Урок по теме "Кислоты"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,8 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока.

  • Образовательные: сформировать представления о классе сложных веществ – кислотах и их названиях, классификации кислот по основности, по содержанию атомов кислорода;  качественном определении кислот индикаторами; познакомить с физическими свойствами, значением в жизни человека и применением некоторых кислот; определять по составу соединения принадлежность его к классу кислот, индикаторами определять кислоты и щелочи, работать с растворами кислот и щелочей, соблюдая правила ТБ и ОТ.
  • Развивающие: развивать мышление обучающихся, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
  • Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных фор обучения и создания ситуации успеха, работа в паре, взаимопроверка.

Планируемый результат.

Предметные умения:

  • в познавательной сфере: давать определения понятий кислота, индикатор; выучить называть кислот, различать растворимые и нерастворимые кислоты, определять с помощью индикаторов растворимые кислоты и щелочи;
  • в трудовой сфере: планировать и  проводить химический эксперимент;

УУД: личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью

  • регулятивные: устанавливать целевые приоритеты; планировать пути достижения целей; самостоятельно оценивать правильность выполнения действия по ходу его реализации;
  • познавательные: давать определение понятиям, строить классификацию на основе дихотомического деления, осуществлять сравнение, устанавливать причинно-следственные связи;
  • коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве, работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Технология: технология критического мышления через чтение и письмо, системно-деятельный подход, проблемное обучение.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

Этап подготовительной подготовки для работы на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Сейчас вам будет предложено задание по изученному материалу, и оно позволит нам перейти к изучению нового материала.

1 этап: Стадия вызова.

Учитель: На слайде и у вас на столе есть задания, где приведены формулы веществ CuO, HCL, NaOH, H2, Fe, H2O, H2SO4, O2, Ca(OH)2, SO2, HNO3, Cu(OH)2, AI(OH)3

  1. Выберите из списка простые вещества?
  2. Выпишите из списка оксиды и выпишите их в столбик
  3. Назовите оксиды.
  4. Выпишите из списка основания и выпишите их в столбик
  5. Назовите основания
  6. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
    +  - задание выполнено правильно
    ±  - задание выполнено не полностью
    –-   - задание не выполнено
  7. Показать слайд с эталоном ответа.

Учитель: Дайте определение оксидов?

Учитель: Дайте определение основаниям?

Учитель: Дайте определение простым и сложным веществам. Приведите примеры из предложенных раннее формул.

Учитель: Какие вещества вы не выписали из списка?

Ученики: HCL, H2SO4, HNO3. Почему? (Так как мы их не изучали)

Учитель: Сравните их состав, что общего? (Общее: содержат атомы водород)

Учитель: В чем их различие по составу?

Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к бинарным соединениям? Почему?

Учитель: Как вы думаете, эти вещества можно отнести к отдельному классу соединений.

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать тему и цель нашего урока.

2 стадия: Осмысление.

Определение, номенклатура (название) и классификация кислот.

Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 21 стр. 119-121.

Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.

  1. Дайте определение кислотам? (Кислоты – это сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка).
  2. Выпишите формулы кислот и их названия  в тетрадь.
  3.  Дайте определение бескислородным кислотам? Приведите примеры.
  4. Дайте определение кислородсодержащим кислотам? Приведите примеры.
  5. Из трех представителей кислот: HCL, H2SO4, HNO3 какие относятся к кислородсодержащим кислотам и бескислородным?
  6. Что собой представляет кислотный остаток? (Оставшаяся часть формулы, кроме атома водорода).
  7. Из каких химических элементов состоит кислотный остаток? (Атомов неметаллов)
  8. Как определить заряд кислотного остатка? Каков его заряд? (По количеству атомов водорода в формуле кислоты. Заряд кислотного остатка всегда отрицательный). (Учитель дополняет, как можно составить формулу кислоты с помощью таблицы растворимости, зная заряды иона водорода и кислотного остатка)
  9. Что такое основность? (Число атомов водорода в кислоте)
  10. Из раннее приведенных формул кислот HCL, H2SO4, HNO3 назовите кислоты одноосновные и двухосновные?
  11. Назовите кислотные остатки в приведенных формул HCL, H2SO4, HNO3 и каков их заряд? Назовите данные кислоты?
  12. По составу, какие бывают ионы кислотного остатка? (Простые и сложные).
  13. Из ранее приведенных формул кислот HCL, H2SO4, HNO3 какие из них содержат простые, или сложные ионы  кислотного остатка?
  14. Назовите кислотный остаток в фосфорной кислоте, и какой его заряд? Какая эта кислота по основности? По составу, каков ион кислотного остатка?
  15. Рассчитайте степени окисления атомов химических элементов в фосфорной кислоте? Составьте формулу соответствующего ей оксида. Назовите его. (Далее учитель дополняет, чем степень окисления отличается от заряда иона)
  16. Определите заряды ионов, степени окисления элементов в кислотах

Соединение

Заряды ионов

Степень окисления элементов

HNO3

 

 

H2SO4

 

 

HMnO4

 

 


Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.

