Проектирование активных методов обучения на уроках литературы в 8-м классе. Итоговый урок-дискуссия по трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»

Разделы: Литература


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний. Подготовка к сочинению в классе по трагедии У. Шекспира.

Тема дискуссии: Герои трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Характеры, сюжетная роль, отношение автора. Дискуссия предполагает использование групповой работы.

При проведении дискуссии использовалась методика работы в малых группах (с распределением организационных ролей в группе), а также следующие формы дискуссий: «дискуссия по переписке», разговор по кругу, использование карточек-сигналов.

Эта форма работы выбрана, так как необходимо за 2 спаренных урока попытаться найти общее решение поставленных проблем, связанных с героями, темами и идеями комедии Шекспира.

Планируется развивать у учеников следующие умения: формулировать своё мнение по проблеме и убедительно излагать его, находить в художественном тексте аргументы для обоснования своей точки зрения и правильно использовать их, рассматривать все подходы к проблеме и пробовать совместно решить её.

Ход урока

Предварительно ребята получили вопросы-тезисы для дискуссии (прилагаются) для ознакомления и обдумывания дома.

Ученики разделились на группы по 3 человека, для этого сидящие на 2 ряду присоединились к сидящим на 1(1 вар.) и 3(2 вар.) рядах. 2 ряд, таким образом, остался свободным.

В начале работы использовалась методика «дискуссия по переписке»: каждая группа получала свой вопрос из списка тезисов для дискуссии, причем каждый ученик должен был обдумать вопрос и письменно изложить ответ на него. Затем три ответа, собранные вместе, передавались следующей группе по часовой стрелке для обобщения информации.

Задание: обсудить в группе проблему и варианты ответов, отобрать необходимую информацию, сформулировать свой ответ.
Следующий этап: «разговор по кругу». В группах распределены организационные роли: «организатор», «протоколист», «оратор». Оратор выступает перед классом, представляет мнение своей группы, организаторы других групп обязаны реагировать, поднимая одну из карточек-сигналов.

Карточки-сигналы:

  • Зеленый цвет – согласие с говорящим;
  • Красный цвет – несогласие, желание поспорить;
  • Знак вопроса – желание задать вопрос;
  • Восклицательный знак – желание что-то добавить, высказаться.

После выступления представителей восьми групп и обсуждения всех вопросов листочки с письменными ответами возвращаются авторам, предлагается на другой стороне листа дополнить свой ответ, если во время дискуссии появились какие-то дополнительные соображения по этому поводу.

В заключение урока предлагается написать небольшое (10-15 минут) сочинение-рассуждение по вопросу № 10.

Оценивались письменные материалы, созданные во время дискуссии, устные ответы наиболее активных учеников, а также итоговые сочинения-рассуждения.

Ученики проявляли заинтересованность, высказывались даже те, кто обычно отмалчивается, особенно им понравились и активно использовались карточки-сигналы.

В результате дискуссии учащиеся пришли к следующим выводам:

- любовь и влюбленность отличаются друг от друга, чувство героев друг к другу нужно, пожалуй, назвать любовью;

- Ромео – лирик, романтик, отсюда его влюбленности, но любовь к Джульетте меняет его, он уже способен на решительный поступок: это и попытка примирения с Тибальтом, и защита чести своего друга Меркуцио;

- Джульетту нельзя считать распущенной (приведены доказательства текстом);

- Парис не является для Шекспира героем в полном смысле этого слова, т.к. живет по законам средневекового общества, а не пытается подняться над ними, как Ромео и Джульетта;

- Кормилица не виновата, и она – «средневековый» персонаж, она (в соответствии со своими представлениями) любит свою воспитанницу и желает ей счастья.

В итоге выводы, к которым пришли дети, почти не отличаются от общепринятой трактовки образов трагедии Шекспира. Я думаю, здесь сказалась проведенная на предшествующих дискуссии уроках работа с текстом, а также домашняя подготовка к дискуссии.

Интересно, что первоначальные письменные ответы почти у половины учеников были неполными, а впоследствии доработаны. Некоторые же сразу изложили свои мысли по проблеме глубоко и полно. Это говорит о разных уровнях домашней подготовки. Достоинство дискуссии как формы работы в том, что даже те ученики, которые не привыкли работать дома, вынуждены активно работать на уроке и осваивать материал.

В сочинении более половины учеников оценили финал пьесы как светлый и оптимистичный. Это совпадает с трактовкой финала в школьном учебнике (мы занимаемся по учебнику Г.С.Меркина).

Таким образом, в процессе дискуссии ученики, прислушиваясь к мнениям друг друга, пришли к общепринятым выводам. Результатом в таком случае можно считать вовлеченность каждого ученика в работу на уроке. Ведь все письменные работы отличались самостоятельностью и глубиной.

Я рекомендовала бы своим коллегам не бояться и не лениться проводить дискуссии, это мотивирует учеников, заставляет внимательнее относиться к тексту, делает актуальнее проблемы, которые ставили классики. Сочинения, написанные после таких уроков, гораздо интереснее и содержательнее, не бывает списанных работ.

Приложение

Вопросы-тезисы для дискуссии

1. Это пьеса о любви? О чьей любви? А это любовь или влюбленность? Есть ли различие между этими понятиями?

2. Ромео часто влюблялся. Джульетта – очередная пассия. Он и Розалину так же пылко любил. Потом могла быть следующая красавица?

3. Ромео – положительный герой? Но ведь Шекспир сознательно снижает образ, показывает Ромео болтуном – разве не так?

4. А Джульетта? Какая любовь в 13 лет? Правильно отец ее называет дурой! Разве это не распущенность – во 2–3-ю встречу отдаться легкомысленному мальчишке! Как отец говорит? «Беспутная девчонка!» - это правильно? А может быть, она просто хотела подразнить отца, ведь все подростки хотят идти наперекор родителям?

5. Оцените Париса. Может быть, он положительный герой? Ведь его Шекспир «уложил» в одной гробнице с Ромео и Джульеттой – чем не герой?

6. А может быть, кормилица, старая ведьма, во всем виновата?

7. Мне понравился Тибальт: он вступился за честь семьи, рода; жизни не пожалел. А Ромео – трус. Вы согласны со мной?

8. Меркуцио тоже зря погиб. Зачем он полез в драку?

9. Примирились ли семьи Монтекки и Капулетти? А не лучше было бы, чтобы они остались во вражде – столько людей погибло!

10. Финал пьесы тяжелый, трагически безысходный или светлый, оптимистичный?