Интегрированное занятие учителя-логопеда и воспитателя. Тема занятия: "Осень"

Разделы: Логопедия


Направления: интеграция областей «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, обогащать активный и пассивный словарь.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания детей о изменениях в природе осенью;
  • продолжать дифференцировать понятия "овощи"- "фрукты";
  • продолжить формировать умение отвечать полными предложениями;
  • продолжить работу по формированию грамматических категорий

Коррекционно-развивающие:;

  • корригировать и развивать планирующую функцию речи, пополнять и обогащать пассивный и активный словарный запас, развивать диалогическую речь;
  • корригировать и развивать кратковременную и долговременную память;
  • корригировать и развивать зрительное, слуховое и тактильное  восприятие;
  • корригировать и развивать мелкую моторику  кистей рук;
  • корригировать и развивать мыслительную деятельность,
  •  корригировать произвольное внимание, переключение внимания;

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям;
  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать нравственные качества: умение слушать товарища;
  • продолжить формировать умение планировать свою деятельность

Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
  • подбирать материал с учетом индивидуального речевого развития детей;
  • проводить дыхательную гимнастику;
  • следить за правильной посадкой детей;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата;
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: муляжи  (или свежие) овощей и фруктов, предметные картины для рассказа, корзины, осенние листочки, кукла "Осень", мягкая игрушка белка, грецкие орехи.

Ход занятия

Этапы занятия

Виды работы
на этапе

Деятельность педагога

Деятельность учащихся
(ребенка)

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I. Оргмомент

Отгадыва ние загадки.

Логопед загадывает детям загадку:

Текст загадки

Дети отгадывают загадку.

Организовать детей.

Настроить детей на занятие.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата

Сюрпризный момент

Логопед показывает куклу "Осень"

 

 

II. Основной этап

II.1. ПОМ

Беседа

Логопед предлагает детям вспомнить, какие изменения произошли осенью в природе и рассказать с опорой на картин. материал (солнце, тучи, дождь, лужи, деревья, листопад)

Дети отвечают на вопросы

Определить уровень усвоения пройденного материала.

Обогащать активный и пассивный словарь.

Закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Продолжить формировать умение отвечать полными ответами

Дыхательная гимнастика

Логопед предлагает детям подуть на осенние листочки.
" Ты подуй ветерок на осенний листок!"

Дети выполняют инструкции логопеда. Вдох-живот надулся, выдох - сдулся. Щеки не надуваем

Вырабатывать диафрагмальное дыхание, длительный, сильный речевой выдох

Сюрпризный момент

Воспитатель показывает белку с орехом и предлагает вспомнить, что делают животные осенью, как готовятся к зиме

Дети рассказывают о том, что животные заготавливают припасы и меняют шубку.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Вспомнить диких животных наших лесов

Актуализировать знания детей о сезонных изменениях в жизни животных.

Расширять активный и пассивный словарь.

Обучать умению отвечать на вопросы полным предложением

Динамическая пауза

Пальчиковая гимнастика

Логопед предлагает вместе с белкой сделать гимнастику для пальчиков

Дети выполняют самомассаж пальцев

Текст
Сидит белка на тележке, продает она орешки....

Развивать мелкую моторику

Обучать элементам самомассажа

Развивать межполушарное взаимодействие

Д/и «Покажи кто как ходит"

Воспитатель предлагает детям походить как медведь (на наружной стороне стопы), как лиса (на мысках)

Дети изображают, как передвигаются дикие животные и подбирают описание Медведь какой? - большой, сильный и т.д

 

Способствовать снятию общего утомления.

Чередовать статические  и динамические задания.

Проводить профилактику плоскостопия

II.2. ПОИМ

 

Сюрпризный момент.

Д. и "Угадай на ощупь и расскажи"

.Логопед показывает корзину "подарки осени", накрытую полотенцем.
Логопед предлагает детям угадать на ощупь и рассказать о фрукте-овоще.
В зависимости от уровня речевого развития отрабатывает грамматические категории

Дети  водят хоровод
Вот и осень пришла,
Что ты нам принесла.
Принесла Вам урожай овощей и фруктов.
Дети отгадывают овощи и фрукты на ощупь и составляют описательный рассказ с опорой на схему
Что это?
Где растет?
Какой по форме, цвету?
Что можно приготовить? (этот вопрос задаем с учетом речевого развития детей)
После рассказа дети кладут овощи в одну корзину, а фрукты в другую

Развивать тактильное, зрительное восприятие

Обогащать активный и пассивный словарь
отрабатывать грамматические категории

Дифференцировать понятия "овощи"-"фрукты"

Пальчиковая гимнастика

Логопед предлагает детям сделать гимнастику

Дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Мы капусту рубим-рубим...

Развивать мелкую моторику.

Динамическая пауза

Логопед предлагает детям представить, что тони осенние листики и под музыку закружиться в осеннем листопаде

Воспитатель говорит, что осень предлагает детям нарисовать осенние листики-ладошки

Дети кружатся под музыку, листопад Чередовать статические и динамические занятия
Контроль знаний и умений. (КЗ) Рисование   Ребенок выбирает цвет своего листика и расположение: на дереве, под деревом, в воздухе
Ребенок отпечатывает ладошку и говорит одно предложение об осени (на мольберте картинный материал)

Формировать интерес к рисованию

Закрепить знание цветов
Проконтролировать уровень усвоения знаний

III. Итог занятия

III.1. Подведение  итогов и оценка деятельности детей

 

Воспитатель и логопед с героями благодарят детей и обсуждают что понравилось, запомнили, было трудно

Дети рассказывают, что им понравилось

Подвести итог работы на занятии.

Рефлексия

III.2. Домашнее задание

 

Воспитатель  и логопед предлагает детям продолжать выполнять дыхательную гимнастику,
пальчиковую гимнастику с орехами.
Понаблюдать вместе с родителями изменения в природе

 

Закрепить знания  и умения, полученные на занятии

Заключение

В ходе занятия осуществлялся индивидуальный подход: учет речевого и физического развития детей. Материал насыщенный, логически выстроен. Частая смена видов деятельности и сюрпризные моменты позволили создать благоприятную психологическую атмосферу.

Используемые методы и приемы соответствуют возрастным особенностям детей.