Конспект интегрированного открытого занятия в группе продленного дня. Тема: «Мы готовимся к Масленице»

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Ход занятия

(слайд 1)

Вступление.

Звучит музыка – Кострома

1. История праздника

Масленица — это долгожданное прощание с зимой (ПРОВОДЫ ЗИМЫ) и весёлая встреча весны, солнечного тепла и начало пробуждения природы и полевых работ.

Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу  пекут блины.

(слайд2)

Ведущий: Еще с древнейших времен в России одним из любимых праздников в народе является Масленица. Этот праздник не имеет точной даты, но каждый год его отмечают в конце февраля или начале марта, в этот день провожают зиму и встречают весну. Масленичная неделя длится семь дней, каждый имеет свое название и назначение:

Понедельник - «Встреча», потому что Масленицу встречают.

Ой, да Масленица
На двор въезжает!
Широкая на двор въезжает!
Ой, да Масленица,
Широкая, погости недельку,
Недельку!

К первому дню Масленицы сооружались общественные горки, качели, столы со сладкими яствами. В домах начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

Утро... ПОНЕДЕЛЬНИК... Наступает  "ВСТРЕЧА".

Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят.

(слайд 3)

Вторник - «Заигрыш», потому что игрища начинают, водят по домам ряженых.

На второй день Масленицы устраивали различные игры. Люди катались на санях, коньках, ледянках. Закрывали лица смешными масками, верили, что в ином обличье и жизнь начнется другая – радостная и благополучная.

(слайд 4)

Среда - «Лакомка», потому что едят много сладостей.

В этот день люди лакомились блинами. Блины пеклись из разной муки и с разными начинками: пшеничные, овсяные,  гречневые, из пресного и кислого теста.

Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка  колдует у печи.
Кулебяки, сырники – всё им удаётся.
Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
Люди шутили, рассказывали различные небылицы.

(слайд 5)

Четверг - «Разгуляй», потому что это самый веселый и ненасытный день.

А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.

В этот день возили чучело зимы, устраивали соревнования в силе и ловкости.

(слайд 6)

Пятница - «Тещин вечерок»,потому что ходят на блины к теще. Говаривали: «Хоть тещины блинки сладки, да тещ угощают на Масленую зятьки».

Масленица – это еще и семейный праздник. Весна всегда связывалась с началом новой жизни, с продолжением рода.

На тёщины вечеринки зятья угощают своих тёщ блинами. В старину зять обязан был с вечера лично приглашать тёщу, а потом утром присылал нарядных зватых. Чем больше было зватых, тем тёще более оказывалось почестей.

(слайд 7)

Суббота - «Посиделки», потому что все ходят друг к другу в гости, долго сидят, много едят и разговаривают.

На золовкины посиделки молодая невестка приглашала своих родных к себе. Родственники собирались на чаепитие с блинами, пели песни, озорные частушки, танцевали.

(слайд 8)

Воскресенье - «Прощеный день», потому что все просят друг у друга прощения. Последний день Масленицы - последний и самый важный день на всей масленичной неделе. Все, от мала до велика, просят друг у друга прощения, чтобы встретить весну с чистой совестью.

Дарили сделанные из белых и красных ниток мартенички, куколки мальчика и девочки, - символ дружбы. Ими взмахивали и приговаривали:
Ты прости меня, прости.

Все обиды отпусти.

В воскресенье - «прощеный день» устраивали проводы Масленицы. Сожжение чучела Масленицы - главный ритуал масленичной недели, это и  проводы Масленицы, и прощание с зимой, прощание со всеми болезнями и несчастьями.

После обеда - собирались в церковь к вечерни, которая открывала Великий Пост.

(слайд 9,10)

2. Основная часть

Ведущий: Какая же Масленица без Петрушек и Скоморохов.

Играет плясовая музыка - Бегунок. В класс входят Петрушки и Скоморохи.

Петрушка:

Зима в трубу - весна к порогу,
Согревает землю блин понемногу.
Приди, приди, весна - красна,
Дадим тебе хлеба и сальца.

Петрушка:

Каждый год сего числа,
Как гласит указчик,
Людям нашего двора
Выходить на праздник.

Скоморох:

Добрый день, честной народ!
Выходите все вперед!
Вы не стойте, не стесняйтесь,
К нам смелее приближайтесь.
Собирайтесь в хоровод,
Нынче празднует народ!

