Аспекты экологического воспитания обучающихся с нарушениями слуха посредством проекта «Протянем птицам добрые руки!»

Разделы: Биология, Начальная школа, Внеклассная работа, Коррекционная педагогика


Идея приобщения человека к природе, к её познаванию, постижению, имеет глубокие корни в педагогической науке. Современная концепция школьного экологического воспитания определяет ведущие идеи: цель, задачи, ожидаемые результаты, основные принципы, основные направления, основные механизмы, которые необходимо учитывать при разработке и реализации проектов, программ и планов по экологическому образованию, воспитанию и просвещению школьников с особенностями развития – нарушениями слуха.

Ещё со времён Аристотеля – великого древнего греческого философа и учёного, окружающий мир, в частности жизнь птиц стала предметом сосредоточенного и неотрывного изучения. Первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать, несомненно, зародились у людей при взгляде на птиц.

Птицы во все времена интересовали и сейчас пользуются большой популярностью не только у учёных, но и у людей, далёких от науки. Причина любопытства к птицам у взрослых и детей заключается в том, что птицы – самый красивый и замечательный объект живой природы. Поднимаясь в небо, человек очарован привлекательной, удивительной, завораживающей силой полёта, вдохновляющей творческих людей: поэтов, писателей, музыкантов.

Всякая птица восхитительна по-своему; одна наделена ярким оперением, другая – заливистым голосом, третья – очаровательным хвостом, четвёртая – причудливым хохолком или пышным воротником, а пятая совершает в полёте невообразимые пируэты. Птицы способны вить гнёзда, издавать разнообразные звуки, большинство из которых является мелодичным для человеческого уха и до сего времени оказывает влияние на развитие музыки.

В лесу, так просто, зверя не встретишь, не услышишь, а птицу и видно, и слышно одновременно. У каждой свой характер, своя особенность, своя прелесть, поэтому радость от встречи с птицей у ребёнка остаётся в памяти на всю жизнь. Конечно, вокруг много интересных природных объектов – животные, насекомые, деревья, травы, а мы протягиваем руки птицам. Это не случайный выбор, ведь птицы – это символ любви и верности, птицы – это наши друзья, птицы – это вестники радости, защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это таинственная красота, это природное чудо нашей Родины!

Птицы приносят неоспоримую пользу. Они уничтожают вредных насекомых, сохраняют культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении, способствуют распространению плодов и семян. Не станет птиц, что человеку без птиц природа? Она суха, безжизненна, мертва… Охрана птиц – очень важная задача! На Земле за последние 350 лет исчезло около 150 видов птиц. Природа гибнет, поэтому всех нас должно волновать здоровье нашей планеты – нашего дома. Ведь другого дома у нас нет…

Основная роль в непрерывном экологическом образовании и воспитании отводится общеобразовательной школе. В настоящее время в ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» вопросы экологии изучаются в составе интегрированных учебных предметов: «Окружающий мир», «Природоведение», «География», «Биология», регионального компонента базисного учебного плана (БУП) «Экология Томской области», школьного компонента и элективных курсов профильного обучения.

Методическую и консультационную помощь в управлении процессом развития системы непрерывного экологического образования и просвещения обучающимся ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха» оказывают:

  1. Центр информационного обеспечения, воспитания и образования населения. (ОГУ «Облкомприрода» Томской области).
  2. Центр по разработке и реализации проектов и программ модернизации структуры и содержания общего образования. (ОГКУ РЦРО «Региональный центр развития образования» г. Томск).
  3. Центр по подготовке кадров для обеспечения непрерывного экологического образования. (ОГБОУ ТОИПКРО «Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»).
  4. Центр дополнительного экологического образования детей. (ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей»).
  5. Центр экологического образования и просвещения. (ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека»).

Во исполнение Распоряжения Губернатора Томской области от 25.02.2011 г. № 57-р «Об утверждении Плана мероприятий на 2011 год по реализации на территории Томской области Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации», а также с целью реализации стратегических направлений развития непрерывного экологического образования утвердить «Стратегию развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.».

На территории Томского региона к настоящему времени зарегистрировано пребывание 326 видов птиц 17 отрядов. Многие из них занесены в Красную книгу Томской области. Ведь не секрет, длительное воздействие человека на ландшафтные системы, выражающиеся в замене лесных комплексов Обь-Томского междуречья на лугово-пастбищные и пашенные привело к истреблению многих видов птиц. Созданием в 1974 г. «Красной книги СССР», принятием решения за № 237 (1975 г.) об охране животного мира Томским Облисполкомом и утверждением 25 июня 1980 г. Верховным советом СССР закона СССР «Об охране и использовании животного мира», была обеспечена правовая основа для специальных мер, направленных на сохранение вымирающих представителей фауны.

