«Умом Россию не понять...» (Патриотическая тема в лирике Ф.И.Тютчева)

Разделы: Литература


Класс. 10

Тип занятия. Урок изучения нового материала.

Цель методической разработки – развитие читательской компетенции на уроке литературы.

Формируемые компетенции.

  • Читательская компетенция – овладение чтением как средством осуществления своих планов: продолжения образования, осознанного планирования актуального и перспективного круга чтения, подготовки к социальной деятельности; использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового, выборочного; выразительного чтения; коммуникативного чтения вслух и про себя; владение основными стратегиями чтения художественных и учебных текстов [5; 18].
  • Коммуникативная компетенция – овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умением организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально, в паре и в группе.
  • Языковедческая компетенция – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование умения пользоваться различными видами словарей.
  • Культуроведческая компетенция – понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, обеспечение культурной самоидентификации, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, формирование эстетического вкуса.
  • ИКТ-компетентность – осуществление информационного подключения к глобальной сети Интернет (сайт грамота.ру).

Формы работы обучающихся. Индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.

Конспект занятия

Оформление. Выставка книг русских писателей и поэтов о России.

Оборудование: учебник В.И. Сахарова, С.А. Зинина «Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений», электронное приложение к учебнику, мультимедийный проектор, словари, раздаточный материал «Я.В. Темиз», «Г.Н. Ионин», «План анализа лирического произведения», «Образец анализа стихотворения Ф.И. Тютчева».

Домашнее задание (групповое) – подготовить выставку книг, посвященных России.

1. Организационный момент.

2. Включение в деятельность.

Учитель. Ребята, рассмотрите репродукции картин [6; 33], опишите каждую (можно 2-3), приведите не менее 10 фраз по теме высказывания. Сразу после ответа оцените работу одноклассников по критериям (записаны в рабочей тетради ранее) [11]:

1. Выполнение коммуникативной задачи

Участник справился с коммуникативной задачей.

Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.

Фактические ошибки отсутствуют. - 1

2. Учёт условий речевой ситуации

Учтены условия речевой ситуации. - 1

3. Речевое оформление монологического высказывания

Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. - 1

4. Грамматических ошибок нет 1

5. Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок -1

6. Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок - 1

7. Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции - 1

Шкала перевода: 0-3б. «2», 4б. «3», 5-6б. «4», 7б. «5»

А.К. Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г.

Ученик. Ответ.

 А.К. Саврасов. Проселок. 1873 г.

Ученик. Ответ.

И.И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.1891 г.

Ученик. Ответ.

 И.И. Левитан. Владимирка. 1892 г.

Ученик. Ответ.

 И.И. Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.

Ученик. Ответ.

 В.Г. Перов. Проводы покойника. 1865 г.

Ученик. Ответ.

3. Формулирование темы, задач урока.

Учитель. Скажите, что объединяет эти картины? Сформулируйте тему урока.

Ученики. Эти картины о России. Мы будем говорить о теме России в поэзии Ф.И.Тютчева.

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Учитель. Просмотрите материал учебника со страницы 28 по страницу 30 [6; 28-30] (вид чтения – просмотровое), определите план нашей работы по данной теме, объясните свою точку зрения.

Ученики.

План.

1. Стихотворения о России.

2. Подходы к раскрытию темы.

3. Анализ стихотворений.

Запись плана урока в рабочих тетрадях.

4. Работа над новым материалом.

Учитель. У каждого из вас сборник стихотворений Тютчева, с которым мы уже работали. В течение 7 минут выберите стихи о России, ее роли в мире. Представьте свою работу. (Поисковое чтение.)

