсестер одной из больниц. В цвете их формы вы очень редко найдете белый. Доказано, что белый цвет усиливает боль и в современных больницах он сводится до минимума. [12]

Учитель 1: чем же мы занимались сегодня? Для чего вы использовали свои знания геометрии, свой художественно-эстетический вкус? Как можно назвать одним словом создание комплекта посуды, интерьера?

Предполагаемый ответ учащихся: ДИЗАЙН.

Учитель 2: именно Малевич и его идеи супрематизма стали отправной точкой развития такого понятия как дизайн в Советском Союзе. И если в первой половине XX века идеи дизайна только зарождались, то в XXI веке без них никуда. И дизайнерами вы будете выступать в своей жизни очень часто, а для этого, поверьте нам, вам придется применять свои знания геометрии и достижений мировой культуры.

Учитель 1: вчера состоялась презентация формы олимпийской сборной России. Посмотрите, ее дизайн вам ничто не напоминает? Конечно! Это идеи супрематизма. Вдохновителями современных дизайнеров стали художники – авангардисты. Что в очередной раз доказывает актуальность данного художественного направления.[13]

6 этап – рефлексия и домашнее задание

Учитель 1: у вас на столах листы бумаги. В завершение нашего сегодняшнего урока попробуйте на них изобразить свое впечатление от урока с помощью цвета и формы, используя акварельные краски.

Домашнее задание вас ожидает сразу по двум предметам.

Учитель 2: по геометрии: каждая группа получает задачи, которые мы решали для расшифровки направления супрематизм. Вы получаете задачи по тем фигурам, под символом которых работали ваши одноклассники.

Учитель 1: по МХК: каждому из вас выдается карточка с работой К.Малевича. Используя различные источники вам необходимо найти название данной картины, время ее написания, 5 тезисов из истории создания и уметь доказывать, что эта картина относится к стилю супрематизм. [14]

Учитель 2: если художник идет проторенной дорожкой, то какого мастерства он не достиг, какой бы совершенной ни была бы его техника – он не станет гением, будет просто хорошим, может быть известным, не исключено – высокооплачиваемым живописцем. Гений же ищет путь, непроторенную дорожку. Благодаря геометрии и цвету Малевич нашел свой путь. Где он был первый – лучший, где его ни с кем не сравнивали, где он был гений своего дела. Хочется, чтобы и вы, благодаря поискам, смелым экспериментам выбрали свои краски жизни, своей «геометрией» нашли свой путь, свою непроторенную дорогу, где будете первыми, где будете лучшими, где вы будете гениями своего дела.