Развитие творческого потенциала личности учителя в условиях реализации ФГОС

Разделы: Русский язык


Развитие у педагогов творческого потенциала приобретает на сегодняшний день особую актуальность. Профессия учителя сложна и многообразна. Она не сводится только к знанию предмета и любви к детям. Учитель должен не только воспитать и довести до совершенства других, но и творчески подходить к организации учебного процесса.

Школа, как и культура, питается талантами. Если человек, овладевший той или иной профессией, замыкается в своём узкопрофессиональном мире, то он теряется как личность, неизбежно сужается его диапазон, так как специальные качества основываются на всеобщих законах творчества. Учитель постоянно находится в нестандартной обстановке, в процессе живого общения с детьми, где каждая новая ситуация требует творческого и оригинального решения.

Для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Деятельность педагога многогранна, в ней всегда есть место творчеству.

Всем известно, что наша профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой.

Педагогическая деятельность – процесс постоянного творчества. Но, в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности.

К основным качествам творческой личности могут быть отнесены такие, как умение поставить творческую цель и её достигнуть, способность к быстрому переключению мыслей, умение планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль, стремление к повышению профессионального мастерства путём самообразования. Поэтому в работе учителя должны оптимально сочетаться современные формы, методы, средства обучения, при которых развивается личность каждого ученика.

Учитель практически существует в режиме эксперимента в каждую минуту урока, так как основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация. Творчество обуславливается потенциалом личности педагога, сформированным на основе накопленного им социального опыта, психолого- педагогических и предметных знаний, новых идей, умений и навыков, позволяющих находить и применять оригинальные решения, новаторские формы и методы и тем самым совершенствовать исполнение своих профессиональных функций.

Успех учителя во многом зависит от его знаний, активности, педагогического творчества, использования традиционных и новых педагогических технологий, умения обобщать свой опыт и представлять для публикаций в газетах и журналах, чтобы поделиться наработками с коллегами. Несколько раз опубликовывала свой материал на сайте «Фестиваль педагогический идей. 1 сентября», «НС портал», в методическом вестника МБУ «И-МЦ» Татарского района «Путь к мастерству. Актуальные проблемы образования».

Высокая степень развития творческой активности педагога является важнейшим условием формирования творческой активности современных школьников.

В новых условиях развития образования остро встают задачи развития высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личности педагога. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение в школе, но и успешность в жизни.

Для того чтобы повысить свой творческий уровень, уровень компетентности, необходимо не только увеличить объём получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие условия, которые будут систематически побуждать к саморазвитию. Конкурсы профессионального мастерства, открытые уроки, выступления с докладами и сообщениями на заседаниях педагогических советов и методических объединений учителей, творческие отчёты, участие в экспертных комиссиях, рождают уверенность в собственных силах и ведут вперёд.

В современном мире очень актуальны курсы повышения квалификации. Это, наверное, самый действенный метод нарастить собственный профессионализм или увеличить свой кругозор. Так, в 2012 году прошла курсы - «Проблемы и перспективы развития образования в Российской Федерации в период введения ФГОС», ГАОУ НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; в 2013 году - «Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений», Педагогический университет «Первое сентября» и Факультет педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова, в 2016 году «проектирование электронного курса с использованием СДО «Moodle», «Использование межпредметных связей при преподавании курсов русского языка и литературы в контексте требований ФГОС ООО».

На мой взгляд, все это позволяет проявить основные характеристики компетентности педагогов:

  • владение современными педагогическими технологиями;
  • креативность в профессиональной сфере;
  • способность к системному действию в педагогической ситуации.