Использование учебного пособия-презентации «Прогулки по Петербургу» на уроках русского языка и истории города для учащихся с проблемами слуха и речи

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика, Краеведение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Презентация «Прогулки по Петербургу» является наглядным учебным пособием для учащихся с проблемами слуха и речи.

Пособие предназначено для школьников средних и старших классов, так как у учащихся с проблемами слуха развитие связной устной и письменной речи находится, в основном, на достаточно низком уровне.

Презентация используется на интегрированных уроках по истории города, развитию речи и русскому языку. На уроках русского языка слайды презентации применяют при изучении отдельных тем по орфографии и пунктуации. На уроках по истории города учащимся предлагается материал по истории, культуре, архитектуре Петербурга, они имеют возможность закрепить полученные знания, выполняя упражнения по русскому языку и развитию речи.

Для развития самостоятельности, познавательных возможностей в работе предусмотрен материал, который поможет учащимся расширить и обогатить свой словарный запас. Отдельные разделы презентации позволяют повторять и закреплять учебный материал, который непосредственно изучался на уроках русского языка.

Каждый раздел презентации (архитектурный объект) состоит из пяти слайдов: слайд с иллюстрацией объекта и четыре слайда с заданиями («Адмиралтейство» - 5 слайдов):

- упражнения по основным разделам русского языка: орфографии и пунктуации;

- упражнение на расширение словарного запаса;

- упражнение на развитие речи.

В упражнениях по орфографии представлены задания на правописание корней и приставок, правописание окончаний существительных и глаголов, правописание -нн- в прилагательных и причастиях.

В упражнениях по пунктуации предлагаются задания на постановку знаков препинания в сложноподчиненных, сложносочиненных, бессоюзных предложениях; в предложениях с причастными, деепричастными оборотами и вводными конструкциями. Эти темы вызывают трудности у учащихся с проблемами слуха и речи. Задания по орфографии и пунктуации представлены в виде связных адаптированных текстов, на их основе учащиеся могут составлять свои собственные рассказы, выступления, используя материал пособия и привлекая дополнительные источники информации.

Третий слайд в объекте посвящен самостоятельной работе учащихся со словарем. На четвертом слайде даны упражнения на дополнение, изменение предложений по теме урока. Данный материал также помогает учащимся составлять разнообразные связные тексты по истории города.

Все пять слайдов по архитектурному объекту взаимосвязаны. Со слайда №3 (карта города) можно перейти к историческому памятнику, нажав на кнопку-иллюстрацию; выполнить все задания по объекту и вернуться назад (слайд №3) по гиперссылке в правом нижнем углу последнего слайда каждого объекта.

На уроках русского языка учащиеся имеют возможность выполнять отдельные задания по орфографии, пунктуации, развитию речи. Для этого на слайде №4 есть соответствующие кнопки. Нажимая на них можно выйти на любой слайд с заданием, выполнить его и снова вернуться на слайд с темами и объектами (слайд №4). Возвращение на слайд с темами (слайд №4) происходит нажатием на текст с заданием, на каждом слайде презентации. После выполнения задания выбранная кнопка задания исчезает.

Презентация может быть использована учителем для объяснения нового материала (упражнения по пунктуации), а также для закрепления полученных знаний при выполнении самостоятельных работ и проведении игровых викторин.

Необходимо отметить, что данное пособие является одним из вариантов, на основе которого могут быть подготовлены подобные презентации с использованием других заданий и включением других архитектурных объектов.

Презентация может быть использована в работе со школьниками общеобразовательных школ.

Упражнения по орфографии

Слайд № 6

Петропавловская крепость – одна из дост….прим…..чательностей Санкт-Петербурга. Отсюда 16 мая 1703 года началось стр…..ительство города. Этот день считается днем р….ждения нашего города. Крепость строилась более восьмид…..сяти лет, с 1706 по 1787 год по пр…..екту архитектора Доменико Трезини. Вид ее постепе…..о менялся: вместо земляных и деревя…..ых укр…..плений появились каме…..ые и гранитные. Высота стен крепости – 9-12 метров, а средняя ширина 16-20 метров. Мрачные застенки Петропавловской крепости на протяжени….. всего своего существ…..вания р…..ждали легенды о судьбах несчас…..ных обитат…..лей этих казематов.

Слайд №1 1

У кажд…..го великого города есть свой знак, своя эмблема.

У Москвы – это Кремль, у Санкт-Петербурга – Адмиралтейство. Адмиралтейство р….дилось вмест….. с Петербургом. Оно пер…..страивал…..сь неск…..лько раз. Деревя…….ые п…..стройки были заменены каме……ыми, шпиль был п…..крыт поз…..лотой. Адмиралтейство имеет форму буквы «П». На углах здания установлены каме……е фигуры древних полк…..водцев и г…..роев: Александра Македонского, Пирра, Аякса и Ахиллеса. Выс…..та Адмиралтейства семьдесят два метра, а к…..раблика – два метра.

