Методические заметки на тему «Организация домашних занятий в классе скрипки»

Разделы: Музыка


Поступление ребёнка в ДШИ в класс скрипки является серьёзным и ответственным шагом не только для него самого, но и для его родителей. Первые шаги в искусстве всегда трудны, а для малыша в особенности. И на его близких ложится нелёгкое бремя: надо организовать домашние занятия, проследить за их ходом, вовремя поддержать интерес и найти стимул к учёбе. Для того, чтобы развитие его музыкальных способностей шло успешно, очень важно с первых шагов помочь ему в этом. Необходимо довести до сознания ребёнка, что он начал заниматься серьёзным делом, требующим внимания и терпения. Он должен всегда видеть перед собой цель, образец для подражания. Пусть юный скрипач чаще слушает музыку в концертном зале, по телевизору, радио, и он почувствует причастность к большому искусству.

Как показывает мой многолетний педагогический опыт, успех в обучении зависит от совместных усилий педагога, ученика и родителей. Хочется обратить внимание на важные моменты в организации домашних занятий, зная и выполняя которые каждый из родителей сможет помочь своему ребёнку в изучении азов музыкального искусства. Не жалейте времени и силы на то, чтобы успехи в этом непростом деле радовали и самого ребёнка, и вас – родителей, и нас – учителей.

  1. Домашние занятия должны быть подчинены определённому режиму, т.е. важнейшее значение для ребёнка имеет расписание. Лучше всего заниматься на скрипке перед приготовлением уроков для общеобразовательной школы, чем после них. Ничто не должно отвлекать ребёнка. Поэтому желательно, чтобы в комнате во время занятий не было посторонних, вокруг не должно быть шумных разговоров, был выключен телевизор.
  2. Скрипка и смычок подбираются по росту. На скрипку необходимо натянуть металлические струны. Подставка должна иметь правильную высоту, колки – хорошо проворачиваться и закрепляться. Смычок желательно иметь с белым волосом. Воспитывайте у ребёнка бережное отношение к инструменту. Ноты устанавливаются на пульт так, чтобы верхняя строчка находилась чуть выше уровня глаз и на расстоянии 40-50 см. Высота пульта должна регулироваться.
  3. Продолжительность домашних занятий зависит от индивидуальности ученика и его возраста. Для детей младшего школьного возраста – 30 минут в день достаточно. Для учащихся постарше продолжительность занятий составляет 1,5 – 2 часа в день с перерывом на отдых. На начальном этапе обучения родителям необходимо выполнять домашние задания вместе с ребёнком, внимательно читая задание в дневнике. Обязательно следите за записями в дневнике и приучите ребёнка к тому, что дневник регулярно просматривается.
  4. Главное в домашних занятиях то, что они должны быть ежедневными! Только регулярность приносит пользу. Если ребёнок занимается только перед уроком, такая работа малоэффективна. Чтобы выработать привычку к ежедневным занятиям, требуется проявить волю и приложить усилия как самому ребенку, так и родителям. Помните, даже если позаниматься всего 20 минут – это будет маленький, но шаг вперёд.
  5. Дети сами не занимаются – это нормально. Это психика ребёнка! Для него это  очень трудно. От педагога, если что и зависит, так это грамотность подхода к обучению, но никак не качество и количество. При отсутствии помощи и жесткого контроля со стороны взрослых дома  любой педагог будет плохой. Младшие школьники редко бывают способны к длительной сосредоточенной работе, их внимание ещё неустойчиво. При домашних занятиях важно не заставлять ребёнка подолгу заниматься чем-то одним. Лучше внимательно позаниматься 15 минут, затем отдохнуть и снова вернуться к занятиям.
  6. На начальном этапе обучения особое внимание следует уделять постановке игрового аппарата. Здесь помощь взрослых просто неоценима. Нужно постоянно заставлять ребёнка следить за руками, как этого требует преподаватель. Прежде всего, обратите внимание на общую свободу корпуса. В работе рук, пальцев, положении головы должны  быть естественные движения. Правильная осанка обеспечивает ровность дыхания. Не позволяйте во время игры низко опускать скрипку, облокачиваться, стоять, согнув колено. Не следует заниматься сидя. В начале первого года обучения ребёнок может играть стоя не менее 10 минут, в конце – 25-30 минут. В перерыве можно проделать ряд упражнений обычной зарядки.
  7. Очень важно развить у ребёнка критическое отношение к собственной игре, умение слушать себя как бы со стороны. Не позволяйте «баловаться» на скрипке, как попало держать инструмент, издавать немузыкальные звуки.
  8. Когда идёт подготовка к выступлению, полезно дома устраивать мини-концерт. Усаживайте в комнате всю семью, и пусть ребёнок играет всю программу. Он должен постоянно ощущать заинтересованность в своих успехах с вашей стороны. Просите ребёнка время от времени поиграть вам и обязательно внимательно прослушайте всё, что он вам захочет исполнить. Не забудьте похвалить его и поощрить.

