Использование облачных технологий для организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Кто не идет вперед, тот идет назад…
В.Белинский

В настоящее время в отрасли информационных технологий получила развитие новая парадигма – облачные вычисления. Это работа с информацией, чаще всего через Интернет, объединяющая в себе аппаратные средства, каналы связи, лицензионное программное обеспечение, а также техническую поддержку пользователей. Термин «облачные вычисления» стал употребляться с 2008 г., но только в 2011 году Национальный институт стандартов и технологий США опубликовал специальную публикацию SP 800-145 «Определение NIST понятия «облачные вычисления», в которой закрепляются основные нормы данных технологий. Сегодня «облачные вычисления» заменяются понятием «облако» или облачные технологии. Работа в «облаке» направлена на снижение расходов и повышение эффективности в любой сфере деятельности человека, в том числе и в образовании.

В России образовательные учреждения первоначально использовали облачные сервисы изначально как бесплатные хостинги почтовых служб. В работе российских авторов К.Г. Кречетникова и И.В. Кречетниковой описаны основные социальные сетевые сервисы сети Интернет в образовании. Исследования и других авторов показывают, интеграцию облачных технологий в систему образовательного учреждения.
Современный образовательный процесс нельзя представить без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействуют развитию творческих способностей обучающихся, формируют навыки самообразования и саморазвития. Среди разнообразных направлений педагогических технологий особое внимание уделяется проектной и исследовательской деятельности учащихся. Определим разницу между проектной и исследовательской деятельностью. Первая направлена на выявление необходимости и создание новых явлений и объектов окружающего мира, вторая на получение учащимися новых представлений о явлениях и объектах окружающего мира с помощью научного метода.

Сегодня существует много методических рекомендации к структуре проектных и исследовательских работ. Например, на сайте Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ можно познакомиться с требованиями и критериями оценки данных работ [4].

Однако, организация работы, как над проектом, так и исследованием в рамках образовательного процесса предполагает наличие основных этапов:

подготовительно-организационный:

  • выбор рабочей группы;
  • постановка проблемы, определение критериев результативности, создание концепции проекта или обоснование темы, постановка целей и задач, описание актуальности, гипотезы исследования и методов исследования;
  • составление плана работы и определение сроков.

теоретико-практический:

  • сбор, анализ и синтез информации;
  • выполнение мероприятий проекта или исследования: эксперименты, анкетирование, разработка продукта и др.;
  •  оформление результатов проектной и исследовательской деятельности.

презентационно-аналитический:

  • представление результатов исследовательской и проектной деятельности;
  •  анализ полученных результатов и определение перспектив развития;
  • рефлексия.

Именно облачные технологии открывают возможность создавать учебные ситуации, в том числе организовать проектную и исследовательскую деятельность, так чтобы учащиеся могли естественным образом осваивать и отрабатывать компетентности 21 века. Современный человек должен уметь работать с информацией, использовать различные типы медиа ресурсов, планировать деятельность, владеть навыками эффективного сотрудничества.

В своей работе с учащимися я использую возможности базового пакета служб Google, который является бесплатным. Он имеет электронную почту, широкий круг приложений, мобильный доступ к ресурсам и другие полезные сервисы, необходимые для организации работы учащихся. Облачный сервис от Google называется Google Диск.

Для начала работы учитель или ученик должен иметь аккаунт (почту) на бесплатном почтовом сервисе www.Gmail.com. Для этого пройдите регистрацию на портале www.Gmail.com и войдите в созданный аккаунт. На почтовой странице в правом верхнем углу нажмите на квадратики (1) и вы увидите иконку «Диск»(2).

Рисунок 1. Страница почтового сервиса www.Gmail.com

Открываем страницу https://drive.google.com/ и переходим в web-интерфейс данного «облачного» сервиса.
Рассмотрим примеры использования облачных технологий Google для организации работы на разных этапах проектной и исследовательской деятельности в рамках изучения предмета информатика. Во-первых, это совместная работа над междисциплинарными проектами и исследованиями с применением облачных офисных приложений, таких как текстовый редактор, презентации и электронные таблицы.
Для этого на подготовительно-организационном этапе учитель или участник проекта создает рабочий документ для текста работы с помощью кнопки Создать - Google Документ на странице https://drive.google.com/.

Рисунок 2. Создание документа на GoogleДиске

Для совместного использования документа необходимо выполнить команды: (1) - настройки доступа, (2) - Включить доступ по ссылке, (3) –Редактировать могут все, у кого есть ссылка, (4) – Копировать ссылку. Важно ссылку отправить по электронной почте или социальным сетям участникам проектной работы.

Рисунок 3. Настройка доступа

Далее совместно учащиеся и руководитель проекта выполняют задачи подготовительно-организационного этапа.

