Конспект наблюдения с детьми на тему «Уход и наблюдение за ростом календулы на примере ростков, посаженных в кашпо и в биокуполе»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: ознакомление с процессами, происходящими на примере экосистемы биокупола.

Образовательные задачи:

  • Продолжать вызывать и всячески поощрять познавательный интерес детей к наблюдению и высказываниям, учить делать выводы, доказывать и отстаивать свою точку зрения.
  • Закреплять знания детей о процессах, происходящих в биокуполе – обильный полив ростков дает наиболее обильный конденсат на поверхности стекла, умеренный полив – появление капель на стекле не такое обильное.
  • Чем выше температура внутри, тем интенсивнее растут ростки, если наливать воду на верхний ярус – вода постепенно будет стекать до самого нижнего яруса и оттуда подниматься вверх в виде капелек пара на стекле.

Воспитательная задача: воспитывать заботливое отношение к растениям, к природе в целом, способствовать пониманию детей о необходимости сохранять природу для людей и животного мира во избежание природных  катаклизмов и продолжению жизни на земле.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми по темам «Лекарственные растения, их польза для людей», «Семенное размножение растений», «Роль тепла, воды, почвы, света   в жизни растений».
  • Наблюдения за ветками полярной ивы в период наступления полярной ночи (с электрическим светом и без).
  • Наблюдение и сравнение черенков узумбарской фиалки в стакане с чистой водой и в стакане с водой, разведенной с несколькими песчинками перманганата калия (марганцовки).
  • Работа в календаре природы с целью закрепления знаний о временах года, характерных для них приметах, названиях месяцев.
  • Разучивание стихов, загадок о некоторых комнатных и лекарственных растениях (календула, фиалка, бегония).
  • Изготовление и ведение (пополнение информации, зарисовок) календаря наблюдений за календулой.
  • Посадка лука, мяты, календулы, укропа, томатов на подоконнике. Уход и наблюдения в уголке природы за ростками укропа, лука, календулы, мяты.
  • Посадка и пересадка ростков календулы и мяты в биокупол с целью наблюдения и сравнения этих же ростков в кашпо.
  • Экскурсии осенью и зимой для наблюдения за кустарниковой ивой и тальником в палисадник детского сада.

Материалы и оборудование:

  • Посаженные ростки календулы в кашпо и в биокуполе,
  • Отстоянная вода в бутылке для полива,
  • Мерный стакан для полива ростков в биокуполе,
  • Вентилятор для биокупола,
  • Термометры для биокупола,
  • Настольный календарь наблюдений, листы бумаги, фломастеры,
  • Семена календулы для зарисовки.

Ход наблюдения

Дети заняты свободной деятельностью. Воспитатель привлекает внимание детей, пригласив принять участие желающих понаблюдать, как изменились ростки календулы, посаженные детьми.

Воспитатель и дети начинают наблюдать за ростками, посаженными в кашпо и биокупол.

- Ребята, чем отличаются ростки, посаженные в кашпо от ростков в биокуполе? (возможные ответы детей: ростки в кашпо наклонены друг к другу, а в биокуполе – растут прямо, ровно вверх).

- Как вы думаете, почему по разному вырастают наши ростки? (ответы: ростки тянутся к солнцу, в биокуполе стенки прозрачные и росткам достаточно света, а в кашпо не хватает света и ростки тянутся близко к земле, около земли теплее – поэтому ростки тянутся вдоль земли, а в биокуполе теплее, чем снаружи и росткам не надо к земле сгибаться).

- Ребята, вы правы. Но причина этого может быть еще и в том, что мы пересадили ростки из кашпо глубже, чем посадили семена в кашпо. То есть, ростки в биокуполе посажены глубоко, и ростки растут прямо, а в кашпо корни у ростков расположены близко к поверхности и они склоняются под тяжестью своих стебельков.

- Ребята, какая вчера была погода? Вспомните, вы делали отметки в уголке природы (ответы: дул ураганный ветер) Совершенно верно, вчера была сильная продолжительная метель и дул ураганный ветер более 33 метров в секунду – это очень много даже для наших климатических условий!