Хочу рассказать о самых распространённых ошибках родителей.

Ваш ребёнок пошёл в музыкальную школу. Прошло совсем немного времени, а интерес к занятиям уже пропал. Родители переживают, что делать, как исправить ситуацию, чем помочь ребёнку?

В большинстве случаев родители виноваты сами: не ругайте ребёнка за некрасивые ноты и кривой скрипичный ключ. Поверьте, за восемь лет обучения в музыкальной школе он всему научится. А если ваш ребёнок вдруг станет композитором, он при написании нот воспользуется компьютером (уже давно изобретены программы Sibelius и Finale).

Когда вы привели ребёнка в музыкальную школу, вы спросили его, какой музыкальный инструмент ему нравится? Он хотел научиться играть на скрипке, а вы его отдали в класс гитары, потому что это модно. Всегда отдавайте ребёнка на тот инструмент, который нравится ему, а не вам!

Вспомните, когда вы последний раз хвалили своего ученика? Даже если не за что и он играет не совсем красивым звуком, но он старается, обязательно поддержите его. Поверьте, это будет намного полезнее. Система пряника гораздо результативней кнута.

Самая распространённая причина отказа от занятий – высокие требования школы и плохой контакт с педагогом по специальности. Тут родителям надо определиться, для чего они отдали ребёнка в ДШИ: для общего развития или с прицелом на карьеру. По большому счёту, как раз ради общего развития музыкальные школы и были придуманы. Если вы хотите вырастить из своего ребёнка Паганини, будьте готовы к многочасовым занятиям по специальности. Результат детского обучения музыке в первую очередь зависит от личности педагога. Постановка рук, развитие техники – скрупулезное и трудное занятие. Лишь самые дальновидные педагоги умеют делать это, не отвращая ребёнка от музыки, а приучая к ней. Ищите именно такого учителя.

Родители часто сталкиваются с такой проблемой, как неожиданный отказ ребёнка продолжать обучение в музыкальной школе. У него на это могут быть самые неожиданные причины: кто-то сказал ему, что в музыкальной школе учатся только «ботаники», или просто сверстники гуляют, а ты занимаешься. Что делать в этом случае?

  1. Узнайте истинную причину. Если  вашему ребёнку больше нравится заниматься рисованием или он влюблён в фигурное катание, то лучше его отдать в художественную или спортивную школу. А если вопрос в «тяжести занятий» или просто «надоело», тогда, возможно, поможет сценотерапия.
  2. Устраивайте домашние прослушивания. Чем больше ребёнок выступает на сцене, даже просто перед родственниками на дне рождения, тем больше у него проявляется интерес к занятиям. Это и называется сценотерапия.
  3. Стеснительность и страх – одна из причин отказа ребёнка от занятий. В этом случае стоит уделить особенное внимание дополнительным занятиям по раскрепощению на сцене. Здесь большую роль оказывает коллективное музицирование (игра в ансамбле скрипачей).
  4. Сходите на урок, понаблюдайте за преподавателем. Одно неосторожное слово может раз и навсегда отбить желание заниматься. Вот она – мотивация к творчеству. Не стоит на занятиях говорить ребёнку, что у него не получается. Преподаватель должен сначала похвалить, а потом указать на недочёты. Например: “Мне нравится, всё хорошо, но вот здесь нужно сделать то-то и то-то”. Именно такое отношение педагога и вызывает у ребенка мотивацию заниматься. Если у вас педагог, который всё время ругает – бегите от него.
  5. Оцените мотивацию педагога. Заниматься по 2-3 часа с инструментом трудно даже самому спокойному ребёнку. Но задача педагога именно в том, чтобы «зажечь» детей своей творческой энергией. Важно, чтобы педагогу самому нравилось то, чем он занимается. И ребёнку так же. При таком раскладе очень легко превратить учёбу в игру – дети начинают получать удовольствие от обучения.

Подводя итог, я хочу ещё раз подчеркнуть необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство, а именно игра на скрипке, требует постоянного и упорного труда. Одна из первых задач педагога - скрипача воспитать в ученике любовь к работе за инструментом и интерес к самому процессу исполнения. Со стороны педагога следует добиваться умения убедительно показать, к каким музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа и обязательно поощрять за её успешное выполнение. Все эти общие пожелания в работе с разными учащимися реализуются с каждым индивидуально. Отсутствие систематических домашних занятий и навыков самостоятельной работы характерно для очень многих учащихся ДШИ. Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда будут современными и актуальными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них осознанного подхода к организации работы дома.

Список литературы.

  1. Карл Флеш «Искусство скрипичной игры». Классика – XXI. М.2007.
  2. В. Ю. Григорьев «Методика обучения игре на скрипке». Классика – XXI. М.2006.
  3. С. Шальман «Я буду скрипачом». Советский композитор. Л. 1984.