План-конспект родительского собрания на тему «Как поддерживать познавательную активность ребёнка старшего дошкольного возраста»

Разделы: Работа с родителями


Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей,
  • создать атмосферу общности интересов,
  • активизировать и обогатить воспитательские умения родителей,
  • ознакомить родителей с условиями развития любознательности у детей старшего возраста.

Предварительная работа:

  • разработать сценарий родительского собрания,
  • подготовить пригласительные для всех участников мероприятия,
  • подготовить бейджики для всех участников мероприятия,
  • приготовить бумагу, ручки, маркеры, необходимое оборудование и материалы для проведения круглого стола,
  • подобрать для родителей литературу по теме собрания и картотеки «1000 занимательных экспериментов» и «Элементарные опыты и эксперименты в детском саду»,
  • дать каждой семье задание выходного дня: провести дома с ребёнком заданный опыт или эксперимент, подвести ребёнка к самостоятельным выводам, снять это на видео,
  • видео всех заданий выходного дня, а также видео экспериментальной деятельности с дошкольниками в ДОО (на занятиях, в лаборатории, на прогулках и т.д.) объединить и подготовить видеофильм о детском экспериментировании,
  • подготовить стенгазету на тему: «Наши экскурсии в школьные лаборатории»,
  • провести анкетирование родителей (см. Приложение 1),
  • подготовить памятки для родителей (см. Приложение 2),
  • пригласить педагога – психолога Лагоду О.В.

План проведения:

  • Выступление педагога-психолога о значении детского экспериментирования для развития высших психических функций.
  • Выступление воспитателя об актуальности обсуждаемого вопроса.

 Рекомендации родителям: «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

  • Просмотр видеофильма о детском экспериментировании.
  • Обмен мнениями после просмотра видеофильма о детском экспериментировании дома и в детском саду. Обсуждение возникших вопросов.
  • Ознакомление родителей с литературой по теме собрания (см. Приложение 3), готовыми картотеками элементарных опытов и экспериментов.
  •  Экскурсия родителей в лабораторию детского сада.
  • Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Форма проведения: круглый стол.

Ход собрания

Выступление педагога-психолога Лагоды О.В.

 Тема: «Значение детского экспериментирования для развития высших психических функций».

Выступление воспитателя:

Уважаемые родители, мы очень рады видеть Вас снова в стенах нашей ДОО. Нам хочется поговорить с Вами об актуальности темы нашего родительского собрания. Наш педагог-психолог рассказала Вам насколько важное значение имеет детское экспериментирование в развитии познавательной активности ребёнка.

Как считал замечательный педагог-психолог Н.Н. Подьяков: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка».

Особенно это становится актуальным сейчас, когда на повестку дня выходит вопрос о конвергентном непрерывном образовании. Проще говоря, как нам с Вами сформировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности.

Уважаемые родители, осталось не так много времени до того момента, как Ваш ребёнок переступит порог школы. Вы уже определились с местом учёбы, начали готовить рабочее место для своего будущего первоклассника. Что же ещё следует сделать?

Прежде всего, родителям необходимо составить чёткие представления о том, чему и главное - КАК учат детей в современной школе и каким образом помочь ребёнку адаптироваться в новой образовательной среде.

Ещё не знали? Узнайте сейчас!

Действующий ФЗ «Об образовании», требует создания условий для реализации профильного обучения, проведения каждым старшеклассником индивидуального проекта, развития конкурентоспособного человека, обладающего компетенциями необходимыми для жизни.
Для решения этих задач был создан Курчатовский проект. Он направлен на формирование конвергентной образовательной среды, отвечающей требованиям доступности и многофункциональности.

В Курчатовский проект входят 37 передовых школ Москвы, которые являются ресурсными центрами по внедрению конвергентных технологий в том числе и ГБОУ Школа № 962.

В каждой из школ созданы 4 лаборатории: по биологии, физике, географии и химии для внедрения конвергентных технологий на уроке и во внеурочной деятельности учеников. Представители естественных наук считают, что будущее за междисциплинарными исследованиями именно в этих науках в области химии, физики и биологии.

Создание конвергентных лабораторий предоставило учащимся и педагогам новые возможности:

  • Оборудование соответствует требованиям ФГОС среднего общего образования к условиям реализации образовательных программ и обеспечивает выполнение межпредметных исследований.
  • Оборудование лабораторий формирует аппаратные комплексы для решения максимального количества учебных задач на базе школьных лабораторий.
  • Оснащение обеспечивает деятельностное освоение предмета на базовом или углубленном уровне и реализует профильное обучение.
  • Оборудование проекта позволяет проводить индивидуальную и групповую исследовательскую работу, успешно готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению на естественно­научные и инженерные факультеты ВУЗов.

В условиях конвергентных лабораторий учащиеся могут выполнять индивидуальные проекты, ставшие неотъемлемым элементом среднего общего образования.

В чём новизна?

В изменении содержания. Ребенок, приходящий в школу, – tabula rasa (чистая доска), он ментально не имеет специализации и воспринимает мир целиком. В начальной школе нет физики и химии, но есть предмет «Окружающий мир».

С 1-го класса ученикам дают представления, о неделимости окружающего мира и делают это основываясь на принципах междисциплинарности, конвергенции наук. Например, мы изучаем птицу как единое целое, но ее скелет изучает зоология, зрение - физика, полет - механика.

В изменении подхода к образовательному процессу в целом.

Проблема в том, на что по меркам традиционной школы хороший учитель тратит свои усилия. В классическом школьном обучении учитель обучает детей запоминать сведения, которые им малоинтересны. Процесс обучения ориентирован на интеллектуальную активность тех детей, с которыми учитель работает в данный момент. Предполагается, что остальные дети внимательно следят за этим процессом.

