Формирование предпосылок универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика


Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает достаточно высокий уровень обеспечения готовности дошкольников к школе. Особенно актуальной становиться эта задача при реализации в отношении детей с ОВЗ. Результаты усвоения образовательной программы ДОО были определены Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного образования в виде целевых ориентиров, которые "предполагают … формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования".

В дошкольном возрасте различают 4 компонента, относящиеся к формированию предпосылок универсальных учебных действий (УУД) на этапе завершения ДОО

  1. личностный;
  2. регулятивный;
  3.  познавательный;
  4. коммуникативный.

Личностный компонент

Предпосылками личностного компонента являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитывать нравственные ориентиры (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)

Существует несколько способов формирования предпосылок личностных универсальных учебных действий, одним из которых является сюжетно-ролевая игра. Например, сюжетно-ролевая игра "Школа" - разучивание в игровой форме школьных правил, встречи с нынешними школьниками – выпускниками группы, чтение художественной литературы о школьной жизни с обсуждением, заучивание стихов; ознакомление с пословицами и поговорками, в которых подчеркивается значение книги, учения и труда; рассматривание школьных принадлежностей и загадывание загадок о них, оформление альбома загадок, стихов, пословиц и поговорок о школе, школьных принадлежностях, знаниях, книгах.

Формированию предпосылок личностных универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста способствуют так называемые «полянки добрых дел». Совместное коллективное оценивание добрых положительных поступков детей, соотнесение с этическими нормами  происходит в процессе коллективной беседы и размещения на полянке ярких нарядных цветочков.

Коммуникативный компонент

Предпосылками коммуникативного компонента являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника;
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • умение предлагать помощь и сотрудничество;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • способность формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение строить понятные для партнёра высказывания.

   Эффективным способом формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий являются коллективные работы по изодеятельности, аппликации, конструированию. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительная память, то есть разносторонние психические процессы. Игры "Добрый день", "Добрые руки" развивают у детей человеческую способность к сотрудничеству.

Познавательный компонент

Предпосылками познавательного компонента являются:

  • навыки сформированности сенсорных эталонов;
  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).

Результативным способом формирования предпосылок познавательных универсальных учебных действий является рассказывание по схеме, действие по плану, сравнительное описание предметов. Важным являются игры, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности – это таинственные схемы-знаки «Найди указанное место»; упражнения «Логические цепочки», «Продолжи ряд».

Регулятивный компонент

Предпосылками регулятивного компонента являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) – сформированность мелкой моторики рук.

На ступени предшкольного образования развитие предпосылок регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Для его совершенствования используются различные игры и упражнения «Что изменилось?», «Найди одинаковые предметы», «Найди отличия», «На что похожа мелодия»., упражнения "Ситуации", с помощью которых дети могут принимать участие в разрешении различных проблемных ситуаций; игры " Слушаем тишину", " Правила", " Продолжи узорчик", " Проведи линию".

Таким образом, при формировании предпосылок УУД на предшкольной ступени образования необходимо:

  • Опираться на ведущий вид деятельности дошкольников – игру, использовать игры с правилами, игровые ситуации;
  • Включать дошкольников в активные виды деятельности: конструирование, рисование, моделирование, экспериментирование, исследование, и др.;
  • Поощрять детей за активность, познавательную инициативу, интерес, стимулировать любознательность детей;
  • Тренировать мыслительные операции – классификацию, анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, и др.;
  • Развивать коммуникативные способности детей, вербальную и невербальную речь, творческие способности и навыки самоконтроля;
  • Акцентировать внимание на деятельности дошкольника и ее эффективности, а не на достижениях.