Ученики. «К оде Пушкина на вольность» (1820) [9; 149], «14-ое декабря 1825» (1826) [9; 166], «Цицерон» (1830) [9; 43], «Глядел я, стоя над Невой...» (1844) [9; 75], «Море и утес» (1848) [9; 76], «Русская география» (1848 или 1849) [9; 198], «Рассвет» (1849) [9; 199], «Пророчество» (1850), [9; 200], «Куда сомнителен мне твой...» (1850) [9; 212], «Наш век» (1851) [9; 94], «Эти бедные селенья...» (1855) [9; 106], «Умом Россию не понять...» (1866) [9; 129] и другие.

Герменевтический круг [3; 264]. Первое понимание текста.

Учитель. Выберите одно из стихотворений Ф.И. Тютчева о России. Проанализируйте стихотворение [2;130], опираясь на следующий круг вопросов:

1) время создания стихотворений и бытовой контекст,

2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом,

3) какой образ передает это чувство? 4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

Ученики. Готовятся в течение 5 минут.

Учитель. Представьте свою работу однокласснику (работа в паре).

Герменевтический круг. Рефлексия. Осознание недостаточной полноты и глубины понимания текста.

Учитель. Удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

Ученики. Отвечают.

Герменевтический круг. Приращение знания.

Учитель. Ребята, скажите, какие тенденции в изображении России существовали в русской литературе XIX века? Приведите примеры.

Ученики. Отвечают.

Учитель. Прочитайте материалы из книги Я.В. Темиза [8; 228-229] (изучающее чтение). Представьте прочитанное в виде схемы.

Образ России в русской литературе XIX века

Для критического реализма характерны две противоположные тенденции в изображении России, обычно сочетающиеся и переплетающиеся в творчестве большинства писателей:

«Люблю Отчизну я, но странною любовью...» М.Ю. Лермонтов

1.1.критическая направленность,

1.2.оппозиционность по отношению к официальному патриотизму,

1.3.обличительство,

«Прощай, немытая Россия»

2.1.традиционный патриотизм,

2.2.идеализация и восхваление России,

2.3.неприятие западной цивилизации и «слепая» любовь к Родине.

«Бородино», «Два великана», «Панорама Москвы»

В поэме Гоголя «Мертвые души» – тот же дуализм (двойственность) в восприятии и изображении России.

1. Россия реальная (город, поместья, помещики и их крепостные) оставляет желать лучшего.

2. «Русь – птица-тройка» – Россия его мечты, такая, какой она могла быть, если бы реализовала свои потенциальные возможности (народ с его культурой и языком, песня, бескрайние просторы).

Учитель. Что вы уточнили, прочитав статью Темиза?

Ученики. Ответы.

Учитель. Какие из названных тенденций проявились в следующих стихах Тютчева?

1.

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа –
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа!

2.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Ученики. Выполняют задание, отвечают.

Учитель. Следует отметить, что, несмотря на сложившиеся в XIX веке тенденции в изображении России, основой стихотворений о России Тютчева является его концепция мироздания.

Познакомьтесь с материалами из книги Г.Н. Ионина «Русская литература XIX века» (изучающее чтение). Определите его основную мысль, подчеркните слова, словосочетания, предложения, которые помогли вам это сделать.

Концепция мироздания Тютчева двухполюсна, дихотомична (греч. dicha — на две части, tome — сечение). Основой поэзии Тютчева является принцип разделения, разъединения, борьбы: образов, чувств, природных начал и внутренних состояний человека (Хаоса — Космоса, дня — ночи, любви — смерти, всеприродного — индивидуального). В его поэзии сопрягаются образцы-антиподы.

Мироздание в поэзии Тютчева представлено как борьба двух стихий — Хаоса и Космоса. Вспомним стихотворение «О чем ты воешь, ветр ночной?..», где Хаос и Космос противопоставлены:

О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится! [9; 52]

В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» Шеллинг писал: «...в мире, каким мы теперь его видим, все порядок, норма и форма; и все же в основе по-прежнему лежит хаотическое и, кажется, будто оно может когда-нибудь прорваться снова; ничто в мире не производит на нас впечатления изначальности порядка и формы, но напротив, все наводит на мысль о некотором изначально хаотическом, введенном в рамки порядке. Это — непостижимая основа реальности вещей и, несмотря ни на какие усилия, несводимый к разуму остаток, вечно остающийся в основе вещей...».