На самом деле дети пассивно созерцают происходящее в классе и постоянно на что-то отвлекаются. Основные усилия учителя затрачиваются на то, чтобы сохранить дисциплину на уроке.

На современном этапе роль учителя кардинально меняется, выстраиваются новые взаимоотношения творчества и сотрудничества с детьми. В продуктивном обучении доминирует самостоятельная творческая активность всех детей класса. Дети это делают с удовольствием, с выраженным внутренним мотивом к обучению. Учитель управляет этой активностью, поддерживает творческую инициативу и познавательный интерес обучающихся.

От Курчатовского проекта – к конвергентному образованию.

Для решения этой задачи по формированию системного представления об окружающем мире у обучающихся на современном этапе вводится конвергентное непрерывное образование начиная с дошкольного возраста. Основные направления конвергентного образования в дошкольной организации:

  • проведение наблюдений и опытов;
  • описание наблюдений в устной, письменной и графической форме, фиксация в форме цифровых видео-аудио записей;
  • анализ, представление и обсуждение результатов наблюдений и измерений;
  • выдвижение гипотез и построение экспериментов по их проверке, в том числе с помощью современных ИКТ и доступного научного оборудования;
  • проведение проектной деятельности с участием педагогов, детей и родителей.

Вы хотите стать помощником своему ребёнку на начальном этапе обучения и не знаете с чего начать?

- Конечно, с экспериментирования!

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» (Ральф У.Эмерсон)

В результате организации детского экспериментирования у детей:

  • развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности;
  • расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др.), о применении их человеком в своей деятельности;
  • развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность.

Таким образом, экспериментирование как ничто другое, способствует успешному формированию универсальных предпосылок учебной деятельности.

Как организовать?

Научные эксперименты детей с помощью родителей, в домашних условиях организовать легко если:

  • воспользоваться предложенным материалом, в котором не только обозначены этапы исследовательской деятельности, но и чётко сформулированы выводы, позволяющие Вам преподнести ребёнку значимость проделанной им работы с научной точки зрения,
  •  педагогически правильно организовать экспериментально-исследовательскую деятельность в домашних условиях, следуя несложным правилам:
  1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт.
  2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта).
  3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента).
  4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата).
  5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность Вас и Вашего ребёнка.

Мы с Вами уже попробовали осуществить это, выполняя задание выходного дня и, в случае успешного результата, просили Вас поделиться и иметь с нами «Обратную связь» (ЭП: shljakova-natalja@rambler.ru)

Это необходимо для того, чтобы педагоги смогли понять, насколько предложенный вариант взаимодействия с родителями эффективен и можем ли мы подключать Вашего ребёнка, как помощника в организации подобных опытов для других детей в группе.

В письме мы просили указать, какие опыты прошли удачно, а в каких вы или ребёнок испытали трудности - ваши советы смогут помочь другим родителям.

Ваши присланные видеоматериалы мы объединили в видеофильм, добавили материал о детском экспериментировании, отснятый нами в детском саду, и теперь предлагаем Вам посмотреть этот фильм и обсудить его.

  • Просмотр видеофильма.
  • Обмен мнениями.

 После просмотра видеофильма о детском экспериментировании дома и в детском саду возникло обсуждение возникших вопросов. Родители делились тем как они проводили опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях, что особенно понравилось, что не получилось, как вели себя дети, насколько они были эмоциональны, пробовали ли они делать самостоятельные выводы и каким образом взрослые их к этому подводили.

  • Ознакомление родителей с литературой по теме собрания.

Вниманию родителей была предложена литература по теме собрания, а также готовые картотеки элементарных опытов и экспериментов, которыми впоследствии родители могут пользоваться в домашних условиях для поддержания познавательной активности своего ребёнка.  

  • Экскурсия.

 Родители были очень заинтересованы стенгазетой, в которой мы наглядно рассказали о том, как наши дети посетили несколько школьных лабораторий. На фотографиях видно насколько ребята эмоционально восприняли всё увиденное и рассказы учителей. А затем пригласили родителей пройти в лабораторию, где показали оборудование и приборы, имеющиеся в детском саду для проведения элементарных опытов и экспериментов с детьми.

  • Подведение итогов собрания. Принятие решения.

По итогам собрания было принято решение продолжить далее работу по детскому экспериментированию в домашних условиях и в ДОО, продолжать развивать любознательность дошкольников, используя полученные рекомендации.

Анализ результатов родительского собрания.

Анализируя прошедшее собрание, мы пришли к выводу:

- Поставленная цель достигнута: родители заинтересовались проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

- В ходе собрания были решены все поставленные задачи. При этом родители проявляли активность, делились опытом, задавали вопросы, выражали неподдельный интерес к обсуждаемой проблеме, а также выказали желание продолжить дома с детьми заниматься экспериментированием, используя подготовленные нами картотеки опытов и экспериментов, и высылать нам на электронную почту получившиеся видео. Мы считаем это несомненно положительным результатом.

- Не все родители присутствовали на собрании. Это является несомненно недостатком. Возможно мы недостаточно убедительно донесли информацию до родителей об актуальности проблемы, которую предстояло обсудить на собрании, хотя нами были тщательно выявлены образовательные потребности и интересы семей: формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности.

- Участники мероприятия остались очень довольны проделанной работой, установлением и развитием партнёрских отношений в данном направлении.

- Мы постараемся учесть недостатки: активизировать работу с родителями, которые не проявили должного интереса к обсуждаемой теме. Возможно нам необходимо подобрать более разнообразные приёмы, формы взаимодействия.