Слайд № 17

На Василь….вском острове, на наб….режной Невы, находится Академия худож….ств. Здание было построено в 1764 – 1789 годах по пр….екту архитекторов А.Ф.Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота. Фасад здания выходит к Неве. Первый этаж очень высокий с б….льшими ар….чными окнами. На втором этаже очень красивы б….льшие залы, соедине….ые вмест…. (анфилада залов). Они называются именами в….ликих итальянских художников. Рафаэлевский и Тициановский залы. В академии учились и преп….давали зам….чательные русские художники: В.И. Баженов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин. В наст….ящ….е время здесь расп….лагается Институт жив….писи, скульптуры и архит….ктуры имени И.Е.Репина.

Слайд № 22

Невский пр….спект – главный пр….спект города. Одна из красив….йших улиц мира: пр….сторная и прямая, как стрела. Она тянется на неск….лько кил….метров и со…..диняет Адмиралтейство с Московским в….кзалом, доходит до Александро-Невской лавры. Невский проспект пер….секают три реки: Мойка, канал Грибоедова, Фонтанка. Русский писатель Гоголь не случайно назвал Невский пр….спект «Улицей-красавицей». Это пр….спект дв….рцов и памятников, театров и библи….тек, огромных магазинов и нарядных скверов-парков. Около канала Грибоедова стоит чудо архит....ктуры – Казанский собор. В 1813 году здесь был пох….ронен полководец, герой Отечестве…..ой войны 1812 года М.И.Кутузов.

Слайд № 27

Стрелка – это искусстве…..ая насыпь с архит….ктурными ансамблями, создающая картину морской державы. Автор этого ансамбля архитектор Тома де Томон. На сто двадцать два метра насыпь вдается в Нев…. Если смотреть на Стрелк…. вечером со стороны Троицкого моста, она очень похожа на б….льшой к….рабль, плывущий навстречу. К….лонны на Стрелк… были сооружены в 1806 году как памятники военно-морской славы и добл….сти русского флота. За к…..лоннами расп….ложено здание Фондовой бирж…. Раньше здесь совершались т….рговые сделки и заключались д….г….воры. В этом здании также располагался Военно-морской музей.

Слайд № 32

Эрмитаж называют восьмым чудом света. И это не случайно: в пяти дворцах Эрмитажа хранятся р….дчайшие произведения иску…..тва и с….кровища: более двух миллионов картин, статуй, к….вров, гобеленов, издел….й из слоновой кости, хрусталя, зол….та, цветного камня. Здесь собраны ордена и медали, монеты разных веков и оружие. Все удивительное, редкое, лучшее из того, что …..делано людьми. «Эрмитаж» - это францу…..кое слово. Оно означает «уединение», «приют отшельника».Такие уедине…..ые пом….щения строили в XVIII веке короли в парках или отводили под них б….гатые залы в своих дворцах. Там хранились редкие статуи, картины великих художников, пр….красные произведения иску…..тва.

Слайд № 37

Это памятник Петру I. Его с….здал талантливый францу…. кий скульптор Этьен Фальконе по заказу имп….ратрицы Екат….рины II в 1782 году. Памятник уст….новлен на Сенатской площад…..(пл. Декабристов). Более 10 лет трудился скульптор вместе со своей ученицей Мари-Анн Колло. Постамент напоминает форму наб….гающей волн…. . Скульптор Ф. Гордеев по замыслу Фальконе вып….лнил змею. В образ…. Змеи пр…дставлены враги России, которых п….беждает Петр. Скульптура установлена на гранитную скалу выс….тою восемь метров. Её называют «гром-камень». Скалу нашли возле Финского залив…. и с большими трудн….стями д….ставили в Петербург.

Слайд № 42

День рождения Петра I был три….цатого мая. В этот же день отмечался р….лигиозный праздник Исаакия Далматского. Построе…….ому собору было дано имя Исаакия. Сущ….ству….щий ныне собор – это четвертое по счету с….оружение. Оно строилось по пр….екту архитектора Огюста Монферрана с 1818 по 1858 год, то есть почти сорок лет. Это одно из огромных и м….нументальных зданий мира. Его украшают сорок восемь мон....литных к….лонн из гранита, а всего сто двенадцать к….лонн. Их высота семнадцать метров. На фр….нтоне здания п….мещаются скульптурные к….мп….зиции на темы христианской миф….логии. Исаакиевский собор украшают четыр….ста различных скульптур.

