Организация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Разделы: Биология, Общепедагогические технологии


Современный урок – это урок, на котором создаются условия для формирования и воспитания личности учащегося, развития умений анализировать и принимать взвешенные решения, патриота, гражданина своей страны. Чтобы достигнуть такого результата, нужно, чтобы уроки были качественными. Основой повышения качества образования является совершенствование образовательных технологий.

Образовательные технологии – это система деятельности педагога и учащихся, направленная на достижение результата, связанного с принципами педагогики, целью, содержанием, методами обучения. В любой образовательной технологии большое значение имеет познавательная деятельность учащихся. Ребёнок должен хотеть учиться, должен сам научиться добывать знания.

Учитель выступает в роли организатора процесса познания.

Проблема качества знаний в том, что у учащихся зачастую отсутствует мотивация к познанию окружающего мира. Повысить мотивацию к учебной деятельности поможет создание условий для участия, активизация требований к ученикам, установка тематических рамок учебной деятельности.

На уроках биологии я применяю разнообразные приёмы мотивации учащихся к познанию.

Создание проблемной ситуации на разных этапах урока, при изучении нового материала, его закреплении, решении теоретических и практических заданий.

1. Задания для 6 класса:

1.1. Почему растения группы папоротники лучше растут в тени или под пологом леса?

1.2. Правда ли, что голосеменные могут цвести, какие функции выполняют шишки?

2. Задания для 7 класса:

2.1. Почему люди боятся неподвижного магического взгляда змей?

2.2. Почему крокодилы отлично плавают в воде, а на суше двигаются неуклюже? С чем это связано?

3. Задания для 8 класса:

3.1. В романе «Человек-амфибия» юноше по имени Ихтиандр были пересажены жабры, которыми он дышал в воде. Какую проблему, возникшую после пересадки, не позволяющую выжить молодому человеку в воде не учёл автор романа?

3.2. Как связан выбор профессии с полушариями головного мозга человека?

4. Задания для 9-11 классов:

4.1. Почему в современное время в биологии клеточная теория является одной из основных теорий для понимания сущности жизни на Земле?

4.2. Как наука генетика связана с наследственными заболеваниями?

4.3. Проблемные ситуации помогают учащимся преодолевать затруднения, заставляют думать, искать ответы на вопросы, рассуждать, находить верное решение, способствуют развитию познавательной активности, учат высказывать свои мысли, давать развёрнутый ответ, отстаивать своё мнение.

Создание ситуации парадоксального факта способствует выдвижению предположений, гипотез для объяснения научных фактов.

Факт первый. В прошлом веке на одном из островов Атлантического океана вспыхнула эпидемия кори, которую завёз человек, заразившийся в Европе. Из семи тысяч населения остались здоровыми 98 самых старых людей, которые переболели корью 65 лет назад.

Факт второй. В 1967 году молодой хирург из Кейптауна Кристиан Барнард впервые сделал пересадку сердца от одного человека к другому. Операция была выполнена стерильно, с высоким мастерством. Но приживления не произошло, спасти жизнь больного не удалось. Как эти два факта связаны между собой?

Применение парадоксальных фактов развивает интерес к биологии, повышает любознательность, развивает аналитическое мышление школьников.

Использование литературных произведений помогает при обсуждении вопросов темы курсе анатомии и физиологии человека.

Отрывок из рассказа Ю.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» можно применить при изучении темы «Железы внутренней секреции». В отрывке точно приводятся признаки нарушения состава и функций костей ребёнка, показывается их чрезмерная подвижность, благодаря которым мальчик принимал неестественные положения гимнаста.

При изучении темы «Эндокринная система» привожу в качестве примера отрывок из М.А.Булгакова «Собачье сердце»: «…Одним словом, гипофиз – закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Это в миниатюре – сам мозг…».

Данный пример применим при обсуждении и анализе проблемы трансплантации органов и эндокринных желёз животным и человеку. С учащимися обсуждали проблемы здоровья человека в науке, выяснили отношение ребят к научному поиску.

Анализ жизненных ситуаций помогает сравнивать, анализировать события, делать предположения и выводы.

На улицах нашего города изредка можно встретить людей без пигментации кожи, волос, радужки глаз. Объясните, с чем это связано?

Известно, что в природе существуют животные с разными типами питания. Объясните с научной точки зрения, как возникли эти экологические группы животных, какую роль играет их приспособленность к среде обитания? Чтобы понять данные ситуации, нужны знания определений и законов биологии.

Очень интересен приём найдите ошибку в тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Можно применять на разных этапах урока при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ.

Задание для 7, 9, 11 классов:

 1. Кольчатые черви – это наиболее высокоорганизованные животные среди других типов червей. 2. Кольчатые черви имеют незамкнутую кровеносную систему. 3. Тело кольчатого червя состоит из отдельных члеников. 4. Полость тела у кольчатых червей отсутствует. 5. Нервная система кольчатых червей представлена окологлоточным кольцом и спинной нервной цепочкой.

Задание для 8, 9, 11 классов:

1. У человека сердце располагается в грудной полости. 2. Предсердия сердца сообщаются между собой. 3. Между предсердиями и желудочками имеются клапаны, которые открываются только в стороны предсердий. 4. При сокращении сердца кровь из левого желудочка поступает в лёгочную вену, а из правого желудочка в аорту. 5. Сердце непрерывно в течение всей жизни человека. 6. Его высокая работоспособность объясняется ритмичными чередованиями работы и отдыха каждого отдела.

Задание для 6, 7 классов:

Летом я жила в деревне. У бабушки был большой огород, поэтому работы хватало всем. Мы пропалывали, поливали, выбирали из почвы дождевых червей, чтобы они не повредили корни растений. После работы мы мыли руки с мылом – ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печёночных сосальщиков – опасных паразитов человека. А однажды на бабушкину капусту напали белые планарии и стали объедать сочные нежные листья. Мы всех червей собрали и уничтожили. Летом мы поработали на славу, а осенью собрали небывалый урожай! Что здесь лишнее? Ответ обоснуйте.

Итак, приёмы мотивации познавательной деятельности стараюсь применять на различных этапах урока биологии. Учебные ситуации на уроках помогают развивать способности учеников, стремление к познанию значения биологии как науки в жизни человека, к применению знаний на практике, к желанию учиться дальше, получать образование, приобретать будущую профессию.

Литература

1. Введение ФГОС ООО: проблемы и перспективы.- Самара: Самарское управление министра образования и науки Самарской области, Департамент образования Администрации г.о. Самара, Центр развития образования г.о. Самары, МБОУ №11 г.о. Самара – Самара, АНО «Издательство СНЦ РАН», 2013.

2. Капранова Н.М. Методика проектирования уроков в современной информационной образовательной среде. Опыт работы по ФГОС ООО. Издательство Учитель, 2017. – 98 стр.