«От монолога к диалогу» (с использованием рисуночных методик, младший школьный возраст)

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих вокруг.

Задачи:

  • формирование творческого подхода к познанию личности и к самопознанию, развитие креативности и нахождение новых способов взаимодействия с людьми;
  • выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности;
  • развитие креативности и нахождение новых способов взаимодействия с людьми;
  • воспитание эстетических норм, правил поведения;
  • воспитание эмпатических свойств личности.

Материалы и оборудование: доска, магниты, магнитофон, альбомные листы, заготовки варежек на каждого ребенка, 2 листа ватмана, кисточки, гуашь, стаканчики, влажные салфетки, трубочки, цветные карандаши, песочные часы, разрезные картинки.

Целевая группа: обучающиеся  младшего школьного возраста.

Формы организации: коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

Ход занятия

I. Ритуал приветствия. Знакомство.

«Эстафета дружбы». Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает психолог: «Я передам вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет всю нашу встречу».

II. Индивидуальное рисование: «Нарисуйте свой портрет» (приложение 1).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Подведение итогов.

III. Задание "Рукавички" (работа парами) (методика Г.А. Цукерман) (приложение 2, приложение 3).

Детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Обсуждение результатов.

IV. Игра «Ветер дует на... ».

Со словами «Ветер дует на... » психолог начинает игру. Чтобы все участники игры больше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра... брат... кто больше всего любит сладкое... и т.д.».

V. Коллективная работа: «Зимняя феерия».

Изобразить на одном листе бумаги совместную снежную историю, используя краску и коктейльные трубочки. Рассматривание, обсуждение.

VI. Заключительная часть. Рефлексивный анализ (эмоциональная  оценка, смысловая  оценка)

- Ребята, вам понравилось на занятии,  если нет, то почему? (ответы детей)

- Почему важно то, что мы делали, зачем мы это делали? (ответы детей)

- Испытывали вы трудности? Когда? (ответы детей)

Подведение итогов, дети делятся впечатлением от процесса.

Ритуал прощания.

«Солнечные лучики». Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.

Приложение 1

Методика «Автопортрет»

Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]: автор сост. А. Карелин. - М.: Изд-во Эксмо, 2006 – 416 с.

Цель методики: выявление индивидуально-типологических особенностей человека. Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15 см. Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и  психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация  результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная
1.2 в верхней части листа – завышенная
1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность
2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания
2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями
3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле
3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям
3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений
4.2 маленькое туловище - отрицание потребностей и влечений
4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями
4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику
5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим
6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)
6.3 перерисовка и стирание
6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)
6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7.1 интенсивная штриховка
7.2 обведение контура
7.3 затушеванные зрачки

8 – агрессивность

8.1 сильный нажим
8.2 жирный контур рисунка
8.3 ноги расставлены
8.4 видны зубы (вербальная агрессия)
8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)
8.6 подбородок увеличен и акцентирован
8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия - самозащита)
8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости
8.9 оружие

Интерпретация I. Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом:

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительности к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

Интерпретация II (интегративно-оценочная). Тест «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа, отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде схемы лица, тела и бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И.П.Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении. Частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, схематическое изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, то есть прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его.

По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимому, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

1) перечисляющий рисунок — изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один — мыслительный экстраверт;

2) органический рисунок — на фоне изображения живой природы, в окружении растений, животных и т.д. — мыслительный интроверт;

3) гаптический рисунок — изображение себя в неком состоянии, часто в состоянии болезни «болит зуб», «болит голова» и т.д. — сенсорный интроверт;

4) эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт;

5) декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присутствием цветов и другого декора — эмоциональный экстраверт;

6) имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения, а также созданного в собственном воображении — эмоциональный интроверт;

Приложение 2

Задание "Рукавички" (методика Г.А. Цукерман)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

Возраст: 6,5-7 лет.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.

Описание задания: детям, сидящим парами, дают каждому по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;
  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;
  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;
  • взаимопомощь по ходу рисования;
  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Уровни оценивания:

  • Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
  • Средний уровень: сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
  • Высокий уровень: рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Приложение 3