Упражнения по пунктуации

Задание: вставить пропущенные знаки препинания

Слайд № 7

В центре крепости находится Петропавловский собор где захоронены русские цари.

В 1712 году по проекту Д. Трезини на Заячьем острове на месте деревянной церкви возведенной ещё в 1703 году началось строительство каменного Петропавловского собора. Ещё при жизни Петра взметнулась на 106-метровую высоту его многоярусная колокольня увенчанная золоченым шпилем с фигурой Ангела. Существует легенда о том что Трезини создал своеобразный памятник первому русскому императору сделав колокольню внешне весьма похожей на фигуру Петра Великого. И в этом кажется что-то есть.

Слайд № 12

Петр I вёл войну со шведами сильной морской державой. У русских не было своего флота. Чтобы победить врага нужно было начать строительство военных кораблей. Тогда на левом берегу Невы была заложена Адмиралтейская верфь – место где строили военные корабли. То прекрасное здание которое украшает город сейчас строил русский зодчий А. Д. Захаров (с 1806 по 1823 г.). На верху башни находится золоченый шпиль а на нем закреплен парусный кораблик. Кораблик выполняет роль флюгера.

Слайд № 18

В 1764 году Екатерина II учредила Академию художеств. Академия была образована еще в 1757 году но теперь она преобразовывается в Императорскую Академию художеств. Её президентом был Иван Иванович Бецкой а первым директором архитектор А.Ф. Кокоринов. В том же 1764 году по его совместному с Валлен-Деламотом проекту на набережной Невы возводится специальное здание Академии. Как свидетельствует легенда Екатерина приказала так построить здание чтобы в середине его был круглый двор. Она объяснила свой приказ «Для того чтобы все дети которые тут учиться будут имели бы перед собой величину купола собора святого Петра в Риме и в своих будущих проектах постоянно с ним соотносились.»

Слайд № 23

На углу Невского и Садовой улицы высится здание одной из самых больших библиотек мира Публичной библиотеки. Рядом с библиотекой возвышается величественное здание Александринского театра в котором бывали великие русские писатели Пушкин Гоголь и Некрасов. Около Фонтанки расположен роскошный Аничков дворец который долгие годы принадлежал царской семье. Теперь здесь находится Дворец творчества юных. Аничков мост украшенный скульптурными группами «Укротители коней» знают хорошо и за пределами нашего города. Их автор П.Клодт. Невский проспект это лицо нашего города. О нем трудно как о всем прекрасном говорить словами его нужно видеть.

 Слайд № 28

Раньше на Ростральных колоннах были маяки а сейчас горят газовые горелки. У подножия каждой башни изображены сидящие человеческие фигуры. Это олицетворение русских рек Волги Невы Днепра и Волхова. Колонны украшены носами кораблей («Ростра» в переводе с латинского означает «нос корабля»). Именно такими колоннами украшенными носами вражеских кораблей отмечались победы в Древнем Риме. В мае 1829 года в Петербурге в здании Биржи открылась первая в России промышленная выставка. Здание Фондовой биржи со всех сторон окружено колоннами а на главном фасаде изображен бог моря Нептун с короной на голове и трезубцем в левой руке. Слева от Нептуна изображена Нева а справа – река Волхов.

Слайд № 33

Постепенно Эрмитаж разрастался. Теперь в пяти зданиях находится один из величайших художественных музеев мира который может посетить каждый кто захочет. Отдел западноевропейского искусства занимает 125 залов. Он состоит из картинной галереи собрания скульптур гравюр рисунков. В отделе итальянского искусства XIII – XVIII веков находятся работы величайших художников того времени Леонардо Да Винчи Рафаэля Санти Тициана Микельанджело. В Петровской галерее собраны все экспонаты рассказывающие о жизни России во времена Петра I.

Галерея 1812 года посвящена Отечественной войне 1812 года когда русский народ одержал победу над прославленной армией Наполеона.

Слайд № 38

Петр I изображен в образе всадника который сдерживает взметнувшегося коня. Если при лепке фигуры императора с особыми сложностями Фальконе не столкнулся то при моделировании головы Петра скульптор дошел до полного отчаяния. И в тот момент когда ситуация грозила стать драматической Мари Анн Колло как рассказывает предание в течение одной ночи вылепила голову Петра.

Слайд № 43

Там где сейчас возвышается Исаакиевский собор в 1710 году была построена первая деревянная церковь в честь русского царя Петра I. Стены собора украшают различные сорта русского и итальянского гранита мозаичные и живописные произведения авторами которых являются знаменитые художники Брюллов Бруни Басин и другие. Высота Исаакиевского собора – 101,5 метра длина - 111,2 метра а вес 300000 тонн. Купол собора покрытый золотом виден за 20-30 километров от Петербурга.