Организованная таким образом работа над проектом позволяет в удобное для участников время как выполнять свою часть проекта, так и знакомиться с исследованием других членов авторского коллектива. В 2017-2018 учебном году такие проекты как «Интернет – зависимость: мифы или реальность», «Путешествие Москва–Карелия. Орел и Решка», «Разработка IQ-игры «Знаток информатики» были выполнены с использованием текстового редактора в «облаке».

На теоретико-практическом этапе с помощью облачных технологий были выполнены работы:

  • Подготовлены социальные опросы с помощью Google Форм для работ «Простые правила ресурсосбережения» и «Путешествие Москва-Карелия. Орел и Решка». С технологией создания данных тестов можно познакомиться на странице «Как создавать и оценивать тесты в Google Формах» - https://support.google.com/docs/answer/7032287?hl=ru. Учащиеся отметили, что, во-первых, использование Google Форм позволило им увеличить количество опрошенных, так как ссылки на опрос были размещены на странице в социальных сетях. Во-вторых, быстро получить статистику, диаграммы и графики по результатам опроса.
  • Для исследовательской работы «Рацион подростка: норма и реальность» собраны данные с помощью Google Таблиц о рационе питания в течение одного дня. Проведен анализ полученных данных с помощью ресурса Calorizator.ru. Интересно, что у авторов проекта на домашнем компьютере был не установлен пакет программ MS Office, однако использование возможностей «облачных технологий», предоставило им возможность оперативно участвовать в исследовательской работе.
  • Результатами работ «Простые правила ресурсосбережения» и «Жизнь Пи» были видеоролики. Фотографии, видеофрагменты и звуковые файлы для данных работ были сделаны с помощью сотовых телефонов и средствами мобильного доступа сохранены на Google Диске для дальнейшей обработки. Многие организаторы конкурсов просят предоставить ссылку на видеоролики работ. И видеохостинг YouTube, совместно с Google, предоставляет эту возможность, например, https://youtu.be/hXga0eN9icw - ссылка на видеоролик работы «Жизнь ПИ». 
  • Для некоторых работ итоговые презентации также были созданы с помощью Google Презентаций. Для защиты проектов, созданные презентации, были скачаны как Microsoft PowerPoint.
  • В работе «Путешествие Москва-Карелия. Орел и Решка» для построения маршрута использовался сервис Google Карты.

На презентационно-аналитическом этапе также можно использовать Google Формы для выявления интереса к результатам исследования.
В блоге российского образовательного сообщества «Учимся с Google и другими», можно найти много идей по использованию сервисов Google для совместной работы с учащимися, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Службы Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться» [8].

Думаю, что в процессе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся в дальнейшем появится необходимость использовать не только перечисленные сервисы, но и другие, например, Google Переводчик, Google Музей.

В качестве заключения хочется отметить, удобство при сопровождении проектной и исследовательской деятельности. Важно то, что учитель может как корректировать работу учащихся, так и при оценивании участия в создании проекта отследить хронологию изменений и определить вклад каждого участника авторского коллектива. Сократилось время выполнения проектных и исследовательских работ в результате использования совместного доступа и автоматизации процесса проведения анкетирования, обработки данных.

Наблюдается повышенный интерес учащихся к созданию проектных и исследовательских работ с использованием облачных технологий. Во время работы они демонстрируют творческое мышление и применяют цифровые инструменты для сбора, оценки и использования информации. Благодаря использованию облачных технологий получают навыки индивидуальной и совместной работы необходимые им в будущем.

В целом такая совместная работа делает процесс обучения открытым для учеников, учителей и для родителей. Комплексное их применение позволяет поднять на новый уровень процесс обученности и качества образования учащихся. Облачные технологии дают возможность интегрировать информационно-коммуникационные технологии в исследовательскую и проектную деятельность в рамках внедрения нового образовательного стандарта.

Литература

  1. Академик, [Электронный ресурс], https://dic.academic.ru/, доступ свободный
  2. Компьютерный ресурсный центр безопасности, [Электронный ресурс], https://csrc.nist.gov/publications/detail/sp/800-145/final, доступ свободный
  3.  Кречетников К.Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс] / К.Г. Кречетников, И.В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова. – http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf, доступ свободный
  4. Московский городской конкурс проектов, [Электронный ресурс], http://mgk.olimpiada.ru/documents/, доступ свободный
  5. Облачные сервисы: взгляд из России / под ред. Е.Гребнева. – М.: Cnews, 2011
  6. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. – М: Интуит.ру, 2009. – 63 с.
  7. Рекомендации работы над школьным исследованием и проектом, [Электронный ресурс], http://mosmetod.ru/, доступ свободный
  8. Учимся с Google и другими, [Электронный ресурс], http://edublogru.blogspot.ru, доступ свободный