Чуткое отношение к птицам посредством эколого-нравственного воспитания  в школе-интернате для обучающихся с нарушениями слуха – это не мода, не очередное увлечение, это направление носит эколого-информационный, практико-ориентированный характер. Данный вектор формирует у детей толерантность, милосердие, закладывает первоначальные знания о различных экологических группах птиц, живущих в лесах, на открытых пространствах, на водоёмах и др.

Нам пришла идея о запуске проекта «Протянем птицам добрые руки!» в рамках реализации стратегических направлений, развития непрерывного экологического образования «Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.», целью которых является повышение экологической грамотности в первую очередь, обучающихся образовательных учреждений разного уровня.

Данный проект был выбран не случайно, так как давно доказано, что ознакомление, исследование, наблюдение за жизнедеятельностью пернатых благотворно влияет на общее развитие ребёнка. Слушание и визуализация птиц во время прогулок по парку, по лесу, в городской черте избавляют от гиподинамии, благотворно влияют на психологическое состояние, повышают познавательную активность, что так необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В ходе реализации проекта «Протянем птицам добрые руки!» с сентября 2017 года, наше образовательное учреждение задолго до указанной даты, продуктивно сотрудничает с ЦИО ОГУ «Облкомприрода», ОГКУ РЦРО «Региональный центр развития образования», ОГБОУ ТОИПКРО, ОГКОУ ДОД «ОЦДОД», ОГУК «Томская областная детско-юношеская библиотека». Обучающиеся принимают активное участие мероприятиях: конкурсах, викторинах, которые организуют и  вышеозначенные организации.

Суть этого проекта – воспитать детей с нарушениями слуха в духе гуманности ко всему окружающему миру. Важным аспектом является расширение представлений об особенностях жизнедеятельности птиц, помощи и поддержке птиц в трудные сезонные времена.

Существующий подход – утверждение Плана мероприятий по реализации на территории Томской области Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, а также с целью реализации стратегических направлений развития непрерывного экологического образования утверждение «Стратегии развития непрерывного экологического образования и просвещения населения Томской области на 2011-2020 гг.». является решением проблемы. Такая политика вполне результативна, так как позволяет бороться с причиной проблемы исчезновения птиц, уничтожения окружающей природы.

Проектная деятельность предполагает создание информационного ресурса как на школьном образовательном сайте, в сети Интернет, так и на электронных носителях (видеоролики, презентации, внеурочные мероприятия, и др.) по программам: «Окружающий мир», «Природоведение», «Биология», и др. регионального компонента базисного учебного плана (БУП) «Экология Томской области», школьного компонента и элективных курсов профильного обучения, которые помогают детям, родителям, педагогам, в работе с детьми младшего, среднего и старшего возраста.

Школа продолжает формировать экологическую культуру ребёнка с особенностями в развитии, ведь проблема экологического воспитания – одна из наиболее важных звеньев, является весьма актуальной. У детей с нарушениями слуха вторично страдает речевое развитие, что негативно сказывается на становлении человеческой личности, развитии познавательных процессов, мышления, внимания и др.

Дети с особенностями в развитии – нарушениями слуха не владеют соответствующими знаниями о жизни птиц, путают зимующих и перелётных птиц, у них не сформировано чувство заботы о птицах. Исходя из этого, проект «Протянем птицам добрые руки!» повысит экологическое сознание, позволит расширить и углубить знания детей о жизнедеятельности птица, повысит словарный запас, будет способствовать формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо беречь птиц, сохранять зелёную зону – родной дом для птиц, ухаживать за пернатыми в трудные сезонные времена года.

Презентация

Проект «Протянем птицам добрые руки!» имеет последовательный перечень этапов.

1 этап – организационно-подготовительный

Задачи. Выявление в процессе опроса и анкетирования потенциальных участников проекта (обучающихся, их родителей, законных представителей), их желание участвовать в проекте.

Согласование с администрацией школы-интерната, консультантами, родителями о совместной деятельности в процессе проектной деятельности, получение одобрения.

Разработка плана мероприятий: сбор средств, благотворительность, предметно-практическая деятельность, беседы, круглые столы, наблюдение, работа с литературой, Интернет-источниками, речевыми карточками и др.

2 этап – практико-ориентированный

Задачи. Организация предметно-практической мероприятий в рамках внеурочно-тематического планирования: просмотр видео, работа в школьной библиотеке с энциклопедией, литературой, привлечение к проектной деятельности родителей, законных представителей, сбор материалов для изготовления кормушек для птиц, и др.

Посещение особоохраняемой зоны парка «Игуменский», посещение ОГКОУ ДОД «Областной центр дополнительного образования детей, акция «Благотворительность», обучение и закрепление приёмов бережного отношения к окружающей природе, что для этого необходимо?

Организация фотосъёмок во время реализации проекта. Ответственные: Горкольцев Сергей, Ширякова Евгения, Месхи Алёна.