Скоморох:

Будем песни петь, плясать,
Будем Зиму провожать.
А Весну- красавицу
Хором зазывать.

Петрушка:

Этот праздник пришел из седой старины,
Из нашей древней глубины,
К восходу весны золотой,
К уходу зимы лютой.

Скоморох:

Этот праздник для ребяточек,
Для честных людей со всех волостей,
Мы проводим зимушку-злую, лютую,
Повстречаем веснушку-теплую, любую.

(слайд 11)

Физкультминутка.

Эй, ребята.
Эй ребята, выходите,
Пляску русскую начните!
(поочередно ставим ногу на пятку вперед, руки на пояс)
В этой пляске удалой
Пусть кружится шар земной.
(поворот, переступая налево, на 360o)
Эх, раз, еще раз,
(наклоны вправо-влево)
Поклонимся мы сейчас.
(наклон вперед)
Начинаем перепляс,
(притопы ногами в полуприседе)
Постараемся для вас.

Ведущий: Какая масленица бывает без ярмарки?

- А что же такое ярмарка?

Дети: Это веселый праздничный базар. Красиво весело и шумно на ярмарке. Много всего продают там: выпечку, фрукты, красивую одежду, а так же посуду и игрушки народных мастеров. В основном продавали то, что сделали своими руками.

(слайд 12,13,14,15)

Ведущий: Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, охватывающий многие виды народного промысла. Это - зодчество, музыка, танцы, фольклер. Бытовое искусство. Творцы декоративно-прикладного искусства - крестьяне, сельские и городские ремесленники, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку.

Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки. Мастер вкладывал в изделие свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.

(слайд 16,17,18)

Ведущий: А сейчас каждый из вас попробует изготовить поделки, которые продавались в старину на Руси на ярмарках.

(слайд 19)

У нас уже есть заготовки наших товаров. Осталось только нанести узор и раскрасить его. Но сначала разомнем ручки.

Физкультминутка для рук.

Домик.

Раз, два, три, четыре, пять.
(разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого пальца)
Вышли пальчики гулять.
(ритмично разжимаем все пальцы вместе)
Раз, два, три, четыре, пять
(поочередно сжимаем широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца)
В домик спрятались опять.
(возвращаемся в исходное положение)
Дети под руководством воспитателя раскрашивают изделия и проводится выставка работ.
(слайд 20)

3. Подведение итогов

Ведущий: Ребята давайте позовем Масленицу.

Скоморох:

Дорогая гостья, Масленица,
Авдотьюшка  Изотовна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трехаршинная,

Петрушка:

Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные
Лапти частые, головастые,
Приезжай, Масленица, в гости к нам.

Звучит музыка – Масленница

(слайд 21)

(входит девушка в яркой одежде)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, здравствуй красавица.
Спасибо, что ты пришла к нам на праздник.

Ученица:

Наша Масленица дорогая,
Ненадолго к нам пришла.
Мы думали - на семь недель,
Оказалось, на семь дней.
А что ты нам принесла?

Масленица: Я принесла вам семь дней праздников. Веселья, гулянья и горы блинов. Я пришла к вам с блинами горячими, с пирогами румяными. Вас вкусно накормить, сладко напоить.

Блины печь - дело сложное.
Растворю я квашенку на донышке,
Поставлю квашенку на столбушке.
Будет моя квашенка полным-полна,
Полным-полна, с краями ровна!

Звучит музыка - Блины, Масленица угощает детей блинами).

(слайд 22)

Масленица: Хорошую вы встречу мне устроили, много про меня рассказали.

Я гуляла с вами, теперь села в сани,
Пела и плясала, сильно я устала.
Кончилось веселье-беритесь за дело.
Направляйте сошенку выехать на пашенку,
А со мной проститесь, блинами угоститесь.

(Масленица покидает класс)

(слайд 23)

Ведущий:

Масленицу провожаем,
Тепла, света желаем.
Здравствуй и прощай,
На тот год приезжай!
Уходи Зима ко дну,
Присылай Весну.

(слайд 24)

Вот и пришло печальное событие - нашему празднику официальное закрытие.

Праздник наш кончается, а весна начинается.

(слайд 25)

Звучит музыка - Плясовая, ведущий приглашает детей и гостей к столу, на котором стоят – блины, мед, баранки и пряники.

(слайд 26)