Внеурочная деятельность кружка «Моя малая родина». Тема занятия: «Одежда мужчин и женщин во второй половине 19 века»

Разделы: Начальная школа


Форма занятия: кооперативно-групповая работа.

Материально-техническое обеспечение занятия: карточки, ребусы, иллюстрации, учебно-лабораторное оборудование.

Цель занятия: познакомить с одеждой дворян второй половины 19 века и дать представление о моде той эпохи.

Задачи:

  1. на основе краеведческого материала расширить представление детей о жизни людей, их деятельности в России 19 века;
  2. учить определять по одежде социальный статус человека и эпоху, в которой он жил;
  3. обучать навыкам поисковой работы, сценического мастерства;
  4. развивать эмоционально-образное восприятие исторического материала обучающимися.

Формирование УУД.

Личностные:

  • формирование учебно-познавательного интереса к изучению истории своей страны;
  • осознание себя членом общества и государства, чувство любви к своей стране.

Метапредметные.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять цель занятия;
  • ответственность за выполнение своей части задания при работе в группе;
  • осуществлять анализ (описание) платьев и костюмов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • умение работать с источниками информации;
  • умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  • умение провести рефлексию своих действий на занятии.

Коммуникативные. умение слушать собеседника, вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Технологии, применяемые на занятии: технология групповой деятельности, игровая технология, ИКТ и элементы технологии проектной деятельности.

Ход занятия

Ι. Организационный момент

(Прозвенел звонок. Учитель просит подойти детей к нему).

- Отгадайте загадку.
«Не летает, но жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука,
Два блестящих огонька».
(Машина)

- Но наша машина может перемещать нас в прошлое и будущее. (Машина времени).

- Надо занять свои места согласно билетам.

(Звучит музыка. Дети достают номера и рассаживаются)

- Но троих экспертов я посажу сама.

- Сегодня мы работаем в группах. Вспомним правила работы в группе.

(не ругаться, выслушивать друг друга, не перебивать, распределять работу, работать дружно)

IΙ. Мотивация

- Теперь настроим машину времени на нужное время.

- Чтобы узнать куда мы отправимся, решите ребус, он у вас на столах.

(Звучит музыка)

(учитель вывешивает таблички с отгаданными словами: Россия, век, 19)

- А в какой город мы перенеслись? Откроем ноутбуки, найдем папку «Одежда», рассмотрим первый файл.

- А вот как он выглядит сейчас.

Презентация 1

IΙI. Постановка цели

- Чтобы узнать тему нашего занятия, надо найти подсказку. На столах конверты, откройте и прочитайте, что надо сделать.

(1 – встаньте перед партой спиной к доске, поверните голову налево, протяните руку и снимите подсказку со стены;

2 – встаньте перед партами лицом к доске, сделать два шага, протянуть руку и снять подсказку;

3 – встаньте перед партами, правым боком к доске, сделайте  шаг, протянуть руку, возьмите  подсказку)

- Вывесим карточки. Как вы думаете, как звучит наша тема?

«Одежда мужчин и женщин 19 века».

- Как вы думаете, о чём мы узнаем во время путешествия? С чем познакомимся?

- Во время занятия нам встретятся незнакомые слова, где мы можем посмотреть их лексическое значение? (толковый словарь)

- Каждая группа получает словарь.

ΙV. Актуализация знаний

- Найдите в словаре значение слова одежда.

(Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело).

- Рассмотрим второй слайд. Что это за место? А вот как оно выглядит сейчас.

- Кто изображен на слайде?

- Как вы думаете, это простой люд или дворяне?

- А как вы определили?

- Значит, одежда нам может рассказать к какой социальной группе принадлежит человек, чем он занимается.

- В 1 классе мы говорили про одежду крестьян, ходили в музей, видели её, рассматривали.

- Сегодня пойдёт речь об одежде более зажиточных людях-дворян.

V. Совместное открытие знаний

- В начале 19 века в России появляется новое слово мода.

- Найдём лексическое значение слова в словаре.

(Совокупность вкусов и взглядов, господствующих в определённой общественной среде в определенное, обычно недолгое время).

- А как вы думаете, какая страна являлась законодательницей мод? (Франция)

- В начале 19 века мода была так скоротечна (быстра), что менялась, чуть ли не ежедневно. Но к концу 19 века её можно проследить.

- Чтобы выполнить следующее задание, надо прочитать подсказку.

(Каждая команда получает запись «На нём сидят».)

- Под одним из стульев крепится рисунок. Рассмотрите картинку и постарайтесь рассказать, что вы видите. Что необычного в одежде?

(Команды по очереди рассказывают про одежду. Эксперты делают сообщения).

  • 1 эксперт - К концу 19 века мода входит в эпоху позитивизма. Главной чертой этого направления был намеренный показ благополучия и богатства. В моду входит турнюр – подушечка из ваты или конского волоса. Ввёл в моду такие платья Чарльз Ворт. Так же в моде был кринолин – конструкция в виде широкой юбки на обручах, соединенных друг с другом лентами. В качестве верхней одежды были накидки и шаль.
  • 2 эксперт - Одновременно возникло и иное направление. Женщины из мещан и интеллигенция носили блузы, платья и кофты, чем-то напоминающими мужские куртки и свободные блузы с галстуками. Деловой и работающей женщины для выхода на улицу и для визита стали простые в крое и практичные костюмы.
  • 3 эксперт - Мужская мода так же претерпела изменения. В начале века модными считались сюртуки, кружевные жабо, туфли с большими пряжками и ботфорты. Позднее «сильный пол» начинает отдавать предпочтение другой одежде. В повседневной одежде: светлые панталоны, сорочка, жилет, а поверх него – шерстяной фрак с высоким воротником – стойкой. В качестве верхней одежды использовался двубортный сюртук.

- Удобна ли такая одежда на каждый день?

- Чтобы одеться, приходилось пользоваться услугами других людей - слугами.

- Женщина в то время не могла одеваться по-другому, ведь она демонстрировала состоятельность своего мужа.

- Рассмотрим, как одевались в нашем городе. Слайд 3.

- Во что одеты. Кого мы видим?

- Что это за место? А вот как оно сейчас выглядит.

- Место знаменито. В 1843 году приобретает усадьбу писатель-славянофил Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). С этого времени начинается новый период истории усадьбы. Здесь бывали многие писатели, художники, музыканты.  В 1870 году усадьбу Абрамцево, которое находилось к тому времени в запущенном состоянии (главный дом без фундамента, с гнилой крышей, перекосившимися полами, разваленными печами и т.п.), покупает Савва Иванович Мамонтов (1841–1918). Он был неординарным, талантливым человеком, который соединил в себе, казалось бы, несовместимое: удачливый богатый промышленник, меценат, художественный и театральный деятель.
В Абрамцево неоднократно приезжали гостить художники, актеры и музыканты.

VΙ. Первичное закрепление

- Возьмите следующую подсказку.

(«На ней пишем в классе»)

- Откройте конверт. Что предстоит сделать?

- Раскрасить одежду.

(звучит музыка)

На доске делается выставка рисунков.

VΙI. Практическая работа

- Сейчас мы с вами попробуем походить в подобных нарядах.

(Дети одеваются)

- Шаг должен быть неспешным, приветствуем друг друга.

- Идём навстречу друг другу.

VIΙI. Рефлексия

- Вспомним тему занятия.

- Что нового узнали?

- Что особенно запомнилось?

- А что захотелось ещё узнать?

(вертуальная экскурсия)

IX. Самоконтроль

«Лента радости».

Презентация 2

4.12.2018