Это мифопоэтическое противопоставление Космоса и Хаоса может многое прояснить в психологизме тютчевской лирики, посвященной любви и природе, ибо, по Тютчеву, и в мире человеческих чувств, и в тайне природных явлений противоборствуют хаотическое и космическое начала. Даже в политических стихах Тютчева, среди которых есть подлинные шедевры («Молчит сомнительно Восток...» и др.), соотношение Хаоса и Космоса помогает почувствовать глубину тютчевской мысли: западный мир, в его поэтическом представлении, по преимуществу хаотичен, а православный Восток — космичен. Тема Христа в стихотворении «Эти бедные селенья...» явно противостоит Хаосу. Христианское чувство космично.

Введенный в пределы всемирного строя хаос дает о себе знать мятежными движениями и порывами. Присутствие хаотического, иррационального начала в глубине бытия сообщает различным явлениям ту свободу и силу, без которых не было бы самой жизни. Но жизнь – это борьба за торжество Космоса над Хаосом, несмотря на то, что «древний» Хаос – прародитель всего. [2; 128-129]

5. Применение нового знания.

Герменевтический круг. Вторичное чтение и понимание текста.

Учитель. Перечитайте ранее выбранное вами стихотворение Ф.И. Тютчева о России, подготовьте выразительное чтение. Проанализируйте стихотворение, опираясь на следующий круг вопросов:

1) время создания стихотворений и бытовой контекст,

2) главное чувство лирического героя и стихотворения в целом,

3) какой образ передает это чувство?

4) как соответствуют ему художественные средства – тропы, ритмика и строфика?

Ученики. Готовятся и представляют работу (работа в паре).

Учитель. А теперь удовлетворены ли вы полнотой и глубиной понимания текста?

Ученики. Отвечают.

Учитель. Выводы: Россия видится поэту как душа человечества. Познание России может осуществляться через веру. Спасение России от духовного кризиса поэт видит в православной религии.

Учитель. Кто из современных поэтов, на ваш взгляд, близок Ф.И. Тютчеву. Обоснуйте свою точку зрения.

Ученики. Отвечают.

Ученики (реализация группового домашнего задания – подготовить выставку книг, представить ее). Есть сайт «Стихи.ру», где печатаются современные поэты. Многие пишут о России, например, Алла Шарапова, лауреат премии «Поэт года» за 2016 год [10]. Также современные стихи о России можно прочитать на сайте «Любимая родина». Вот стихотворение Галины Таравковой.

Да будет Русь жива, благословенна,
Дева Мария покровительствует ей,
Примером ярким, дерзновенным,
Духовности росток заложен в ней.
Пройдут реформ лихие времена,
К ответу призовут растливших души,
Предавших и продавших имена,
Известны будут на море и суше.
Святая Русь поднимется с колен,
Волна идей обрушит лжи оковы,
Время грядёт великих перемен,
Для этого заложены основы.
Прольётся Свет, обрушится волна,
Мир мракобесия провалится в пучине,
России Миссия великая дана,
Духовность возродить отныне.
(«Будущее России») [7]

Посмотрите на книжную выставку, где представлены авторы, писавшие о России. Направление «медитативной лирики» – Николай Заболоцкий, Арсений Тарковский, Юрий Левитанский; «тихой лирики» – Николай Рубцов, Анатолий Жигулин; авторской песни – Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий. Учащенным обращением к тематике, стилистике Тютчева отличается Николай Заболоцкий.

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
(«Вечер на Оке») [1; 237]

6. Домашнее задание.

Сочинение стихотворения о Тютчеве (по желанию). Написать сочинение-миниатюру «Величие России и ее роль в мировой истории» (по желанию). Письменный анализ полюбившегося стихотворения Тютчева.

