Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. 10-й класс, профильный уровень

Разделы: Биология

Класс: 10


Задачи:

Создать условия для:

  • изучения хромосомного механизма определения пола, выявления признаков, сцепленных с Х-хромосомой;
  • развития логического мышления, практического опыта в решении задач;

Способствовать:

  • развитию познавательного интереса учащихся к изучению проблем генетики;
  • формированию научного мышления.

Оборудование: Оборудование: интерактивная доска.

  • Учебник: Общая биология: учеб. для 10 кл. обшеобразоват. учреждений / В.Б. Захаров, С.Г. мамонтов, Н. И. Сонин.- 2-е изд., М. : Дрофа, 2006.- 352с.: ил.
  • презентация Microsoft Power
  • приложение 1, 2, 3, 4

Добрый день! Мы продолжаем изучать основы генетики. И прежде чем перейдем к новой теме предлагаю вспомнить основные понятия, которые пригодятся для дальнейшей работы.

1. Игра «Я знаю, что…» (дать определение терминам и понятиям) (презентация слайд 1)

*Мозговой штурм

Придумайте заголовок к картинке (презентация слайд 2)

(Гены, сцепленные с полом)

Формулировка темы урока: Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом (презентация слайд 3)

* Прием «До – после»

До урока

 

После урока

 

Я знаю, что такое пол организма

 

 

Я знаю как наследуется пол

 

 

Я могу определить, какой пол является гетерогамным, а какой гомогамным

 

 

Я знаю какие признаки наследуются сцепленными с полом

 

 

Я умею решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом

 

2. Определение целей урока.

3. Реализации намеченных целей.

Дайте определение, что такое пол? (презентация слайд 4)
Как определяется пол?

Прочитайте дополнительную информацию в приложении 1 и завершите схему «Типы определения пола». (презентация слайд 5,6)

Работа с учебником (прочитать стать «Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом» стр. 285-286)

* «Голосуем ногами»

У вас есть карточки с названием живых организмов. Определите, какой пол является гомогаметным, а какой гетерогаметным. Прикрепите карточки к соответствующему определению на доске.

*Определите пол котенка? (презентация слайд 7)

Прочитайте дополнительную информацию (приложение 3) и ответьте на вопрос : как наследуется окраска шерсти у кошек?

Кто изображен на слайде? (презентация слайд)

Решение задачи (презентация слайд 9)

Как наследуются пол у птиц?

Решение задачи (презентация слайд 10,11)

4. Оценивание продвижения к цели.

Самостоятельное решение задач

* «Проверь себя»

Каждый получает задачу, после решения задачи на столе учителя нужно найти карточку с верным ответом, на обратной стороне которой находится оценка. (приложение 4)

5. Рефлексивный анализ деятельности.

Завершить прием «До – после», оценить свое продвижение.

6. Домашнее задание.

Для ребят, успешно реализовавших цели урока - составить задачу на наследование признаков, сцепленных с полом.


Приложение 1

Типы определения пола

У раздельно полых организмов определение пола может происходить на разных фазах цикла размножения. Определение пола может осуществляться до слияния гамет - прогамно. Оно имеет место, например, у коловраток (Rotatora), тли (Phylloxera vastarix) и первичных кольчецов (Dinophilus). Яйцеклетки этих животных в результате неравномерного распределения цитоплазмы в процессе оогенеза становятся различными по размеру еще до оплодотворения. Например, в яйцевой капсуле Dinophilus содержатся два сорта яиц: крупные и мелкие; из крупных после оплодотворения развиваются только самки, из мелких — только самцы.

Наиболее распространено сингамное определение пола, происходящее в момент слияния гамет в процессе оплодотворения (млекопитающие, птицы, рыбы и др.).

Известны случаи определения пола и после процесса оплодотворения - эпигамно - в ходе индивидуального развития особи (у морского червя Bonelia viridis и др.). Если личинка прикрепляется ко дну, она развивается в самку. Если попадает на хоботок самки под влиянием выделяемых хоботком веществ, то превращается в самца, мигрирующего в половые органы самки. У растений японской ариземы экземпляры, выросшие из крупных клубней, образуют женские цветки, из щуплых клубней – мужские.