Работа со словарём

Задание: найдите в словаре и объясните значение слов:

Слайд № 8

Достопримечательность, гранитный, казематы, застенки, взметнуться, многоярусный, колокольня, возводить, своеобразный.

Слайд № 13

Эмблема, символ, очертания, держава, верфь, шпиль, позолота, полководец, флюгер, зодчий.

Слайд № 19

Анфилада, фасад, арка, академия, набережная, преобразовать, купол, соотносить, располагать.

Слайд № 24

Полководец, укротитель, пересекать, размещаться, укрощать, роскошный, лавра, возвышаться, предел.

Слайд № 29

Насыпь, ансамбль, искусственный, вдаваться, держава, олицетворение, маяк, доблесть, биржа, фондовый, фасад, трезубец, горелка, подножие.

Слайд № 34

Чудо, сокровище, гобелен, кость (слоновая), хрусталь, уединение, отшельник, статуя, галерея, гравюра, экспонат.

Слайд № 39

Постамент, воспеть в поэме, пуд, сокрыть, напоминать, замысел, предание, моделирование, отчаяние, изображать в образе, взметнуться.

Слайд № 44

Собор, церковь, религия, монумент, монолит, фронтон, композиция, мифология, гранит, Христианство.

Тренировочные упражнения на развитие речи

Слайд № 9

Задание: подберите к словам из левого столбика соответствующие определения, согласуя их в роде и числе.

Город – многоярусный

Укрепление - петропавловский

Крепость - каменный

Собор - красивый

Колокольня - земляной

Стена - русский

Царь - гранитный

Слайд № 14, 15

Задание: к существительным подберите соответствующие определения и поставьте их в именительном падеже единственного и множественного числа.

Эмблема, символ, очертание, держава, верфь, шпиль, позолота, полководец, флюгер, зодчий

Слова для справок: ясный, знакомый, талантливый, золотой, известный, великий, могучий, подвижный, редкий, адмиралтейский, высокий

Слайд № 20

Задание: замените словосочетания прилагательными с существительными:

Набережная из камня - каменная набережная

Набережная Невы – невская набережная

Академия художеств – художественная академия

Окна с арками – арочные окна

Художники Италии – итальянские художники

Берега реки – речные берега

Набережная из гранита – гранитная набережная

Слайд № 25

Задание: закончите предложения, используя тексты упражнений

Невский проспект – это…(главный проспект нашего города)

Казанский собор находится …(около канала Грибоедова)

Аничков мост украшают …(скульптурные группы «Укротители коней)

Н.В. Гоголь …(назвал Невский проспект улицей-красавицей)

Невский проспект пересекают…(три реки: Мойка, канал Грибоедова, Фонтанка)

Слайд № 30

Задание: раскрыть скобки, образовать от глаголов причастия нужной формы, расставить знаки препинания при причастном обороте.

Архитектурный ансамбль (создавать) картину морской державы.

Колонны (украшать) носами кораблей находятся на конце Стрелки.

Здание Фондовой биржи (окружить) со всех сторон колоннами располагается на Стрелке Васильевского острова.

Человеческие фигуры (олицетворять) русские реки изображены у подножия каждой башни.

Слайд № 35

Задание: в данные предложения вставьте глаголы в нужной форме с частицей – ся или без неё.

Эрмитаж можно (считать, считаться) восьмым чудом света.

Редчайшие произведения искусства (собирать, собираться) в музее в течение многих десятилетий.

В Зимнем дворце (находить, находиться) более тысячи помещений.

Много интересного (находить, находиться) для себя современный посетитель в Рыцарском зале.

Коллекционеры (собирать, собираться) редкие экспонаты прошлого.

Этот музей по праву (считать, считаться) лучшим музеем прошлого.

Слайд № 40

Задание: дополните предложения.

Памятник находится на …

Скульптор трудился более десяти лет …

Змея была выполнена скульптором …

Скала достигает высоты …

Скалу доставили с берега …

Памятник Петру Первому иначе называют …

Слова для справок: Гордеевым, Медный всадник, Финского залива, Сенатской площади, восемь метров, памятником.

Слайд № 45

Задание: раскрыть скобки, образовать от глаголов причастия нужной формы, расставить знаки препинания при причастном обороте.

Замечательному собору (построить) в нашем городе было дано имя Исаакия.

Собор (существовать) ныне четвертое по счету сооружение.

Колонны (украшать) собор сделаны из гранита.

Скульптурные композиции (помещаться) на фронтоне здания выполнены на темы христианской мифологии.

Знаменитые художники (выполнить) мозаичные и живописные произведения сделали Исаакиевский собор неповторимым памятником архитектуры.

5.03.2018