3 этап – итогово-аналитический

Задачи. Составление отчёта по итогам мероприятий проектной деятельности, медиапрезентации по результатам совместной благотворительной деятельности, внеклассные мероприятия, буклет, слайд-шоу, выставки и др.

Подготовка публикации по итогам реализации этапов проекта.

Размещение материалов экологического проекта на страницах сайтов: mail@kssovushka.ru, Центра научного сотрудничества «Интерактив плюс» - ekuznecova@interactive-plus.ru, Национальная родительская ассоциация - info@nra-russia.ru, Школьная Академия «Успех»- MikhailSoin@tspu.edu.ru, Антипьева Наталья Николаевна - antipeva@education.tomsk.ru.

Награждение активных участников экологического проекта «Протянем птицам добрые руки!» Дипломами, Благодарственными письмами, Благодарностями.

К концу проектной деятельности у обучающихся сформируются личностные характеристики, они  будут знать:

  • о жизнедеятельности птиц, какую пользу они приносят, как необходимо проявлять о них заботу в разные сезонные времена;
  • смысловое значение основных терминов, словосочетаний, фраз, определяющих экологическую направленность;
  • причины и следствия исчезновения птиц, влияние данного феномена на окружающую природу;
  • с приходом тепла птицы становятся заметными и более активными, чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
  • воробьи и голуби прилетают стайками, а синички по 2-3, сороки по одиночке;
  • как оказать помощь, защиту и пернатым друзьям зелёного дома;
  • ориентироваться на выполнение моральных норм, решать проблемы на основе своих поступков.

К концу исследования обучающиеся овладеют метапредметными характеристиками, они будут уметь:

  • работать с информацией, учебными моделями, изготавливать элементарные предметы, облегчающие положение городских птиц;
  • выполнять требования по соблюдению правил поведения в лесу, парке, других природных зонах;
  • анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, умозаключения.

К концу исследования обучающимся будут свойственны предметные характеристики, они закрепят:

  • предметные и метапредметные действия с учебным и методическим материалом;
  • опыт практико-ориентированной деятельности;
  • словарь, включающий определённые термины (в соответствии с особенностями слухового и речевого развития);
  • познавательную активность, желание быть участниками школьных и внешкольных мероприятий по сбережению окружающей природы;
  • расширят кругозор, повысят уровень экологической культуры.

Особенность проекта «Протянем птицам добрые руки!» в том, что весь материал доступен на школьном сайте в On-line режиме, постоянно пополняется новыми методическими материалами. Помимо этого, родители всегда могут получить консультацию Копыловой О.Н. учителя биологии, Моисеевой Р.И. учителя начальных классов, классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога по организации и проведению внеурочных мероприятий в соответствии с темой проекта.

Теоретическая и практическая часть проекта представлены в методическом кабинете в бумажном и электронном вариантах. Педагоги имеют возможность ознакомиться с материалами, использовать практическую и теоретическую часть в работе с детьми.

Размещение бесед, занятий, внеклассных мероприятий на образовательных сайтах:

Стоит подвести итог, а именно сделать выводы. Экологический проект «Протянем птицам добрые ладони!» продолжает своё движение. На данной стадии мы получили результаты, указывающие на положительный аспект практико-ориентированной деятельности всех участников проекта. В ходе совместной работы дети с особенностями в развитии получили навыки практической деятельности по изучению птиц, более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках уроков образовательного цикла.

Приятно смотреть на совместно созданные презентации, читать сочинения о том, как ребята отзываются о проекте. С каким желанием декламируют со сцены стихи о природе, о бережном к ней отношении. Ребята знают, какую помощь необходимо оказывать птицам, как взаимодействовать с окружающей природой.

Активные участники проекта могут определить вид птицы, интересно проводят досуг, мастерят для птиц кормушки и поилки. Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах. Обучающиеся приобрели навыки исследовательской работы, осознали неповторимость и своеобразие каждой живой птицы, получили массу новых впечатлений, что дало возможность узнать новые факты из жизни птиц, вызвать неподдельный интерес к пернатым друзьям.

Работа над проектом активизировала познавательный интерес учащихся к миру пернатых, побудила ребят к бережному отношению к окружающей природе. Участники проекта продолжают действовать в рамках деятельности, продолжают искать дополнительную информацию по данному проектному направлению. Качественная, продуктивная, востребованная работа продолжается.

Интернет-источники

  1. http://ru.wikipedia.org/
  2. http://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/04/
  3. http://ogbu.green.tsu.ru/wp-content/uploads/2016/04/
  4. http://blog.kob.tomsk.ru/wiki/index.php/
  5. https://35photo.pro/photo_1139631/
  6. https://www.youtube.com/watch?v=7XcLVVHDkkQ
  7. https://www.youtube.com/watch?v=5swMcXxDEfM
  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2017/11/23/viktorina-nashi-pernatye-druzya