Приложение 2

гетерогаметный

гомогаметный

комнатная муха
ХХ

комнатная муха
ХУ

человек
ХХ

человек
ХУ

моль
ХУ

моль
ХХ

канарейка
ХУ

канарейка
ХХ

саранча
ХХ

саранча
ХО

майский жук
ХХ

майский жук
ХО

собака
ХХ

собака
ХУ


Приложение 3

Всем знакомы красивые двухцветные кошки, с разбросанными по телу черными и рыжими пятнами. По традиции, двухцветный рыже-черный кошачий окрас называется черепаховым. Все они самки, и в их потомстве одна половина котят мужского пола имеет черную окраску, а другая - рыжую; половина котят женского пола всегда трехцветные, другая половина (в зависимости от окраски отца) - черные или рыжие.

Как объясняется этот необычный тип наследования? Вы, наверное, уже догадались, что это как-то связано с половыми хромосомами. И, действительно, подобный способ передачи признаков называется наследованием, сцепленным с полом.

Черная и рыжая окраска кошек обусловлена аллелями сцепленного с полом гена. Ни один из них не доминирует над другим, и поэтому в гетерозиготе проявляется и черная, и рыжая окраска, т.е. кошка оказывается трехцветной. Этим объясняется, что все трехцветные кошки являются самками. Поскольку у млекопитающих самец имеет Х- и Y-хромосомы, он не может быть гетерозиготным по черной и рыжей окраске.


Приложение 4

1.У канареек коричневая окраска зависит от рецессивного, сцепленного с полом гена а. Скрещивали двух зеленых канареек и получили одного птенца – коричневую самку. У птиц гомогаметным является мужской пол.

1. Какова вероятность получения птенца с зеленой окраской?

2. Какова вероятность получения в потомстве коричневого самца?

2. У кур породы виандот наблюдаются две разные формы полосатости - золотистая и серебристая. Гены, обусловливающие этот признак, наследуются сцеплено с полом, причем доминирует ген серебристо-полосатой окраски оперения.

От скрещивания серебристо-полосатой курицы с золотисто-полосатым петухом получили 20 цыплят.

1. Сколько петушков имели серебристо-полосатую окраску?

2. Сколько курочек были золотисто-полосатыми?

3.У кур породы виандот наблюдаются две разные формы полосатости - золотистая и серебристая. Гены, обусловливающие этот признак, наследуются сцеплено с полом, причем доминирует ген серебристо-полосатой окраски оперения.

От скрещивания серебристо-полосатой курицы с золотисто-полосатым петухом получили 20 цыплят.

1. Сколько в потомстве было курочек?

2. Сколько разных генотипов было в Fl?

4. У двудомного растения дрёмы белой наследование пола происходит гак же, как и у дрозофилы. Доминантный ген А, обусловливающий развитое широких листьев, находится в Х хромосоме.

Гетерозиготное растение было опылено пыльцой узколистного, и было получено 48 гибридных растений.

1. Сколько женских растений имело широкие листья?

2. Сколько мужских растений имело узкие листья?

5. У попугаев сцепленный с полом доминантный ген определяет зелёную окраску оперенья, а рецессивный – коричневую. Зелёного гетерозиготного самца скрещивают с коричневой самкой.

1. Сколько разных генотипов будет в Fl?

6. У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х-хромосоме. Доминантный аллель W определяет красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую.Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков.

1. Сколько женских особей было в F1?

2. Сколько самцов в F1 имело красную окраску глаз?

7. У дрозофилы гены определяющие окраску глаз, локализованы в Х – хромосоме. Доминантный аллель W определяет красную окраску глаз, его рецессивный аллель w – белую. Скрещивали гомозиготную красноглазую самку с белоглазым самцом. В F1 получили 48 потомков.

1. Сколько самок F1 было красноглазых?

2. Сколько самцов в F2 было белоглазых?

8. У двудомного растения дрёмы белой наследование пола происходит гак же, как и у дрозофилы. Доминантный ген А, обусловливающий развитое широких листьев, находится в Х хромосоме.

Гетерозиготное растение было опылено пыльцой узколистного, и было получено 48 гибридных растений.

1. Сколько женских гетерозиготных растений было в этом гибридном поколении?

2. Сколько всего растений имело узкие листья?