План.

I. В чем своеобразие лирики автора и ее значимость как явления национальной культуры? Как воспринимается стихотворение, какие чувства и мысли вызывает? Как творческая история стихотворения в контексте творческой биографии автора помогает войти в художественный мир стихотворения?

II.

1. Имеет ли стихотворение название? Что в нем отражено?

Кто адресат посвящения (если оно есть)? В чем смысл посвящения?

2. Как построено стихотворение? Если оно делится на строфы, то сколько их? Каковы они по форме? Как связаны между собой?

3. Как звучит начало стихотворения? Какая нарисована картина и с помощью каких художественных средств? Если в стихотворении есть лирический герой, то каков его внутренний мир, состояние? Что с ним происходит? С помощью каких художественных средств это изображено?

4. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу? Как передается движение: с помощью лирического сюжета, смены картин, интонации и т. д.? Какие мотивы возникают и в каких образах воплощаются? Каковы особенности стиха и их смыслообразующая роль? Какие ассоциации возникают? Почему? Как они углубляют восприятие? Как развивается поэтическая мысль и в какой момент достигает кульминации? Какими художественными средствами это изображено?

5. Каков итог лирического высказывания? Находит ли лирический конфликт свое разрешение? Какими поэтическими средствами это выражено? Как достигается автором эмоционально-смысловая целостность стихотворения?

III. Как и на основании чего можно оценивать мастерство автора стихотворения? В чем традиционность, а в чем новаторство его манеры? Как вписывается стихотворение в творчество автора в целом, в общекультурный контекст? [4; 17-18]

7. Рефлексия.

  • Какие задачи вы ставили себе в начале урока?
  • Выполнили их?
  • Что новое узнали?
  • Определите самочувствие, активность, настроение.

Список литературы

  1. Заболоцкий, Н.А. Стихотворения и поэмы. – М.: Правда, 1985.
  2. Ионин, Г.Н. Пособие для учителя: к учебнику и хрестоматии «Русская литература XIX века». 10 кл. – М.: Мнемозина, 2001.
  3. Ипполитова, Н.А. Методика преподавания риторики. – М. Издательство «Экзамен», 2014.
  4. Карнаух, Н.Л. Письменные работы по литературе. 9-11 кл. – М.: Дрофа, 2002.
  5. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011.
  6. Сахаров, В.И., Зинин, С.А., Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011.
  7. Таравкова, Галина. Стихотворение. Режим доступа: http://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/8-stikhi-o-rossii.html
  8. Темиз, Я.В. Словесность: интегрированный курс русского языка и литературы. – М.: Мегатрон, 2000.
  9. Тютчев, Ф.И. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников. – М.: Правда, 1988.
  10.  Шарапова, А. Стихотворения. Режим доступа: http://www.stihi.ru/
  11.  Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (программа основного общего образования). Режим доступа: http://fipi.ru/
  12.  Мультимедийное приложение к учебнику Г.С. Меркина «Литература. 10 класс». Режим доступа: http://xn----dtbhthpdbkkaet.xn--p1ai/eor/elektronnye-obrazovatelnye-resursy.php
  13. Перечень используемых на занятии ЭОР
Название ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

А.К. Саврасов, «Грачи прилетели»

репродукция

http://alexey-savrasov.ru/kartina/1.php

А.К. Саврасов. «Проселок»

репродукция

http://alexey-savrasov.ru/kartina/25.php

И.И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу»

репродукция

http://nearyou.ru/shishkin/0shdolg1.html#сквозь

И.И. Левитан. «Владимирка»

репродукция

http://isaak-levitan.ru/master/14.php

И.И. Левитан. «Над вечным покоем»

репродукция

http://www.virtualrm.spb.ru/resources/vernisages/d_10

В.Г. Перов. «Проводы покойника»

репродукция

http://www.hudojnik-peredvijnik.ru/perov-v-g/perov-v-g-provody-pokojnika/