  • +  - задание выполнено правильно
  • ±  - задание выполнено не полностью
  • - задание не выполнено

Физические свойства кислот, нахождения их в природе и применение. Качественные реакции.

Учитель: Ребята, чтобы ответить на эти вопросы нужно прочитать текст параграфа 21 стр. 121-124.  Применение кислот можно составить схему.

Ответы учащихся после прочтения первого фрагмента параграфа.

  • Перечислите физические свойства серной кислоты. (Бесцветная жидкость, вязкая, как масло, не имеющая запах, почти вдвое тяжелее воды, поглощает влагу из воздуха и других газов)
  • Расскажите правила растворения серной кислоты в воде. (Сначала вода, потом кислота иначе случится большая беда)
  • Почему не существуют в свободном состоянии угольной и сернистой кислот? (Разлагаются на воду и соответствующий оксид)
  • Какие реакции называются качественными?
  • Как можно распознать растворы кислот?
  • Какие индикаторы вы знаете?
  • Можно ли индикаторами распознать кремниевую кислоту?

Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах кислот».

Порядок действий.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: 3 пробирки с раствором  серной кислоты, растворы метилового оранжевого, фенолфталеина, лакмуса, штатив с пробирками.
  2. Прилейте в первую пробирку раствор метилового оранжевого. Как изменилась окраска?
  3. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  4. Прилейте в 3-ю пробирку раствор лакмуса. Как изменилась окраска?
  5. Оформите отчет в виде таблице

№ опыта

Что делали

Что наблюдали

1

В первую пробирку прилили к раствору серной кислоты м/о

м/о стал розовый

2

Во вторую пробирку прилили в раствору серной кислоты ф/ф

ф/ф окраску не поменял

3

К третьей пробирке прилили к раствору серной кислоты лакмус

лакмус стал красный

Вывод по эксперименту: Как определить растворы кислот с использованием индикаторов?

Инструкция по проведению химического исследования «Изменение окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей».
Порядок действий.

  1. Проверьте наличие необходимого оборудования: 2 пробирки под номерами 1 и 2 (с раствором  серной кислоты и гидроксидом натрия), раствор фенолфталеина, штатив с пробирками.
  2. Прилейте в первую пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  3. Прилейте во 2-ю пробирку раствор фенолфталеина. Как изменилась окраска?
  4. Оформите отчет в виде таблице

№ опыта

Что делали

Что наблюдали

Выводы

1

В первую пробирку  прилили к раствору ф/ф

ф/ф окраску не поменял

Пробирка № 1 – серная кислота

2

Во вторую пробирку прилили к раствору  ф/ф

ф/ф  стал малиновый

Пробирка № 2 – гидроксид натрия


Вывод по эксперименту: Как определить растворы кислот и щелочей с использованием индикаторов?

3 стадия: Рефлексия

Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учитель: Сейчас мы проведем контрольное тестирование. Посмотрим, как вы усвоили новую тему. За данную работу будут выставлена оценка

  1. Кислотой  является:
    1) Na2O       
    2) NaOH      
    3) O2       
    4) Н3PO4
  2. Метиловый оранжевый будет розовым в растворе:
    1) KOH    
    2) Cu(OH)2     
    3) НCL    
    4) H2O
  3. Назовите бескислородную кислоту
    1) HCL    
    2) H2SO4      
    3) HNO3   
    4) Н3PO4
  4. Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий и оцените их.
    +  - задание выполнено правильно
    ±  - задание выполнено не полностью
      - задание не выполнено

Учитель: С каким классов веществ мы сегодня познакомились?

Учитель:  Дайте определение кислотам?

Учитель: Какие бывают кислоты  по основности?

Учитель: С помощью, каких веществ можно распознавать растворы кислот?

Учитель: Где находятся кислоты в природе и их применение?

Домашнее задание:

Учебник Габриелян О.С. Химия. 8 класс. М.: Дрофа, 2013г. § 21 упр. 3.

Учитель:  Ребята, вы  мне сегодня помогли провести урок. Мне понравилось, как вы работали на уроке.

Учитель: Ребята, закончите следующие фразы

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я понял, что могу...
  • Мне понравилось...
  • Для меня стало новым...
  • Меня удивило...
  • У меня получилось...
  • Я приобрёл...
  • Мне захотелось...
  • Меня воодушевило...

Оценки за урок выставляются наиболее активно работавшим на уроке учащимся и по итогам проверки работы.

13.03.2018