- Подумайте и скажите, откуда берет такую силу ветер? (ответы детей: от холода, от снега)

- Но ветер бывает и летом, вспомните, в жарких странах случаются цунами из-за силы ветра. Значит, не от снега возникает ветер.

- Что такое ветер? (ответы: это когда движется воздух).

- Как появляется ветер? На земле воздух по температуре какой? А какой по температуре воздух в небе? (ответы: холодный). А когда смешиваются теплый и холодный воздух, что происходит? (ответ: получается теплый).

- Давайте посмотрим, откуда и как появляется ветер в нашем биокуполе.

Воспитатель открывает верхнее отверстие биокупола и устанавливает вентилятор в лунку  биокупола. Разогретый воздух, выходя из отверстия, начинает медленно поворачивать вентилятор.

- Вот так появляется движение ветра. Что произошло? (ответы: теплый воздух выходит и смешивается с прохладным воздухом и поворачивает вентилятор).

- Да, правильно, ребята, когда теплый или горячий воздух смешивается с холодным, получается ветер или движение воздуха.

- Ребята, такие ураганные ветра случаются в том случае, если нарушается средняя температура – то есть в нашем регионе нарушилась средняя температура – стало теплее, а наверху еще очень холодно, потому что обычно в это время средняя температура должна быть не теплее, чем - 20 градусов. Вот и произошло у нас  такое сильное перемещение воздуха, что даже сдвинулся самолет в аэропорту! Такие изменения происходят по причине глобального потепления на всей земле, а это угроза для всего живого на нашей планете! Поэтому нужно стараться соблюдать правила в природе, не загрязнять и не нарушать природный баланс (возможные ответы и дополнения детей).

- А теперь, давайте снова обратимся к нашему биокуполу и посмотрим – в горах прошел дождь. Воспитатель выливает воду из мерного стакана в верхний ярус, если не достаточно – можно вылить еще 1 мерный стакан воды.

- Дождь закончился. А что происходит с водой? (ответы: вода стекает в средний ярус, где посажены ростки).

- А пока вода стекает, нам Маша загадает загадку о растении, про которое мы расскажем гостям:

- Я совсем не царапучий, не колючий и не жгучий!
На ромашку я похож, только желтый, ну и что ж!
Вот когда я отцвету – ноготками обрасту! (Календула, ноготки)

- Правильно, это календула. А почему это растение так называют – нам расскажет Наташа в стихотворении:

- Что за странные цветки под названьем Ноготки?
  Так похожи на ромашки – все в оранжевых рубашках!
  Целый день они смеются – все Календулой зовутся!

- Что мы знаем о календуле? (ответы: календула – это лекарственное растение, когда она отцветает, на ней появляются ноготки, которые можно снова сажать в землю, календулу еще называют ноготками, из календулы делают отвары, лекарства, мази, она очень полезна, когда болит горло, когда во рту язвы).

- Молодцы, ребята, вы много знаете об этом растении, которое не только радует своими цветами все лето, но и способствует выздоровлению от болезней!

- Давайте посмотрим на наши линейки, какой высоты были ростки в кашпо и какой они стали в биокуполе (дети смотрят на отметки – сначала ростки были 2 см, а в теперь в биокуполе 5 см). На сколько сантиметров выросли ростки? (на 3 сантиметра).

- Девайте вспомним, как мы сажали календулу (ответы: мы рыхлили граблями землю, посадили семена в ямки, потом разровняли землю и полили).

- Ребята, чтоб малыши и наши гости знали, как вырастает календула, нарисуйте на листках сначала семечко, потом – росток и затем - росток с листиками.

Дети за столами делают зарисовки и показывают гостям. После наблюдения дети могут поместить свои некоторые зарисовки на календарь наблюдений за ростом календулы, а после сбора семян календарь перенести в зимний сад для ознакомления с посадкой и уходом за календулой для других детей детского сада.